УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

№38,

Юридические науки

Рубанов Максим Александрович


Ключевые слова: ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА; ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ПРОИЗВОДСТВО; ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ; ПОЛИЦИЯ; РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА; СТАДИИ; INITIATION OF A CASE; PUBLIC ORDER; PUBLIC SAFETY; PRODUCTION; JURISDICTION; POLICE; CONSIDERATION OF THE CASE; STAGES.


Аннотация: Автором рассматриваются особенности производства по делам об административных правонарушениях в области общественного порядка и общественной безопасности на каждой из стадий. Указывается на роль правоохранительных органов на каждой из стадий производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 20 КоАП РФ.

Органы государственной власти, общественные объединения при непосредственном участии граждан гарантировано обеспечивают осуществление охраны общественного порядка на территории государства. Но все же приоритет в осуществлении данных полномочий принадлежит правоохранительным органам, в чью компетенцию входит одновременно правоприменительная и административно-юрисдикционная деятельность. Все вышеуказанное является характерной особенностью возбуждения и рассмотрения дел в области непосредственной охраны общественного порядка.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении начинается с обнаружения административного правонарушения и заканчивается во время передачи протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и других материалов, лицу, которое уполномочено рассматривать дело об административном нарушении непосредственно в определенные сроки.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [3], полиция обязана осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (п. 5). В соответствии со статьей 13 указанного закона для реализации указанного направления деятельности полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, в том числе связанных и с нарушениями административного законодательства, составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка.

Значительное количество нарушений, которые совершаются в сфере охраны общественного порядка выявляются, как раз должностными лицами органов внутренних дел (полиции), это и является основным моментом для возбуждения дела об административном правонарушении в сфере охраны общественного порядка. При проведении мероприятий, которые направлены на выявление признаков административного нарушения, таких как наблюдение за поведением граждан в общественных местах, или за манерой обращения водителей со своим транспортным средством, сотрудники органов могут обнаружить «определенную необходимую совокупность данных, непосредственно указывающих на наличие события правонарушения административного характера». К ним может относится определенная совокупность деяний, которая будет является объективной стороной правонарушения административного характера в области обеспечения охраны общественного порядка.

Примером такового может являться поведение субъекта, который явно нарушает общественный порядок с выражением неуважения ко всему обществу с непосредственным использованием нецензурной лексики в общественных местах и оскорбительным приставанием в общественных местах.

Проведя анализ правоприменительной практики по отдельным видам административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка, которые подведомственны органам внутренних дел (полиции) нужно сделать вывод о том, что одной из особенностей является то что, в сфере охраны общественного порядка правонарушители привлекаются к ответственности административного характера, предусмотренной положениями норм КоАП РФ, в большей степени по таким правонарушениям как: мелкое хулиганство, употребление спиртосодержащей продукции, а также наркотических и психотропных веществ и появление в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения [7, с. 177].

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении в сфере охраны общественного порядка, нужно устанавливать случай административного нарушения, время и место совершения правонарушения, лицо, совершившее преступление, виновность лица, совершившего преступление, обстоятельства, которые влияют на степень и характер административной ответственности в области охраны общественного порядка, а также причины и условия, которые способствовали совершению нарушения.

Следует отметить, что дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом, который уполномочен составлять протокол об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка, и если существует хотя бы одна из причин, которая предусмотрена в статье 28.1 КоАП РФ [1] и есть достаточные данные, которые указывают на наличие события административного правонарушения в сфере охраны общественного порядка.

Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении являются: 1) в случае обнаружения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, который располагает достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения; 2) если материалы, полученные от правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, указывает на наличие события административного правонарушения; 3) если поступили сообщения и заявления от физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения.

Таким образом, стадия возбуждения дела о наличии противоправного деяния административного характера может иметь вид административного расследования или проверки по делу об административном правонарушении.

