УДК 342.7

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ВЪЕЗДА В РОССИЮ И ВЫЕЗДА С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№38,

Юридические науки

Барсукова Виктория Константиновна


Ключевые слова: ВЪЕЗД; ВЫЕЗД; ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН; ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ; ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ENTRY; EXIT; FOREIGN CITIZEN; STATELESS PERSON; ILLEGAL MIGRATION; TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В данной статье автором проанализированы виды юридической ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение порядка въезда в Россию и выезда с территории Российской Федерации, установлены особенности административной и уголовной ответственности в исследуемой сфере.

Как предусмотрено статьёй 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ» [3], иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию России с нарушением установленных правил, либо уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию России, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормы об организации незаконной миграции в структуре Уголовного кодекса РФ помещены в главе 32 «Преступления против порядка управления» раздела X «Преступления против государственной власти» [1].

Так, «статьей 322 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное пересечение Государственной границы России без действительных документов на право въезда в Россию или без надлежащего разрешения, а также за пересечение Государственной границы России иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которому в Россию заведомо для виновного не разрешён на основании закона РФ. Статья 322.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции — организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации» [8, с. 56].

Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере миграции установлена в главе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Большую долю во всей массе административных правонарушений, связанных с миграцией, занимают правонарушения в сфере въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также нарушения режима Государственной границы Российской Федерации указанными лицами.

Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином (лицом без гражданства) правил въезда в Российскую Федерацию, транзитного проезда через территорию РФ предусмотрена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. При этом санкцией данной нормы предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового [2].

Необходимо отметить, что выдворение за пределы Российской Федерации является одним из самых негативных последствий для иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших российское законодательство, регулирующее въезд в РФ и выезд с территории России. В то же время, как представляется, указанная мера административной ответственности соразмерна предусмотренным ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения правонарушений.

«Выдворение за пределы Российской Федерации ограничивает возможность прибытия таких лиц на территорию России, обеспечивая тем самым стабильность и правопорядок в стране» [5, с. 79].

Правовые установления Конституционного Суда России, касающиеся прав иностранцев, также призывают учитывать по гуманитарным соображениям семейное положение и иные чрезвычайные обстоятельства, которые заслуживают внимание при решении вопросов о выдворении из РФ. Судом отмечено, что семья относится к ценностям, охраняемым Конституцией России и международными договорами РФ, однако не имеет во всех ситуациях преимущества перед иными конституционно значимыми ценностями, и, соответственно, не гарантирует иностранным гражданам безусловный иммунитет от применения в рамках закона действенных принудительных мер миграционной политики, которые являются соразмерными опасности совершения миграционных правонарушений и существующей практике уклонения от юридической ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2014 № 628-О [4]).

Исследователями выделяются такие формы административного выдворения, как самостоятельный контролируемый выезд, а также принудительный контролируемый выезд с территории России.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции — Министерство внутренних дел РФ, контролирует исполнение иностранцем постановления о его административном выдворении из России в виде контролируемого самостоятельного выезда из России.

Если судом принимается решение о применении административного выдворения за пределы РФ в порядке принуждения, с помещением лица в специальное (предусмотренное законом) учреждение, сотрудниками полиции, возбудившими дело, все материалы передаются в Федеральную службу судебных приставов, с составлением соответствующего акта. Судебными приставами выдворяемые лица препровождаются в такое специализированное учреждение, а также осуществляется покупка билетов.

Административное выдворение производится за счёт средств выдворяемого, а при неимении таковых — за счёт пригласившей его организации, диппредставительства либо консульского учреждения зарубежного государства, гражданством которого обладает выдворяемое лицо; международной организации или её представительства, иного лица. Если же приглашающая сторона не будет установлена, расходы по выдворению ложатся на Российскую Федерацию [6, с. 263].

Часть 2 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность для иностранных граждан за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Россию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий.

Анализ судебной практики показывает, что несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию может быть выражено в:

— фактическом осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, как цели въезда в РФ;
— в указании «цели визита», как «частной», при последующей подаче заявления о продлении срока временного пребывания в связи с заключением трудового договора;
— в указании «цели визита», как «коммерческой», при фактическом осуществлении трудовой деятельности;
— в указании «цели визита», как «туристической» (въезд по туристической визе), при последующем осуществлении трудовой деятельности;
— в указании «цели визита» — «транзит», при фактическом нахождении на территории РФ с частным визитом.

Чаще всего привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ иностранные граждане, указывающие цель въезда как «частную», на самом деле въезжающие в Россию для осуществления трудовой деятельности.

Часть 2 статьи 18.1 КоАП РФ предусматривает ответственность для иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пересечения Государственной границы РФ либо нарушение порядка следования иностранными гражданами от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через Государственную границу России и в обратном направлении.

Вторым по распространенности нарушением является попытка пересечь Государственную границу РФ по документу, не принадлежащему иностранному гражданину (лицу без гражданства) [7, с. 31].

Нередки случаи, когда не – граждане РФ пересекают Государственную границу России на крыше пассажирского вагона электропоезда или в вагоне поезда, укрывшись от прохождения пограничного контроля. Также встречаются случаи, когда такие лица выходят из автотранспортного средства перед кабиной паспортного контроля и пересекает пешком линию кабин, уклонившись от пограничного контроля. Затем совершается попытка выехать с территории пункта пропуска в сторону РФ, в качестве пассажира транспортного средства, уже прошедшего контроль.

Часть 2 ст. 18.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 15 (Часть I). Ст. 2035.
  3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 04.03.2022) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 628-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Морозов Ю.В. Привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 5 (55). С. 79.
  6. Никитас И.В., Юдина Е.Л. Правовое регулирование административного выдворения на примере деятельности ФССП России // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. статей IX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2017. — С. 263.
  7. Урда М.Н. Проблемы применения нормы, устанавливающей ответственность за незаконное пересечение Государственной границы // Уголовная юстиция. 2017. № 9. С. 31.
  8. Уторова Т.Н. Дифференциация наказаний за преступления в сфере миграции // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4 (36). С. 56.