УДК 34

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РФ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2010 ГГ.

№37,

Юридические науки

Финтисов Сергей Александрович


Ключевые слова: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ФОРМИРОВАНИЕ; МЕХАНИЗМ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; ПОЛИЦИЯ; ПЕРЕСТРОЙКА; СТРОИТЕЛЬСТВО; БЕЗОПАСНОСТЬ; RESTRUCTURING; INTERNAL AFFAIRS BODIES; FORMATION; MECHANISM; EFFICIENCY; DEVELOPMENT; POLICE; RESTRUCTURING; CONSTRUCTION; SECURITY.


Аннотация: В работе раскрывается период развития и реструктуризации деятельности органов внутренних дел в РФ в период с 1992 г. по 2010 гг.

Задачи государственного строительства, совершенствования органов государственной власти и управления принадлежат к числу наиболее важных в жизнедеятельности любого социума. Их решение составляет приоритетное направление в деятельности современного государства. При этом особое место здесь занимает задача формирования и организации работы органов, занимающихся вопросами обеспечения законности и правопорядка. Демократическое устройство предполагает, что эффективная работа органов внутренних дел выступает в качестве неотъемлемой характеристики регулирования общественных отношений. Состояние дел в данной сфере является одним из наиболее существенных показателей жизнеспособности любого государства, в котором должный уровень правопорядка складывается из адекватной современным требованиям деятельности исполнительной власти по обеспечению прав человека [5].

Происходящие в настоящее время в стране преобразования оказывают воздействие на все сферы общественного развития и определяют основные направления перестройки государственного механизма. Одной из наиболее сложных задач современности является реформирование правоохранительной системы в соответствии с запросами нового этапа общественного развития.

Развитие деятельности милиции в период с 1992 по 2010 года. Период с середины восьмидесятых по девяностые года двадцатого столетия характеризовался огромным количеством изменений, внесенных в структуру центрального аппарата МВД России, а также его органов на местах.

Приказ 16 марта 1990 г. министра внутренних дел СССР В. Бакатина к 1 июля предписал сформировать профессиональное экспериментальное подразделение специального назначения. В дивизии им. Ф. Дзержинского создали профессиональное подразделение волонтеров по эксперименту на 2 года. Через год в экспериментальной роте осталось чуть больше 10 человек. Остальные, в основном, солдаты и сержанты, придя в роту после 1,5 лет службы, расторгли контракты и уволились в запас – сказались неумение и невозможность заинтересовать материально[2].

СССР в 1990 г. приняли в члены Интерпола (международная организация уголовной полиции). В стране создали Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, ставшее одним из наиболее оснащенных современными техническими средствами подразделений в МВД. Оно осуществляет функции только в отношении общеуголовных преступлений и в соответствии со ст. 3 Устава не затрагивает преступлений политического, военного, религиозного или расового характера. Основная часть информации, проходящая через НЦБ, касается: незаконного оборота наркотиков, организованной преступности, убийств, экономических преступлений, преступлений против собственности, включая краж произведений искусства и автотранспорта.

Дестабилизацию кадров ОВД к 1991 году вызвали формирование отрицательного имиджа и падение престижа работника милиции (в том числе в СМИ); крайне неудовлетворительное финансирование (что привело к росту коррупции и текучести кадров у работников милиции). Недостаточная материально-техническая оснащенность снизила эффективность борьбы с преступностью, особенно – организованной, чья техническая оснащенность значительно превосходила оснащенность ОВД.

8 апреля 1991 года ВС РСФСР принял Закон РСФСР «О милиции», сориентировавший в ст. 2 ОВД на: обеспечение общественной и личной безопасности граждан; раскрытие преступлений; охрану общественного порядка.

В 1989-1991 гг. милиция ускоренными темпами теряла силы, авторитет и разрушалась как единая силовая структура. Это ослабление шло через: раскол меж МВД СССР и МВД РСФСР и МВД других союзных республик; ослабление из-за усиление КГБ СССР и т.д. Только в 1991 году из органов уволились 45000 сотрудников милиции.

