УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№37,

Педагогические науки

Дегтярева Дарья Сергеевна


Ключевые слова: РАЗВИТИЕ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ; DEVELOPMENT; ARTISTIC ABILITY; JUNIOR STUDENTS; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES.


Аннотация: Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Большая значимость творческих способностей для психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения, а также динамичностью и нестабильностью данного опыта. Описывается процесс развития художественных способностей и психологические и педагогические основы самой проблемы.


Проблемой изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых педагогов и психологов, но до и сейчас она является актуальной. Это объясняется тем, что в современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех институтов социума, непрерывного реформирования, в результате чего общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам, предвидеть конечный результат. Именно такой подход к делу является условием воспитания активной позиции личности в жизни. Необходимость развития творческих способностей подчеркивается следующими факторами: в современном обществе резко увеличился информационный поток, а объем его таков, что овладеть им полностью очень сложно, в свою очередь творческие способности позволяют реализовывать деятельность и в условиях недостатка информации.

Художественно-изобразительная деятельность имеет большое позитивное влияние на ребенка младшего школьного возраста. В процессе рисования или изготовления продукта декоративно-прикладного искусства, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. осуществляется функционирование мелкой моторики, которое имеет прямое влияние на работу мозга [1]. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал младших школьников.

Занятия изобразительным искусством (лепкой, рисованием, аппликацией) тренируют кисть руки и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма через тренировку мелкой моторики рук, которая определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз [3].

Также педагоги и дефектологи утверждают, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, оказывается большое воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на способности руки к письму.

При развитии мелкой моторики рук развивается и речевой аппарат [3]. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними [5]. По мнению ученых, хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Проявление и развитие творческих способностей в художественно-изобразительной деятельности учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой, креативной личностью.
Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики [2]. Одной из специфических возможностей художественно-изобразительной деятельности является формирование мировоззрения у младших школьников.

Оно осуществляется в процессе пяти основных видов занятий, на которых основывается вся система художественного воспитания в школе:

— беседы об изобразительном искусстве;
— тематическое и декоративное рисование;
— рисование с натуры;
— создание аппликаций;
— лепка [4].

В процессе художественно-изобразительной деятельности (рисовании или декоративно-прикладном творчестве) происходит развитие эстетического отношения к окружающей действительности и формированию эстетических вкусов.

В младшем школьном возрасте это происходит наиболее прогрессивно, ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве.

В процессе занятий художественно-изобразительной деятельностью у детей младшего школьного возраста воспитываются также нравственные качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

При создании коллективных работ у детей формируются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому [6].

Также художественно-изобразительная деятельность как средств развития творческие способности у младших школьников в образовательной организации имеет следующие возможности: самостоятельный выбор цветовых решений, подбор техник рисования, раскрытие темы изображения, выражение своего вкуса и логики изображения. Живая заинтересованность и желание выполнить работу лучше – необходимое условие для положительного влияния деятельности на развитие способностей. Способности могут быть плодотворными лишь в случае, когда сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности.

Во-вторых, деятельность ребенка должна носить творческий характер.

Для развития способностей необходимо всячески развивать самостоятельное творческое мышление. Активная, самостоятельная работа начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема или вопрос. В-третьих, необходимо организовать деятельность так, чтобы ребенок сталкивался с усложняющимися творческими проблемами, заданиями, требующими немного более развитые возможности чем те, что есть у ребенка сейчас.

Выводы.Таким образом, анализируя различные взгляды ученых становится очевидно, что несмотря на то, что способности имеют наследственные предпосылки к их развитию в виде задатков, признается возможность развития способностей через деятельность.

Развитие творческих способностей учащихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников и предполагает формирование у них важнейших интеллектуальных и практических действий, внешне проявляющихся в виде умений наблюдать, думать, сравнивать, самостоятельно выдвигать и решать новые задачи и др.


Список литературы

  1. Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 09.09.2021).
  2. Шулика М. В. Роль народной игрушки в процессе обучения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-igrushki-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 11.01.2022).
  3. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин. — изд. 2-е. — М., 1957. — 347 с.
  4. Гончары России. Игрушка / Под ред. Т.В. Зорина. — М., 2001. — 63 с.
  5. Бартрам Н.Д. Игрушки и начатки ручного труда / Н.Д. Бартрам // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. — М.: Изд. Сытин, 1912.- С. 237-245.
  6. Основы методики трудового обучения/ Под ред. В.А.Полякова. — М.: Просвещение, 1988. — 192с.