УДК 37

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

№37,

Педагогические науки

Эльвина Олеговна Моисеева


Научный руководитель: Еремеева О.А., доцент, кандидат психологических наук.


Ключевые слова: : АДАПТАЦИЯ; ШКОЛЬНИК; ПЕРВЫЙ КЛАСС; АНАЛИЗ; ПЕРВОКЛАССНИК; РОДИТЕЛЬ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; ADAPTATION; STUDENT; FIRST GRADE; ANALYSIS; FIRST GRADER; PARENT; INTERACTION.


Аннотация: В статье приведены теоретические аспекты взаимодействия педагога с родителями первоклассников как психолого-педагогическая проблема. Особенности школьной адаптации первоклассников. Анализ современных технологий работы учителя с семьёй.

Взаимодействие педагогов и родителей важно на всех ступенях образования ребенка, но особую значимость и актуальность оно приобретает при получении начального общего образования. Именно в этот период связь ребенка с семьей еще очень крепка, родительский авторитет влияет на мотивационную сферу первоклассника. В наше время педагоги и семья первоклассника должны понимать, что школа является образовательным пространством, которое может обеспечить всестороннее развитие ребенка при условии взаимопонимания и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Для рассмотрения понятия «взаимодействие» обратимся к мнению Князевой А.С., которая в широком значении понимает взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношений, которые предполагают взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. В каждый определённый отрезок времени характер этих процессов не остаётся неизменным и принимает форму то содействия (сотрудничества), то противодействия (борьбы), которые выступают в единстве и взаимообусловленности. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредственного, внешнего или внутреннего отношения. Отношения рассматриваются как предпосылка, условие и результат взаимодействия [10].

Г.М. Андреева, М.И. Баликоева, П.Н. Шихирев отмечают, что понятие «педагогическое взаимодействие» отражает процессы воздействия субъектов учебно-воспитательного процесса друг на друга и может определяться как процесс функционирования интеграционной учебно-познавательной деятельности, включающей целевой, мотивационный, деятельностный и процессуальный аспекты [2, с. 3].

Опираясь на вышеприведенные трактовки и следуя цели нашего исследования, под педагогическим взаимодействием мы будем понимать связь между всеми участниками образовательного процесса, подразумевающую их взаимообогащение и взаимопревращаемость, в результате которых происходят взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок.

Далее проанализируем понятие «образовательный процесс». В своей работе мы посчитали необходимым не просто определить сущность образовательного процесса в целом, но и его характерные особенности применительно к начальному образованию.

Образовательный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие. В учебном взаимодействии психологический контакт определяет возможность естественного, незатрудненного общения, наличие которого важно для продуктивного сотрудничества его субъектов.

Стоит рассмотреть образовательный процесс во взаимосвязи двух его составляющих: обучения и воспитания, а также роль родителей как субъектов педагогической деятельности.

Понятие «воспитания» нельзя трактовать однозначно, оно имеет множество значений. Его можно рассмотреть в контексте общественных явлений, различной деятельности, процесса, системы и так далее.

В нашей работе мы будем опираться на определение И.Ф. Харламова, который рассматривает воспитание как целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру [1]. Рассматривая воспитание в данном контексте, нельзя отрицать, что ведущая роль в нем отводится родителям, так как именно от них идет основное воздействие на воспитание первоклассника. Именно они выступают главным субъектом во взаимодействии с первоклассников в процессе формирования его личности.

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Вовлечение семьи в образовательный процесс способствует не только снижению нагрузки на каждого субъекта, но и позволяет добиться гораздо лучших результатов.

Следует отметить, что любой субъект образовательного процесса, взаимодействуя с другими субъектами, формирует новую систему отношений. И это происходит вне зависимости от желаний и потребностей субъекта, а значит, взаимодействие должно контролироваться на всех этапах. И это еще одно основание для постоянного сотрудничества семьи и школы. Педагог должен стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности также будет зависеть и качество образовательного процесса в целом и адаптации в частности.

Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.).

Направленность образовательного процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательная, воспитывающая и развивающая. А поскольку саморазвитие личности первоклассника помогает ему пройти адаптационный период, можно говорить, что реализация данных функций важна именно в своем единстве. Образовательная функция включает в себя предметные знания по конкретному предмету. Правильно выстроенное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей, родителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Только при полном сотрудничестве всех трех субъектов образовательного процесса: учитель, первоклассники и их родители, станет возможным решение всех поставленных задач в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения [14].

Как уже упоминалось, образовательный процесс направлен на решение задач образования, поэтому рассмотрим одну из типологий его задач, и приведем примеры участия родителей в их решении.

На сегодняшний день выделяют следующие задачи образовательного процесса в начальной школе:

1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.
2. Организация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.
4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков [16].