В начале 1992 года министром внутренних дел был назначен Виктор Федорович Ерин, чья политика заключалась в дальнейшей попытке формирования структуры системы МВД[3].

На этом фоне для решения главной задачи после перестройки и развала советского союза – борьбе с бесконтрольно возрастающей преступностью был учрежден специальный орган – государственное управление по борьбе с организованной преступностью (ГОУП), которое 1998 году получило название Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) МВД России.

В процессе реформы 2001 года ГУБОП был включен в состав Службы криминальной полиции МВД России.

В период 1992 по 1993 года милицией велась активная разработка первой в истории Программы борьбы с преступностью, которая предпринимала попытки подойти к этому вопросу комплексно и последовательно. В 1995 году структура МВД приобрела следующие очертания: министр, аппарат министра, Главный штаб, Главное управление командующего внутренними войсками, управление собственной безопасности, контрольноревизионное управление, управление информации и общественных связей. В целях дальнейшего улучшения деятельности органов МВД в 1992 году был создан Экспертный совет по вопросам нормотворческой работы.

В начале января 1994 года все министерство внутренних дел было переведено в ведение самого Президента РФ как одно из представительства «силовых министерств», а правотворчество сосредоточилось на этот год на подборе квалифицированных кадров, поднятии престижа и присвоении заслуженных званий.

Итак, как уже говорилось ранее, организационная структура МВД была учреждена в 2001 году. Данная структура оказалась удачной, и сохранила свой вид до сегодняшнего времени. Кроме того, в связи с роспуском Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики, их функции также были переданы в ведомство МВД[5].

Необходимо отметить, что с 1991 года милиция начала осуществлять свою деятельность в соответствии с персональным нормативным правовым актом, который утвердил основные цели, задачи, функции и компетенции.

Так, в статье 1 данного закона говорилось, что «Милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами».

В статье 5 данного закона дополнялось, что Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В статье 3 было закреплено, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Статья 2 раскрывала исчерпывающий перечень задач милиции, причем в ней же указывалось, что иные задачи могут быть возложены на милицию только в соответствии с данным законом.

Во всей системе МВД РФ начали формироваться банки данных, федеральные учетные картотеки, банки данных по справочной, розыскной, статистической, криминалистической и многим другим видам необходимой для комплексной, а главное эффективной работы структуры.

В целом, о данном Законе «О милиции» можно заключить то, что он явился первым, долгожданным, своевременным и необходимым законом, которого не хватало государству с 1917 года.

Данный закон определяет социальную роль милиции в обществе, освободил ее от ненужных функций и полномочий, сосредоточил ее деятельность на основной и единственной его первостепенной задачи – обеспечение общественного порядка в государстве, определил уровень и объем задач, распределил сочетание распределения деятельности «в центре» и «на местах». Данным законом была заложена основа восприятия милиции не как инструмента по необходимости, а как целостного социального института, который гарантирует эффективную защиту личности, общества и государств[6].

Конечно же, в свой переходный период милиция все же не избежала столкновений с различными проблемами. Ими явились, прежде всего, отсутствие действенных, но в то же время гуманных методов поддержания общественного порядка, отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие необходимых инструментов и средств для реализации в полном объеме вверенных полномочий и многие другие.

В молодой Российской Федерации милиция была встроена в систему МВД РФ, ее задачи регулировались прежде всего, Конституцией РФ 20 , Федеральным Законом «О милиции» и положением «О службе в органах внутренних дел» 21 , а также различными международными договорами и смежными федеральными законами.

В период до 2010 года милиция разделялась на два вида – милицию по общественной безопасности криминальную милицию. Разница межу данными видами была в осуществлении функций управления и финансирования, а также по органу, который над ним шествовал. Так, численность милиции общественной безопасности определялась органами государственной власти субъектов РФ исходя из положения субъекта и необходимости в увеличении или уменьшении кадрового состава, а численность криминальной милиции регулировалась Правительством РФ.

