УДК 342

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

№37,

Социологические науки

Пугач Екатерина Григорьевна


Научный руководитель: Собянина С.В., канд. экон. наук, доцент.


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ; СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ; СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК; SOCIAL PROTECTION; SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION; THE MEANING OF SOCIAL PROTECTION; SOCIAL RISK.


Аннотация: Данная статья посвящена сущности социальной защиты населения. В ней рассматриваются различные определения социальной защиты разных авторов.

Существуют различные теоретико-методологических подхода к определению сущности понятия «социальная защита». Так, Международная организация труда (далее — МОТ) определяет понятие социальной защиты как общую базовую социальную поддержку всем гражданам, независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа. Так, Конвенция МОТ 1952 и последующие международные трудовые нормы содержат девять основных составляющих социальной защиты:

— Медицинская помощь,
— Помощь в результате болезни,
— Пособие по безработице,
— В связи с рождением ребенка,
— Помощь семьям с детьми,
— В результате производственного травматизма и профессионального заболевания,
— По инвалидности,
— По возрасту,
— В случае потери кормильца.

То есть налицо широкая трактовка социального защиты как социальной поддержки, оказываемой всему населению и целью которой является социальная безопасность.

Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Формирование в России демократического, правового и социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию тех социальных отношений, которые связаны с социальной защитой, поддержкой государством, обществом малоимущих, бедных категорий граждан.

В научный оборот понятие «социальная защита», по мнению А. Тараканова вошло в 1992 года, хотя понятие «социальная защита населения», или «социальная безопасность», впервые появилось в США в 1935 году. В последующем оно распространилось во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка. У нас же в стране под ним начали понимать систему органов власти различных уровней, предприятий и учреждений, обеспечивающих государственную поддержку различным категориям граждан: многодетным семьям, материнству, отцовству, детству ветеранам, инвалидам, военнослужащим, уволенным из армии, и их семьям, пенсионерам, работникам социальной сферы, безработным [4].

Таким образом, отечественная наука под социальной защитой понимает, как обеспечение государственной поддержки отдельным категориям граждан, через систему органов власти, предприятий и учреждений.

В специальной литературе российскими и зарубежными авторами предлагается более широкое понятие «социальная защита». Например, В.Ш. Шайхатдинов, указывает, что социальная защита — государственные и негосударственные меры, направленные на создание благоприятной среды существования человека как члена общества» [6].

Х. Ламперт включает в социальную защиту национальные системы охраны труда, помощь государства в получении образования[2].

В.П. Черноморченко полагает, что предоставление материальных благ, связанных с реализацией права на жилище, так же является социальной защитой [6].

Т.К. Миронов предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [3].

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. На наш взгляд, данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

Н.А. Елбаева указывает на то, что социальная защита, основные составляющие содержания которой закреплены в статье 7 Конституции Российской Федерации, является важнейшим элементом социальной политики государства. В целом социальную защиту можно представить как систему социальных мер, призванных ограждать людей от различных неблагоприятных для их жизни воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таких воздействий[1].

Таким образом, вышеуказанное понятия социальной защитой сводятся только к неудовлетворению минимальных потребностей человека, однако, социальная защита — сложное явление и понятие. Являясь предметом исследования административного, уголовного, гражданского, трудового, конституционного права, данная проблема в то же время объективно требует общетеоретического анализа. Возможности теории государства и права позволяют разработать целостную теорию социальной защиты и тем самым избежать издержек узкоотраслевого подхода в оценке содержания, направлений правового регулирования, гарантий, обосновать с учетом федерального устройства Российской Федерации предложения по совершенствованию этой деятельности.

Итак, под социальной защитой населения в России понимается деятельность государства, органов местного самоуправления и работодателей по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения.


Список литературы

  1. Елбаева Н.А. Социальная защита как институт социального государства: сущностные и конституционно-правовые аспекты (на примере Республики Алтай). Автореф. дис. канд. юрид. наук / Н.А. Елбаева. – М., 2020. — С. 16.
  2. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. — М., 1994. — С. 150.
  3. Миронов Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) / Т.К. Миронов // Трудовое право. — 2018. — № 3. – С. 63.
  4. Тараканов А. Гарантии для государственных служащих: понятие и соотношение с другими категориями / А. Тараканов // Государственная служба.- 2018. — № 1. — С. 127 — 128.
  5. Черноморченко Н.П. Право социального обеспечения: Учебно- методическое пособие / Н.П. Черноморченко. — Саратов, 2000. — С. 6.
  6. Шайхатдинов В.Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. — 2019. — № 5. — С. 171.