УДК 343.85

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

№37,

Юридические науки

Домбровский Юрий Максимович


Научный руководитель: Биляев В.А., доктор юридических наук, доцент.


Ключевые слова: СЕТЬ ИНТЕРНЕТ; КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИИ; INTERNET; CYBERCRIME; CRIME PREVENTION; CAUSES AND CONDITIONS OF CRIMES; INFORMATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В статье проанализированы причины и условия совершения преступлений, совершенных с использованием цифровых технологий, в том числе сети Интернет, а также меры предупреждения таких преступлений. Выявлены практические и теоретические проблемы противодействия преступлениям в сфере информационных технологий, предложены рекомендации по предупреждению и пресечению киберпреступлений.

Использование современных информационных технологий в промышленной, торговой, банковской, научной, культурной, образовательной и других сферах общественной жизни детерминировало динамический рост и качественное обновление компьютерной преступности в России, что создает новые угрозы для развития общества и государства. При этом обеспечение своевременности и эффективности предупредительной деятельности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий представляет собой определенную проблему для органов внутренних дел, решение которой во многом зависит от комплексного подхода к разрешению организационных, правовых и методических аспектов специального предупреждения данного вида преступлений.

В общих чертах интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть, то есть объединение локальных, региональных сетей, а также индивидуальных компьютеров.

Законодательное закрепление понятия сети Интернет в нормативных правовых актах распространено далеко не во всех странах. Примером страны, в которой данное понятие определено нормативным правовым актом, являются Соединенные Штаты Америки. Так, п. 5 параграфа 5362 подраздела IV гл. 53 разд. 4 титула 31 Кодекса Соединенных Штатов определяет термин Интернет как международную компьютерную сеть сетей данных, взаимодействующих между собой на основе пакетной коммутации.

В Российской Федерации термин сети Интернет не получил прямого закрепления в законодательстве, несмотря на то, что само понятие используется в некоторых правовых актах.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сети Интернет в России, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Данный Закон установил правовые основы использования сети Интернет. В нем впервые определен ряд понятий и предусмотрены основные правила по использованию информационно-телекоммуникационной сети. Прежде всего в указанном Законе дано определение информационно-телекоммуникационной сети, сайта в сети Интернет, доменного имени и сетевого адреса.

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2).

Сайт в сети Интернет – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п. 13 ст. 2).

Доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет (п. 15 ст. 2).

Сетей адрес – идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (п. 16 ст. 2).

Представляется, что сеть Интернет является элементом информационно-телекоммуникационной сети. Учитывая, что сайт в сети Интернет является основным структурным элементом в информационно-телекоммуникационной сети, сеть Интернет допустимо интерпретировать как информационно-телекоммуникационную сеть, объединяющую информационные системы, доступ к которым осуществляется по доменным именам и (или) по сетевым адресам.

Предупреждение преступлений представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных элементов деятельности разнообразного характера, целью которой служит оказание воздействия на причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также на лиц, их совершающих. Деятельность по предупреждению преступлений носит многоуровневый характер, поскольку, помимо масштабных, долговременных, перспективных мер, таких как постановка стратегических задач борьбы с преступностью, нормативного, организационного и ресурсного обеспечения, необходимым является разработка и принятие мер более узкого, конкретного характера, имеющих прикладное значение и рассчитанных на достижение менее крупных, но не менее значимых целей.

Предупреждение преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий, является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

В 2019 году на территории России зарегистрировано 294,4 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. За 2020 год их количество составило уже 510,4 тыс. За 2021 год – 517,7 тыс. аналогичных преступлений.

При этом динамика киберпреступности свидетельствует о том, что количество совершаемых в сфере компьютерной информации преступлений активно растет. Так, увеличение количества зарегистрированных киберпреступлений составило 68,5% в 2019 году, 73,4% в 2020 году и 1,4% в 2021 году. Резкое уменьшение активности роста киберпреступности в 2021 году связано с новой методикой подсчета для формирования статистической отчетности (Перечень № 25, введенный в действие указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» от 29 декабря 2021 г. № 790/11/1).

Около половины киберпреступлений относится к категориям тяжких и особо тяжких. Удельный вес таких преступлений ежегодно увеличивается в среднем на 10% в общем числе зарегистрированных преступлений.