При этом было заметно и негласное подчинение общественной милиции криминальной милиции. Это проявлялось в обвязывании общественной милиции содействовать при необходимости и оказывать всяческое содействие криминальной милиции, что указывало на явное ее превосходство[3].

Структура механизма осуществления полномочий милиции общественной безопасности состояла из подразделения дознания, участковых уполномоченных милиции по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, подразделение исполнения административных наказаний, отряды милиции особого назначения, а также ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения.

В задачи криминальной милиции входило предупреждать, пресекать и раскрывать преступления тяжкие и особо тяжкие, а также заниматься розыском лиц, которые скрываются от правосудия. Одновременно, органы милиции общественной безопасности и органы криминальной милиции считались одними и теми же органами дознания. Обе эти структуры могли исполнять особо важные поручения и действовали в рамках одинаковых полномочий как два брата-близнеца.

К концу 2002 года система МВД РФ была существенно расширена и получила свой научно-исследовательский институт с лабораторией, а также специальные учебные учреждения, которые квалифицировались на повышении профессиональных знаний и умений работников МВД и поднимали их уровень квалификации [3].

Прежде всего, необходимость преобразования милиции в полицию была не понята со, стороны граждан. По данному вопросу мнения разделились. Так, одни граждане утверждают, что подобное преобразование означает отречение от всего советского и переход вновь на дореволюционный уклад в правотворчестве, другие же говорят о том, что полиция – более европеизированное и унифицированное название и таким образом Россия стремится быть не хуже развитых государств Европы.

Намеченные тенденции развития деятельности органов внутренних дел России имеют потребности в реализации конкретных преобразований:

— построение системы финансирования органов внутренних дел с учетом адресного подхода;
— повышение эффективности профессиональной ориентации будущих сотрудников ОВД, оптимизация профессионального отбора кандидатов и сотрудников и в целом кадровой политики в самих органах внутренних дел;
— повышение уровня коммуникативно-правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной подготовки;
— направленность на социальную функцию и просветительскую деятельность сотрудников ОВД в области общественного правосознания;
— оптимизация централизации управления МВД России по функциональным полномочиям всех звеньев системы.

Выводы. Таким образом, централизованное управление органов внутренних дел Российской Федерации продолжительное время функционирует в режиме постоянных реформ. Цели и задачи органов внутренних дел Российской Федерации, сформулированные в федеральных законах и подробно конкретизированные в ведомственных нормативных актах, остаются относительно стабильными, что дает возможность совершенствовать централизацию управления, организацию и тактику их исполнения. Вместе с тем, несомненно, имеется существенный резерв улучшения деятельности системы управления.


Список литературы

  1. Зуева О.В.Мониторинг общественного мнения о деятельности полиции: история развития системы исследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-obschestvennogo-mneniya-o-deyatelnosti-politsii-istoriya-razvitiya-sistemy-issledovaniya (дата обращения: 23.06.2022).
  2. Новиков Дмитрий Олегович История формирования и развития механизма сотрудничества общества и правоохранительных органов // Вопросы современной юриспруденции. 2015. №5-6 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-i-razvitiya-mehanizma-sotrudnichestva-obschestva-i-pravoohranitelnyh-organov (дата обращения: 23.06.2022).
  3. Злобин А.В. Особенности функционирования централизованного управления в органах внутренних дел России // Современная наука. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-tsentralizovannogo-upravleniya-v-organah-vnutrennih-del-rossii (дата обращения: 23.06.2022).
  4. Шилов Ю.В. Основы управления в органах внутренних дел: учебное наглядное пособие / Ю.В. Шилов; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Нижегородская акад., Пермский фил. Пермь: Пермский фил. НА МВД России, 2016. -145 с.
  5. Глушаченко С. Б. История органов внутренних дел России. Глушаченко. Курс лекций. СПб., 2015 – 233 c.
  6. Плахтий Е.В. История органов внутренних дел /Е.В.Плахтий. — Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2019. – С. 129.