В соответствии с действующим законодательством настоящий срок проведения административного расследования – не более одного месяца с момента вынесения документа в форме решения о возбуждении дела о правонарушении административного характера.

Решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении принимается, если есть одно из обстоятельств, которые исключают судебное разбирательство. Такими обстоятельствами являются, например: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие административного правонарушения, истечение срока давности для привлечения к административной ответственности, смерть лица, в отношении которого ведется производство [8, с. 78].

Следующим основным этапом административного производства, является этап рассмотрения дела об административном правонарушении, этот этап урегулирован нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Следовательно, дела об административных правонарушениях рассматривают как несудебные органы (должностные лица несудебных органов) и судебные органы (судьи судов общей юрисдикции).

Фактически, этап рассмотрения дела об административном правонарушении – это оценка всех данных, которые собраны о правонарушении и нарушителе. Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения, либо по месту выявления административного правонарушения (например, ст. 20.2 КоАП РФ). По просьбе лица, либо без просьбы, если это несовершеннолетний, в отношении которого ведется судебное разбирательство в случае административного правонарушения, дело может быть рассмотрено по месту жительства лица (к примеру: ст.20.22 КоАП РФ), в отношении которого ведется производство. Дело об административном правонарушении, по которому проводилось административное расследование, рассматривается в месте нахождения органа, который проводил административное расследование.

Дело об административном правонарушении рассматривается судьей в течение двух месяцев, органом (должностным лицом), которые уполномочены рассматривать дело, в течение 15 дней с даты получения протокола об административном правонарушении или других материалов дела. Рассмотрение дел о правонарушении административного характера, за непосредственное совершение которых субъект нарушения заключается под административный арест, происходит в день получения протокола и иных материалов дела о данном правонарушении, а для лиц, в отношении которых была использована мера пресечения в виде административного задержания – не позднее 48 часов с момента задержания.

За судьей, органом (должностным лицом), в компетенцию которых входит рассмотрение определенных дел, в случае поступления ходатайств от участников действующего процесса, или в виду необходимости в разъяснении определенных обстоятельств административного дела, остается право продления рассмотрения дела на срок, не превышающий одного месяца. О продлении срока действия выносится мотивированное определение [6, с. 68].

Стадия рассмотрения дела начинается с того, что уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, выясняет: относится ли рассмотрение дела к его компетенции; имеются ли обстоятельства дела, исключающие возможность рассмотрения дела; правильно ли составлен протокол по делу об административном правонарушении и правильно ли составлены другие материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие разбирательство; имеются ли материалы в деле, которых достаточно для: рассмотрения по существу; есть ли ходатайства и отводы.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции другого органа или должностного лица, делается определение о передаче материалов дела для рассмотрения по подведомственности.

Подп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1статьи 29.4 КоАП РФ [4].

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении завершается во время объявления решения по делу об административном правонарушении лицу, привлеченному к административной ответственности. Это решение объявляется сразу после завершения дела. Копия решения по делу передается под расписку физическому лицу, законным представителям физических лиц, представителям юридических лиц или отправляется в течение 3 дней с даты его вынесения.

Особенности административной ответственности в сфере охраны общественного порядка заключаются в том, что главенствующую роль в обеспечении общественного порядка, несут правоохранительные органы, которые осуществляют правоприменительную и административно-юрисдикционную деятельность, а так же то, она закрепляется как на уровне федерации (КоАП РФ, глава 20), так и на уровне субъекта.

Также субъектами административной ответственности за нарушения в сфере охраны общественного порядка, могут выступать как граждане России, так и иностранные лица, и юридические лица, в том числе специальные субъекты, например, родители, организатор публичного мероприятия. И основным является то, что, административная ответственность в сфере охраны общественного порядка, наступает за виновное противоправное деяние.