В соответствии с поставленными в нашей работе целями мы можем добавить еще несколько задач образовательного процесса обусловленных эффективностью взаимодействия семьи и школы:

— обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
— оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций;
— формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
— формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми [12].

Все приведенные нами задачи показывают, что на этапе начального образования личностное формирование первоклассника происходит при взаимодействии двух субъектов воспитания: первичным субъектом выступает семья, а вторичным ‒ школа. Главное условие их сотрудничества – знание о задачах и содержательных линиях воспитательной работы субъектов образовательного процесса, чтобы они могли эффективно дополнять и корректировать свою деятельность. Залогом успешного взаимодействия педагогов, первоклассников и их родителей будет создание площадки совместной деятельности, равенство и взаимоуважение.

Успешность адаптационного периода у первоклассников обусловлена взаимодействием всех субъектов образовательного процесса: педагога, родителей и первоклассника. От того насколько родители работали и готовы работать в направлении благоприятного развития ребенка, насколько они открыты для сотрудничества и взаимодействия с педагогом зависит срок адаптации ученика начальных классов.

Взаимодействие семьи и школы на всех этапах образовательного процесса — это залог того, что адаптация первоклассника пройдет легко и быстро. На сегодняшний день в педагогике существует педагогический инструментарий для взаимодействия семьи и школы, включающий в себя различные формы, методы, приемы и средства. И в рамках существующих педагогических технологий заложен потенциал для решения проблем адаптации в начальной школе посредством взаимодействия родителей и педагогов [14].

Родители включаются в образовательный процесс только в том случае, если понимают смысл и видят эффективность взаимодействия со школой. Кроме того, современные родители, как субъекты образовательного процесса, проникаются уважением к школе только тогда, когда она сама стремится помогать им. Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы, им требуется комплексное сопровождение.

За последние годы были разработаны и внедрены в современную образовательную практику авторские технологии развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве, выступающие в качестве организационно-педагогических механизмов реализации концептуальной модели развития воспитательного потенциала семьи. Технологии отражают практико-ориентированную деятельность через педагогическое взаимодействие субъектов открытого образовательного пространства (педагогов, специалистов, родителей, детей), при котором каждый субъект взаимодействия актуализирует свои мотивы и потребности и на этой основе стремится к самореализации и саморазвитию в семье, обеспечивая развитие ее воспитательного потенциала:

1. Технология подготовки родителей к поддержке детской одаренности в условиях семейного воспитания;
2. Технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в условиях социального партнерства;
3. Технология интеграции формального и неформального образования субъектов в условиях информационно-образовательного пространства учреждения, ориентированного на развитие воспитательного потенциала семьи [1].

Можно отметить, что универсальность разработанных технологий позволяет адаптировать их для всех типов учреждений и организаций, осуществляющих взаимодействие с семьей с целью развития ее воспитательного потенциала.

Представленные технологии развития воспитательного потенциала семьи не являются относительно автономными, они синтезируют и ряд других инновационных технологий взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Для ребенка начало учебной жизни, как правило, характеризуется положительными эмоциями. Он ожидает от школьной жизни ярких и интересных впечатлений, думает о новых друзьях и возможностях, его привлекают внешние атрибуты ученика. Младшему школьнику кажется, что он становится взрослым, ему нравится новый статус «ученик». Детям часто кажется, что, надев форму, взяв портфель, сев за парту, они сразу превратятся в «настоящих» школьников. Пока они только хотят: хотят пойти в школу, хотят стать хорошими учениками, хотят, чтобы их хвалили и поддерживали.

Но в тоже время первые дни в школе дают ребенку понять, как изменилась его жизнь, и не всегда он готов к этим изменениям. В этот момент у первоклассника начинается период его адаптации к школе. И очень важно насколько родители первоклассника подготовили его к этому новому этапу жизни. Именно в семье дети получают первые представления об окружающем мире, у них формируются основные ценности и реакции на определенный вид событий или обстоятельств.

Адаптация – это процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды.

Успешная адаптация первоклассников складывается из нескольких условий. Среди них – физиологические, психологические, коммуникативные и поведенческие факторы, учет которых позволяет сделать процесс адаптации легким и комфортным для ребенка.

Рассматривая адаптационный процесс, выделяется первичная и вторичная адаптация. Первичная адаптация школьников проходит в первом классе и при переходе на среднюю и старшую ступень обучения. Вторичная адаптация в школе происходит в те учебные годы, когда ребенок остался на том же этапе школьного обучения, но перешел в следующий класс. В нашей работе под адаптацией мы будем понимать именно вторичную адаптацию учеников начальных классов.

Поскольку адаптационный период происходит в начале каждого учебного года, младшему школьнику необходимо снова соблюдать распорядок дня с учетом образовательного процесса. И в этот момент он не может обойтись без помощи родителей, которые должны не только помочь ему «влиться» в учебный процесс, но и отслеживать его физическое и психическое состояние [7].