Президент РФ Путин В.В., выступая на заседании коллегии Федеральной службы безопасности России, указал, что уровень глобальных вызовов, в том числе киберпреступность – не снижается. В 2020 году количество так называемых наиболее опасных атак на российские информационные ресурсы, включая ресурсы органов власти и управления, выросло почти в 3,5 раза.

Чтобы противостоять преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, необходимо четко представлять ее причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Ряд авторов выделяет основные блоки, присущие всем видам цифровой преступности, к которым относят: социально-экономические, социально-политические, социально-психологические, воспитательные, правовые и организационно-управленческие причины.

Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере информационных технологий, касающиеся социально-экономического блока, связаны с длительными кризисными явлениями в современной России, нестабильностью экономической политики, в результате чего выступают своеобразным стимулятором роста криминогенности. Так, внедрение цифровых технологий приводит к росту безработицы. Это связано с тем, что внедрение, например, технологии искусственного интеллекта и робототехники способствует сокращению рабочих мест. Безработица всегда отрицательно влияет на криминогенную ситуацию в обществе, поскольку криминальный потенциал определенного слоя безработных ориентирован на включение в криминальный бизнес организованной преступности.

Социально-политические причины и условия преступлений, совершенные с использованием сети Интернет заключаются в существовании цифрового неравенства между людьми. Свободный обмен информацией действительно может способствовать преодолению нищеты и неравенства, однако даже на сегодняшний день значительная часть населения не имеют доступ к Интернету и компьютерным (мобильным) устройствам по объективным причинам. При этом не играет первостепенную роль по какой именно причине существует такое неравенство. Важным в данном вопросе представляется иное – активное развитие таких технологий провоцирует расслоение соотношения богатых и бедных в пользу последних. Усиление социального расслоения неизбежно приведет к росту преступности.

Также существенную роль играют социально-правовые причины. Развитие и распространение цифровых технологий требует создания нормативной законодательной основы для использования таких технологий, а также защиты личности, общества и государства. Необходимо законодательно внедрять административные регламенты для специалистов, которые осуществляют трудовую деятельность с такими цифровыми технологиями, а также применяют их в самых различных сферах жизнедеятельности общества. На сегодняшний день существуют лишь отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие определенные направления в этой сфере, при этом ряд проблем требуют решения.

Среди организационно-технических причин можно выделить недостаточную техническую оснащенность правоохранительных органов новейшими технологиями, и низкий уровень пропаганды и обучения по правовым основам информационного права среди населения.

Таким образом, рассмотрев и изучив причины и условия роста количества совершенных преступлений, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, можно сделать вывод, что все рассмотренные причины взаимосвязаны со всеми основными сферами жизни общества (экономической, политической, социальной и другими). При этом необходимо понимать, что рассмотренные причины не являются исчерпывающими и с развитием информационных технологий, их количество будет только увеличиваться. Это свидетельствует о том, что предупреждение и пресечение киберпреступлений должно носить постоянный, всеохватывающий и комплексный характер.

В криминологии традиционно выделяют три уровня предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.

К общесоциальным относятся меры, направленные прежде всего на решение комплексных социальных проблем, но оказывающие положительный эффект на процессы детерминации преступности. Их особенностями, в отличие от специально-криминологического и индивидуального уровня, является отсутствие непосредственной цели воздействия на криминогенные процессы в обществе, однако решение общесоциальных проблем оказывает косвенное воздействие и на условия (а в определенных случаях – и на причины) совершения конкретных видов преступлений. Среди общесоциальных мер выделяются:

— общеэкономические (создание условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики);
— социальные меры (противодействие процессам социального и имущественного расслоения в обществе, устойчивую социальную политику, направленную на своевременное и качественное решение социальных вопросов);
— научно-технические меры (формирование и государственную поддержку системы целевых фундаментальных и прикладных исследований как необходимого элемента научного обеспечения национальной безопасности государства; расширение сети научно-исследовательских и образовательных учреждений, обеспечивающих разработку научных исследований в сфере высоких технологий);
— общекультурные меры (укрепление духовного единства многонационального народа Российской Федерации и повышение международного культурного имиджа России; повышение роли культуры для возрождения и сохранения нравственных ценностей, организацию патриотического и духовного воспитания граждан России и подготовку соответствующих специалистов)
— законодательные меры (повышение качества принимаемых законов как на федеральном, так и региональном уровнях; устранение правовых коллизий, препятствующих деятельности правоприменителей в борьбе с преступностью)

