МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ
№7,
Педагогические науки
Тимочкина Наталья Александровна
Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ; МЕТОДОЛОГИЯ; ФОРМЫ ОЦЕНКИ; СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ШКОЛА; КРИТЕРИИ; TEACHING EFFECTIVENESS; METHODOLOGY; EVALUATION FORMS; SECONDARY EDUCATION; SCHOOL; CRITERIA.
В современных условиях повышение уровня государственного финансирования сферы общего среднего образования при одновременном снижении его качества свидетельствует о нерациональности использования выделенных в данную сферу бюджетных ресурсов, но при этом не является показателем эффективности обучения. Для оценки данного показателя важной аксиомой является то, что принципы организации и финансового обеспечения общего среднего образования являются стандартными. Одновременно при равных условиях качество образовательных услуг, предоставляемых различными образовательными учреждениями могут существенно отличаться. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данное исследование является актуальным и может внести соответствующий вклад в развитие теоретических аспектов оценки эффективности функционирования учреждений образования.
На общеэкономическом уровне отдельные стороны поставленной проблемы представлены в работах таких современных ученых как: Зеленова Л. [1], Курапова Т. [2], Новожилов Э. [4], Осетрова В. [4], Тюков А. [5], Гапсаламова А. [6; 7; 8] и др. В то же время остаются актуальными вопросы изучения методов и форм оценки эффективности обучения в системе общего среднего образования.
Образование является особым звеном в обществе. Оно влияет не столько на социально-экономические преобразования настоящего, сколько обеспечивает будущее нации и страны. Образование — это не только передача знаний, навыков или умений. В современном мире роль образования меняется, оно призвано сформировать мировоззрение, научить учиться, наметить путь в будущее учеников.
В педагогической науке термин «эффективность» характеризует качество обучения (эффективность занятия, методов обучения и т.д.). Понятие педагогической эффективности входит в систему всей педагогической теории. Очень часто проблема измерения эффективности обучения заменяется критериями, которые касаются только определения качества усвоения знаний, хотя образование — лишь один из компонентов обучения, поэтому эффективность качества обучения не может получить исчерпывающую характеристику, если будет рассматриваться только в рамках психологической теории усвоения [2, c. 106].
Как утверждает Тюков А.А., процессы внешней и внутренней оценки будут иметь положительный эффект, если они сосредоточатся на существенных сторонах функционирования образовательной системы школы, будут ориентированы на различные аспекты эффективности образовательного процесса [5]:
а) эффективность текущего функционирования образовательного процесса в школе;
б) эффективность образовательного процесса в основных звеньях школы (начальной, основной, средний);
в) эффективности урока (мероприятия), системы уроков (мероприятий), учебной, методической, воспитательной, научной деятельности в целом;
г) эффективности состава и деятельности участников образовательного процесса.
Осетрова В. отмечает, что эффективность текущего функционирования образовательного процесса в школе отражается в следующих критериях: функциональности и надежности. Критерий функциональности в общем виде отражает качество подготовки образовательного процесса (целенаправленность, технологичность, организованность, обеспеченность). Критерий надежности характеризуется совокупностью единичных критериев, отражающих качество образовательного процесса со стороны выполнения: тщательность, функциональная и структурная надежность. Его измерителями могут служить экспертные оценки, данные анализа отчетных документов, контроля образовательного процесса, наблюдений директора школы и его заместителей, самооценки участников образовательного процесса [4, c. 12].
Зеленова Л. в своих исследованиях указывает, что критерий эффективности представляет результативную сторону качества образовательного процесса, свойство достижения конечных целей и представлен критериями педагогической и управленческо-организационной эффективности [1, c. 87]. Качество образовательного процесса в основных звеньях школы оценивается той же системой критериев, что и качество образовательного процесса в школе в целом.
Вместе с тем, качество функционирования основных звеньев школы имеет важную особенность — продуктивность деятельности. Его смысл вкладывается в полноту выполнения подсистемой поставленных перед ней задач, взноса в высшую систему.
В общем случае выбрать подходящую единицу измерения знаний чрезвычайно трудная задача, которая окончательно не решена до сих пор, но в большинстве случаев адекватным методом является измерение эффективности знания так называемыми «информативными единицами». Информативной единицей называют одну из основных смысловых единиц текста, сообщения и т.д. [1, c. 89]. Использование предложенного подхода позволяет определить, какой критерий эффективности знаний существенно упрощает дальнейшую интеграцию в обобщенный критерий.