Именно правильное, открытое и постоянное взаимодействие родителей и детей влияет на сближение их друг с другом, младший школьник ощущает спокойствие, обретает чувство безопасности, уверенность в успехе, позитивную веру в будущее. Важно отметить, что позитивные отношения в семье – основа благополучной социализации, именно они защищают первоклассника от внутренних и внешних фрустрирующих ситуаций, на их основе формируются адекватные стратегии преодоления трудностей.

Существует концепция персонализации, в которой самореализация личности включает в себя явление адаптации как неотъемлемый этап. В содержание данной стадии входит «присвоение индивидом социальных норм и ценностей». Ученый подчеркивает, что сложности адаптационного периода могут отрицательно сказаться на тенденции к дальнейшей индивидуализации. Это может способствовать развитию таких качеств как: неуверенность, пассивность, комформность, безынициативность. Данный тип развития предполагает основательную деформацию личности ребенка [2].

Куракина А.С. акцентирует внимание на важности роли педагога в формировании новообразований у детей первого класса, показывая, что успешность адаптации возможна, когда «учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности». Результатом данной работы будет развитие осознанности, умение оценить свою деятельность. Задействование критического мышления в образовательном процессе способствует усвоению универсальных учебных действий, формированию адекватной самооценки ребенка. Он приобретает умение смотреть на себя со стороны и производить рефлексию своей деятельности [11].

Несмотря на некоторые отличия в подходах к определению понятия, вышеназванные ученые сходятся в том, что адаптация первоклассника может и должна быть успешной.

В педагогике и психологии адаптации первоклассников уделяется много внимания, поскольку это явление в первую очередь способствует самореализации ребенка. Успешность и правильность адаптационного процесса помогают развить следующие умения и навыки у учеников начальной школы:

— достигать поставленных целей;
— разрабатывать и реализовывать планы;
— успешно решать коммуникативные задачи;
— органично функционировать как личность в социуме и новой среде [16].

Одной из основных задач адаптации является поддержка и сохранение гармонии в деятельности систем организма и психического состояния личности в динамичных условиях социума. Психологическая стабильность первоклассника гарантирует высокую степень самореализации и его всестороннее развитие. Ярким критерием, позволяющим оценить степень успешности адаптации в обществе или новой среде в конкретный отрезок времени, является внешнее поведение ребенка. И именно родители должны отслеживать поведенческие особенности первоклассника, поскольку обладают для этого большими возможностями в сравнении с педагогом.

Здесь уместно обратить внимание на то, что родители без взаимодействия с педагогом не смогут полноценно оказать помощь младшему школьнику в период адаптации. Изначально большинство родителей не владеют знаниями в области педагогики и возрастной психологии, к тому же зачастую именно педагог может указать им на возникшую неправильность адаптационного процесса.

Педагогу необходимо ясно понимать, что происходит с ребенком в данный момент, а также уметь прогнозировать, что произойдет с ним в дальнейшем, какова перспектива его развития. Все это основано на понимании ребенка, знании среды, в которой он находится, его взаимоотношений с этой средой и создавшихся обстоятельств. Понимание педагогом ребенка предполагает в первую очередь раскрытие мотивов его поведения, его состояния в данный момент, а также направленности личности, если прогнозировать поведение ребенка в целом. Понимание ребенка ‒ это знание его возрастных и индивидуальных особенностей [3].

Качественная характеристика адаптационного процесса связана с субъективными факторами личностного портрета первоклассника, окружения и социума. Процесс адаптации позволяет определить уровень социального развития и воспитания ребенка, степень его самореализации, социометрическое положение в коллективе.

Также адаптация является индикатором степени готовности первоклассника к окружающему социуму, соответствия его коммуникативных характеристик его возрасту, принятия новой социальной роли (ученика).

С первых дней в школе у ребенка начинается осознание своей изменившейся позиции в обществе, появление социального статуса – «Я-ученик». Со временем у первоклассника возникает потребность занять позицию в коллективе, успешно взаимодействовать во внутришкольных взаимоотношениях.

Важнейшим социальным институтом, который поможет младшему школьнику успешно пройти процесс адаптации, является семья. Современная семья порой не осознает необходимость и значимость своей помощи и поддержки младшему школьнику. Это может быть связано с отсутствием у родителей времени или с недостаточными знаниями детской психологии. В таких семьях дети сталкиваются с особыми сложностями с первых дней обучения, а в дальнейшем это приводит к заметным отставаниям в освоении учебного материала. Задачей педагога является при первой встречи с родителями будущих первоклассниках объяснить им важность участия семьи в адаптации ребенка к школе.

Адаптация и социализация помогают становлению ребенка как субъекта образовательного процесса. Ключевую роль в этом процессе также играет педагог в системе отношений «учитель-ученик-семья».