Криминологические меры предупреждения преступлений подразумевают деятельность, направленную непосредственно на причины и условия совершения преступлений. Среди таких мер выделяют:

— повышение эффективности научного обеспечения деятельности по противодействию преступности в сфере высоких технологий;
— совершенствование системы правоприменения и разработка новых форм и методов борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием высоких технологий (методическое обеспечение);
— принятие организационно-управленческих мер предупреждения преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий
— проведение комплекса целенаправленных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению компьютерных преступлений в отношении государственных и иных учреждений, предприятий и организаций.

В целом же анализ следственной практики показал ключевые проблемы в организации работы по противодействию преступлениям, совершенным с использованием сети Интернет:

1. Действующее законодательство не позволяет своевременно блокировать сайты в сети Интернет, используемые злоумышленниками для совершения противоправных действий.

2. Длительность исполнения поручений и запросов. При наличии информации о регистрации абонентского номера, банковской карты получателя денежных средств в одном из регионов Российской Федерации направляется соответствующее поручение в территориальный орган внутренних дел региона с приложением копии решения суда о производстве технической детализации входящих и исходящих вызовов с указанием imei и базовых станций. Однако сроки исполнения указанных поручений достигают 3 месяцев или вовсе не выполняются.

3. Невозможность определения места нахождения абонентского номера, на который перечислены денежные средства, но с которого не осуществлялись звонки в сети сотовой компании. Имеют место факты использования злоумышленниками сим-карт, оформленных на корпоративные тарифы в организациях, которые уже длительное время не существуют, либо на неизвестных лиц, в связи с чем сотовые компании не могут предоставить сведения по данным абонентским номерам; кроме того денежные средства потерпевших часто переводятся на виртуальные предоплаченные карты, оформление которых происходит дистанционно, без надлежащей проверки анкетных и паспортных данных приобретателя.

4. Необходимость осуществления служебных командировок с целью проведения допросов свидетелей и лиц, на которых зарегистрированы абонентские номера сотовых компаний, посредством которых совершены преступления. Как показала практика, основная часть допросов указанных лиц не дает положительной информации для раскрытия преступления. Владельцы данных сим-карт утеряли их, пользуются другими абонентскими номерами и не владеют информацией об активности их прежних абонентских номеров.

5. Деятельность сотрудников полиции, проводивших доследственную (предварительную) проверку, зачастую сводится к неоднократному принятию решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, материалы без получения информации, имеющей значение для раскрытия преступления и привлечения виновных лиц к ответственности (о принадлежности абонентского номера, используемого мошенником для связи с потерпевшим, а также сведений о том, куда были перечислены денежные средства, наименования банков и иных организаций, осуществляющих денежные переводы), передаются в подразделения дознания и следствия для принятия решения о возбуждении уголовного дела, после чего сопровождение подобных уголовных дел сотрудниками уголовного розыска прекращается.

6. Недостаточная работа по информированию населения о возможных формах и методах совершения мошеннических действий, связанных с объявлениями в сети Интернет, а также со списанием денежных средств с банковских карт граждан.

7. Низкий профессиональный уровень сотрудников органов внутренних дел, связанный, прежде всего, с техническими особенностями совершаемых преступлений.

8. Отсутствие единого подхода правоохранительных органов в применении норм уголовно-процессуального законодательства и ведомственных документов в части рассмотрения материалов проверок и расследования уголовных дел по таким фактам.

9. Существенная нехватка экспертов в области информационных технологий.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ от 1996 г. , N 25 , ст. 2954
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ от 2001 г. , N 52 , ст. 4921
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета», N 165, 29.07.2006
  4. Архипов, В. В. Интернет-право : учебник и практикум для вузов / В. В. Архипов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 249 с.
  5. Ищук Я. Г., Пинкевич Т. В., Смольянинов Е. С. Цифровая криминология : учебное пособие. – Москва. : Академия управления МВД России, 2021. – 244 с.
  6. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий : учебное пособие : в 2 ч. / [А. В. Аносов и др.]. – М. : Академия управления МВД России, 2019. – Ч. 1. – 208 с.