После рассмотрения дел о нарушении административного характера в области в области охраны и защиты общественного порядка наступает следующий процессуальный этап, именуемый пересмотром актов органов судебной власти, должностных лиц и решений по делам о нарушении административного характера в области в области охраны и защиты общественного порядка. Этот этап производства по делам об административных правонарушениях носит необязательный характер. Его проходят лишь некоторое количество дел в определенных случаях по административным правонарушениям в сфере охраны общественного порядка.

Суть этого этапа производства, заключается в том что, в случае совершения административных нарушений в сфере охраны общественного порядка уполномоченный орган (должностное лицо) по жалобе лица, которое привлечено к административной ответственности, проверяет законность и обоснованность постановлений или иных решений по делу об административном нарушении и принимает меры по устранению нарушений законности.

Стадия пересмотра постановления или иного решения в случае совершения административного правонарушения, детально регламентируется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Пересмотр решений и постановлений могут рассматривать как внесудебные органы, так и суды общей юрисдикции.

По правилам, установленным КоАП РФ, жалоба на постановление подается в течении 10 суток со дня вручения постановления или получения копии постановления непосредственно в суд, либо вышестоящему должностному лицу, уполномоченному его рассматривать. Если по уважительной причине пропустил срок в 10 суток, например, (болезни, либо командировки), то по ходатайству лица, который подает жалобу, срок может быть восстановлен, тем, кто уполномочен рассматривать данную жалобу.

Жалоба на постановления по делу об административном правонарушении в сфере охраны общественного порядка, подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление. В таком случае орган (должностное лицо), который вынес постановление по делу об административном правонарушении в сфере охраны общественного порядка, в течение 3-х суток со дня поступления жалобы, направляет жалобу со всеми материалами по делу в соответствующий суд, либо в вышестоящий орган или должностному лицу.

После этих действий происходит заключительная стадия по делам об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка, это стадия – исполнения решения по делу об административном правонарушении в сфере охраны общественного порядка.

Стадия исполнения постановления, регулируется КоАП РФ с определенными особенностями, установленными в Федеральном Законе «Об исполнительном производстве» [2]. Постановления о назначении наказания административного характера, по мере вступления их в законную силу, переходят в этап исполнения предписанного наказания.

О наложении административного наказания постановление приводит в исполнение должностное лицо или орган, который вынес данное постановление. Вследствие этого можно привести пример: если органы внутренних исполняют практически абсолютное большинство административных наказаний в сфере охраны общественного порядка, но сами уполномочены налагать только предупреждение и штраф. Следовательно, ОВД исполняет такие постановления как: конфискация оружия, административный арест и т.д., то есть такие наказания, которые назначает суд [5, с. 64].

Нужно отметить, что, исходя из анализа всех норм, устанавливающих ответственность в сфере охраны общественного порядка, можно сделать вывод о том, что основными наказаниями за их совершение является штраф, обязательные работы, административный арест. При этом в некотором количестве случаев размер штрафа является довольно значительным.

Также важность пересмотра решений и постановлений, по делам об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка, обеспечивает равновесие общественных, а также частных интересов в судебных разбирательствах по административным правонарушениям в сфере охраны общественного порядка, и пересмотр постановления, либо решения в некоторых случаях смягчает наказание. Также, этап исполнения постановлений и решений, по делам об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка, дает мотивы для определения деятельности, которая обеспечивает принятие решений о наложении административных наказаний на независимой основе.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. – 2007. — № 41. – Ст. 4849.
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.
  5. Кодзокова Л.А. Порядок исполнения сотрудниками ОВД отдельных видов административных наказаний / Л.А. Кодзокова // Теория и практика общественного развития. – 2015. — № 8. – С. 64.
  6. Колоколов Н.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Практика судов общей юрисдикции: учеб. пособие / Н.А. Колоколов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. — С. 68.
  7. Низаметдинов А.М. Проблемные аспекты в административно — юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) / А.М Низаметдинов // Вестник экономической безопасности. – 2016. — № 2. – С. 177.
  8. Цуканов Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: монография / Н.Н. Цуканов, Ю.П. Соловей. — Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. – С. 78.