При отсутствии эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повышается риск возникновения дезадаптации у первоклассника.

Управление восприятием учащихся на уроке должно опираться на знание возрастных особенностей этого процесса. Восприятие первоклассников слитное, нерасчлененное. Ребенок воспринимает общий вид объекта, но не видит его структуры, отдельных элементов, пространственных отношений. Для развития восприятия важную роль играет сравнение воспринимаемых предметов в каком-либо отношении, определение сходства и различия. Восприятие первоклассников ситуативно, конкретно. Если изменяются условия восприятия, школьники уже не могут правильно идентифицировать предмет. Важно варьировать условия восприятия, несущественные признаки, обращать внимание на существенные признаки [13].

Итак, школьная адаптация отражает успешность вхождения первоклассника в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей. Признаками данного процесса выступают: удовлетворение отношениями в обществе; адекватное осознание своего положения в группе сверстников; приобретение знаний, навыков; умение решать межличностные проблемы.

Период адаптации у всех детей происходит по — разному. Некоторые дети быстро вливаются в коллектив, в учебный процесс, у них отмечается хорошее настроение, доброжелательность, хорошее поведение. У некоторых ребят процесс адаптации проходит довольно сложно. На то, насколько успешно будет протекать процесс адаптации, влияет много факторов. К таким факторам можно отнести психологическую готовность детей, преодоление ребенком кризиса семи лет, положение в семье, а также важным фактором служит в какую атмосферу ребенок попадет, придя в школу.

На успешность адаптации первоклассника оказывают влияние несколько факторов: личность и стиль общения педагога; организация коллективных видов деятельности; характер взаимодействия в коллективе и сплочённость коллектива; характер деятельности в коллективе; создание эмоционально-комфортной среды в классе.


Список литературы

  1. Гаджибабаева Д.Р. Психоэмоциональное состояние детей в период адаптации к школе // В сборнике: Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Елец, 2020. — С. 42-47.
  2. Дергачева Э.Р., Чикова И.В. К проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе // В сборнике: Новые вопросы в современной науке. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. — 2019. — С. 165-168.
  3. Зауторова Э.В. Сущность и взаимодействие понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» // Образование и наука в России и за рубежом. — 2019. — № 3 (51). — С. 415-418.
  4. Касьяненко А.В., Васильева Ж.А. Проблемы адаптации первоклассников к школе // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. сборник статей IX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. — 2020. — С. 155-158.
  5. Князева А.С. Педагогическое взаимодействие учителя начальных классов с родителями, коллегами и социальными партнерами // В сборнике: Актуальные вопросы научных исследований. Сборник научных трудов по материалам XIX Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 56-58.
  6. Князева А.С. Подходы к конструированию содержания педагогического взаимодействия учителя начальных классов с родителями учащихся // Современный ученый. — 2019. — № 2. — С. 90-93.
  7. Кремнёва Д.В., Жукова М.В. О необходимости взаимодействия педагога с семьей в период адаптации первоклассников к обучению в школе // Студенческий. — 2020. — № 6-1 (92). — С. 39-42.
  8. Куракина А.С. Социально-психологические факторы адаптации первоклассников к школе // В сборнике: Сборник докладов XIII Межвузовской конференции молодых ученых. по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. — 2019. — С. 30-32.
  9. Куркова Д.Н. Организация работы с родителями первоклассников как условие успешной адаптации в образовательной среде // Преемственность в образовании. — 2020. — № 25 (03). — С. 196-204.
  10. Лабазанова Н.А., Магомедханова У.Ш. Адаптация первоклассника к школе // В сборнике: Современные проблемы педагогики и психологии. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. — 2019. — С. 145-149.
  11. Махмудова Ф.А., Алиева М.Б. Формы и содержание деятельности педагога на этапе адаптации первоклассников к школе // В сборнике: 100 лет профессиональному педагогическому образованию в Дагестане: перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы А.А. Цахаева, М.М. Асильдерова, Б.Б. Джамалова. — 2017. — С. 18-24.
  12. Мурунова А.Е. Особенности адаптации первоклассников к школе // Аллея науки. — 2020. — Т. 2. № 4 (43). — С. 14-17.
  13. Павленко Л.Д. Педагогические условия организации взаимодействия учителя с родителями школьников // В сборнике: Образовательная среда: теория и практика. Материалы Международной научной конференции. Ред.-сост. М.Е. Акмамбетов. — 2018. — С. 132-133.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 25.10.2021)
  15. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  16. Федорова П.А. Теоретический анализ проблемы понятия «адаптация к обучению первоклассников» в отечественной и зарубежной психологической литературе // В сборнике: Научные труды магистрантов и аспирантов. Сборник научных трудов. Отв. редактор Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2020. — С. 77-80.