УДК 342

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

№37,

Социологические науки

Пугач Екатерина Григорьевна


Научный руководитель: Собянина С.В., канд. экон. наук, доцент.


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ; ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ; ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ; ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ; SOCIAL PROTECTION; SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION; PROBLEMS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION; FUNCTIONS OF SOCIAL PROTECTION; FORMS OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION.


Аннотация: Данная статья посвящена проблемам социальной защиты населения. В ней рассматриваются функции и формы социальной защиты населения.

Социальная защита, как главная составляющая социальной политики государства, также направлена на выполнение определенных задач, которые могут быть решены с помощью специфических функций. Переход к рыночной экономике обусловил появление таких негативных факторов, как нестабильность в экономике, увеличение разрыва в уровне доходов населения, безработица, инфляция, усиление социальных конфликтов. Действовавшая в советский период система социального обеспечения, основанная на патерналистских началах и являвшаяся основным инструментом социальной поддержки населения, в новых условиях перестала в полной мере выполнять возложенные на нее задачи. Государственная система противодействия негативным факторам, связанным с переходом к рыночным отношениям, потребовала существенных структурных и сущностных изменений. Прежде всего, это было связано с необходимостью расширения сферы государственной поддержки населения, изменения форм и методов, а также принципов действующей системы социального обеспечения. Соответственно, претерпели изменения задачи и функции социальной поддержки населения.

На теоретическом уровне учеными анализируются комплексные проблемы социальной защиты населения, включая функциональное назначение его составных элементов, таких как социальное обеспечение, социальное страхование. В частности, В.Ш. Шайхатдиновым обозначены следующие функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная[4].

На ряду с этим называется также защитная функция социального обеспечения. Экономическая функция предполагает оказание материальной поддержки соответствующим категориям граждан, развитие производств, основанных на специальных технологиях, обеспечивающих занятость, ограничено способных к труду граждан, например, инвалидов, членов общества ВОСиВОГ. Политическая функция призвана обеспечить стабильность отношений в обществе на основе сближения экономических и социальных интересов различных категорий граждан. Демографическая функция предназначена обеспечивать условия, стимулирующие рост рождаемости (с использованием системы пособий и иных выплат для семей, в которых рождаются дети), содержания детей в дошкольных учреждениях, санаторно-курортного обслуживания детей, поддержку и развития геронтологических исследований и другие. Социально-реабилитационная функция имеет своим назначением обеспечение правового статуса, специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Защитная функция связана и определяется задачей общества, предоставляющего социальное обеспечение своим гражданам, так как защита граждан в трудовой жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения [3].

Таким образом, политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Оттого, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения. От демографической функции зависит, насколько реализуются программа социального обеспечения и пути воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы, а именно продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека.

По мнению А.Н. Аверина ведущими организационно- правовыми формами социальной защиты населения являются: пенсионное обеспечение; обеспечение социальными выплатами, субсидиями, компенсациями и льготами нуждающихся в государственной социальной помощи категорий населения; государственное социальное страхование [2].

Таким образом, организационно-правовая форма социальной защиты населения — это закрепленный в правовых нормах способ организации осуществления социальной защиты, характеризующийся особыми основаниями ее предоставления, спецификой субъектного состава возникающих отношений, а также степенью и методами правовой регламентации на различных уровнях правотворчества и другими существенными признаками.

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав населения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»,в соответствии с Конституцией РФ.

В соответствии с нормами действующего законодательства, важной правовой формой социальной защиты населения является закон «О государственной социальной помощи», который регламентирует государственную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям за счёт региональных бюджетов и ежемесячные денежные выплаты за счёт федерального бюджета и «социальные пакеты» для определённых категорий населения, включённых в федеральный регистр [1].

Система социальной поддержки населения по этому закону опирается на региональные бюджеты. Право на получение разовой государственной социальной помощи по этому закону предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые через налогообложение (подоходный налог) и целевые взносы работодателей и работников. Эти налоги и взносы, в дополнение к Пенсионному Фонду Российской Федерации образуют Фонд социального страхования, который составляет финансовую основу пособий по социальному страхованию.

Социальное страхование выступает как институт защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы.

Основная задача фонда социального страхования, обеспечение гарантированных государством пособий повременной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком по достижении им полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Таким образом, социальная защита осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, специально создаваемых внебюджетных социальных фондов.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. – 1999. — № 29. – Ст. 3699. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие / А.Н. Аверин.-М.: РАГС,2020. –С.49.
  3. Фёдорова Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В.Фёдорова, О.Ю. Минченкова.-М.: КноРус,2019.-1016c.
  4. Шайхатдинов В.Ш. Дефекты право творчества в сфере социального обеспечения и их последствия /В.Ш.Шайхатдинов//Российский юридический журнал.-2019. -№5.-С.171-178.