УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, НАЗНАЧАЕМЫЕ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

№38,

Юридические науки

Рубанов Максим Александрович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ; ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ; ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; ADMINISTRATIVE FINE; DEPRIVATION OF A SPECIAL RIGHT; ADMINISTRATIVE ARREST; DISQUALIFICATION; MANDATORY WORK.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы виды административных наказаний, назначаемых за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также установлены их особенности в случае привлечения правонарушителя к административной ответственности по Главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В действующем законодательстве установлена система административных наказаний (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ [1]): предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Это исчерпывающий перечень административных наказаний.

К лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, применяются следующие виды наказаний, установленные КоАП: административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы.

Как показывает практика, чаще всего применяются такие виды наказаний, как штраф, административный арест, конфискация орудия совершенного административного правонарушения.

Так, согласно официальным данным судебной статистики Российской Федерации, в 2021 году, за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность в результате рассмотрения судами 2469470 дел, подвергнуто наказанию было 89.0 % (2198788 лиц). При этом:

— в отношении 1481759 лиц было выбрано наказаний в виде административного штрафа,
— в отношении 578210 административный арест,
— в отношении 2383 – выдворение,
— в отношении 10033 лиц – конфискация [2].

В некоторых случаях применимы такие виды наказаний, как предупреждение, возмездное изъятие орудия правонарушения, приостановление деятельности.

Представляется важным назвать основные черты административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Думается, следует согласиться с Д.А. Поезжаевой в том, что таковыми можно признать следующие черты:

— административная ответственность рассматривается как правовая ответственность за правонарушения, объектом посягательства считаются общественный порядок и общественная безопасность;
— она применяется в качестве основного способа правоохраны, борьбы с административными правонарушениями;
— она имеет отличие в субъектном составе, выражающееся в том, что ее субъектами являются не только физические, но и юридические лица. Административное наказание к юридическому лицу применяется не только как наказания за виновные действия, но и для обеспечения выполнения им своих обязанностей или требований, предъявленных государственными органами;
— она характеризуется воздействием, оказываемым уполномоченным на то государственным органом на конкретное лицо, совершившее административное правонарушение, целью которого является не только воспитание лица в духе уважения к закону и правопорядку, но и предупреждение других правонарушений;
— применение мер принуждения выступает как следствие нарушения административных правил, среди которых надо назвать административное наказание, применяемое, в отличие от мер предупреждения, пресечения и обеспечения производства по делу, для привлечения лица к административной ответственности;
— меры административной ответственности используют многие специально уполномоченные на то органы и должностные лица;
— данные меры могут применяться специально уполномоченными на то органами и должностными лицами по отношению к нарушителям, не связанным с ними служебными отношениями.
— привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет за собой судимости и не может быть поводом к увольнению с места работы;
— для административной ответственности характерен свой порядок установления, свой процессуальный порядок реализации и другие черты, свойственные административной ответственности за данный вид правонарушений [4, с. 242].

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение является одним из наименее мягких видов административного наказания и устанавливается за деяние, которое совершено впервые и не влечет собой вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, не наносит имущественного вреда и выявлено в ходе проверки органом государственного или муниципального контроля.

Данная мера предусмотрена за следующие статьи: ч. 1 ст. 20.4, ч.1 ст. 20.11.

Административный штраф является материальными видом ответственности, исчисляется в государственной валюте РФ и применяется ко всем субъектам административных правоотношений. По статье 3.5 КоАП РФ, сумма штрафа административного типа не может составлять менее 100 рублей, и превышать 5 тыс. рублей для физических лиц, 50 тыс. рублей для должностных лиц и 1 млн. рублей для юридических лиц.

Штраф по административному правонарушению может выражаться в величине, кратной сумме, установленной законом. Минимальная сумма административного штрафа не может быть менее ста рублей. Мера наказания в виде административного штрафа не может применяться к курсантам военных образовательных учреждений, к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящих военную службу в армии.

Все суммы денежных взысканий, налагаемых за совершение административных правонарушений, зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Данная мера административного наказания устанавливается все административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность [5, с. 41].

Административный арест является самой строгой мерой административного наказания и применяется в исключительных случаях. Заключается он в изоляции нарушителя от общества. При назначении административного ареста следует учитывать характер совершенного деяния и личность правонарушителя и, если иное наказание не обеспечит выполнения задач административной ответственности. В соответствии с законодательством административный арест устанавливается до 15 суток, но за нарушение некоторых статей главы 20 КоАП РФ, которые посягают на общественную безопасность, например ст. 20.5, 20.27, арест устанавливается до 30 суток.

Срок административного задержания входит в срок административного ареста. Административное задержание применяется на срок не более трех часов, но в отношении лица, по которому ведется дело об административном правонарушении, за которое одной из мер административного наказания предусмотрен административный арест, административное задержание может увеличиться на срок до 48 часов.

Административный арест предусматривается за нарушении ст.20.3, 20.5, 20.18, 20.21, 20.25.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Не применяется конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий рыболовства или охоты к лицам, для которых охота и рыболовство является единственным законным средством к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ) [3, с. 2].

Конфискация предусмотрена: ст.20.3, ч.4.1, 4.2, 6 ст.20.8, 20.9, 20.10, ч.1 ст.2012, 20.13, 20.14.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

Лишение специального права предусмотрено: ч.4.1, 4.2 ст.20.8, ч.3 ст.20.12, ст.20.13.

Проанализировав, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественную безопасность, является такой же, как и для всех остальных составов правонарушений. Для рассматриваемой главы применяются те же административные наказания, как и для всей Особенной части КоАП РФ. Есть отличительные особенности при назначении какого-либо наказания для статей 20 главы, например увеличение срока административного ареста за нарушение норм статей 20.5, 20.27 КоАП РФ.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям за 2021 год. // Судебная статистика РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.xn—-7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения 28.06.2022).
  3. Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность Ответственность за их совершение // Правовая идея. – 2013. – № 7. – С. 2.
  4. Поезжаева Д.А. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Инновации в науке и практике: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. А.Р. Халиков. 2018. С. 242.
  5. Шумакова Е.В. Виды административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную безопасность // Теория и практика современной юридической науки / Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской научно-практической конференции. Самара, 2018. – С. 41.