Исходя из результатов работы Т. Кураповой, оценку эффективности обучения, зачастую, осуществляют учителя школы с целью определения успеваемости учеников по дисциплинам учебного плана. К основным задачам системы оценки качества обучения учителем относятся [2, c. 107]:
— выявление, проверка и оценка уровня полученных знаний, умений и навыков учеников и качества усвоения ими учебного материала по конкретной дисциплине на всех этапах обучения с помощью устной и письменной проверки;
— сравнение фактических результатов учебно-познавательной деятельности с запланированными;
— оценка соответствия содержания, форм, методов и средств обучения конкретной школы целям и задачам государственных стандартов образования;
— стимулирование систематической самостоятельной работы и познавательной активности учеников;
— выявление и развитие творческих способностей, повышение заинтересованности в изучении учебного материала;
— определение уровня проявления способностей и развития мышления учеников посредством проведения творческих уроков;
— оценка эффективности самостоятельной, индивидуальной работы учеников школы;
— выявление лучшего опыта и разработки мер по повышению качества обучения путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий.
По мнению Э. Новожилова, базовым критериям эффективности школы необходимо считать решение вопроса разнородности целей реального уровня образования и формальными показателями успеваемости. Автор считает, что разработка решений основной проблематики вопроса повышения уровня качественного обучения является фундаментальным звеном сохранения и развития интеллектуальных способностей нации [3, c. 25].
Эффективность урока (мероприятия), системы уроков (мероприятий), учебной, методической, воспитательной, научной деятельности в целом можно выразить вышеперечисленными критериями функциональности, надежности, эффективности, производительности, скорректированным с учетом специфики и масштаба объекта представления. Важнейший критерий качества учебной работы — оптимальность, то есть соотнесение совокупных затрат времени, сил, ресурсов и полученных результатов, отдачи, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в образовании, воспитании и развитии школьников при соблюдении научно установленных норм времени на классную и домашнюю работу учащихся и учителей.
Критерий подготовленности в процессе движения ученика по индивидуальному образовательному маршруту последовательно и постепенно трансформируется в педагогическую эффективность. Неоднородность эффективности образования по составу учащихся преимущественно обусловлена разбросом в значениях показателей подготовленности.
Проведенный анализ литературы показывает, что под эффективностью обучения понимается отношение достигнутых результатов поставленной цели при некоторых ограничениях, таких, например, как продолжительность обучения, квалификация преподавателей и т.д.
В условиях обновления целей и содержания образования на основе компетентностного подхода и личностной ориентации, учета мирового опыта и принципов устойчивого развития; перехода от процессуальной к результативной, компетентностной парадигме образования требуют разъяснения методы измерения, инструментария и процедур оценки эффективности образовательного процесса как основной составляющей конкурентоспособности школы.
Роль учителя, который обеспечивает режим развития, заключается не в оценке ученика на основе сравнения его с другим учеником, а в создании условий для самооценки учеником своих достижений, которая согласовывается затем с оценкой учителя. Чтобы избежать неудобства в обращении абсолютными числами информативных единиц, объем знаний целесообразно оценивать в относительных единицах, делая нормирование по количеству выделенных по данной теме информативных единиц и проводя соответствующую статистическую обработку.
Список литературы
- Зеленова Л.П. Показатели качества образования и оценки эффективности образовательной деятельности // Народное образование. 2011. № 10. С. 86–91.
- Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. С. 106-109.
- Новожилов Э.Д. Определение экономической эффективности образования // Народное образование. 2011. № 10. С. 21–30.
- Осетрова В.В. Оценка эффективности школы: противоречия в подходах // Управление образованием. 2012. № 1. С. 11-15.
- Тюков А.А. Критерии оценки эффективности деятельности школы. [Электронный ресурс]: Психология методология образования. Режим доступа: http://psyhoinfo.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-shkoly (Дата обращения: 22.05.2017).
- Гапсаламов А.Р. Уроки прошлого в решении современных проблем российской науки, А.Р. Гапсаламов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–5. С. 1008-1011.
- Гапсаламов, А.Р. Развивающее обучение и возможность его применения в образовательном процессе высшего учебного заведения / А.И. Султанова, А.Р. Гапсаламов, А.Р. Тухбатшина, К.П. Козырева // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 1 (январь — февраль). http://mir-nauki.com/PDF/51PDMN117.pdf (Режим доступа: 06.04.2017).
- Гапсаламов, А.Р. Практико-ориентированные формы организации занятий в среднем профессиональном образовании на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука / Н.И. Зиганшина, А.Р. Гапсаламов // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. № 2 (март-апрель). http://mir-nauki.com/PDF/30PDMN217.pdf (Режим доступа: 19.04.2017).