УДК 349.2

К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

№37,

Юридические науки

Лютова Валерия Эдуардовна


Ключевые слова: ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE ARREST; WARNING; ADMINISTRATIVE FINE.


Аннотация: Детально исследованы вопросы привлечения к административной ответственности за административные правонарушения. Сделаны обоснованные выводы о состоянии института административной ответственности.

Основным источником, который регламентируют и определяет основания, в соответствии с которыми происходит привлечения к административной ответственности за административные правонарушения является действующий сегодня КоАП РФ [1]. Главы 5-21 КоАП РФ устанавливают систему правонарушений и наказаний, которые предусмотрены за совершение административных правонарушений. Каждая отдельная глава содержит различные составы административных правонарушений, в которых в значительной степени отличается объект правонарушения [6, с. 124].

Полагаем целесообразным на основе анализа статистических данных определить наиболее распространенное правонарушение по каждой из групп, объединенных в отдельные Главы КоАП РФ и осуществить анализ привлечения к административной ответственности.

Первой главой, которая содержит в себе положения относительно определенных составов правонарушений является Глава 5 КоАП РФ. В соответствии с которой законодатель предусмотрел, что основаниями привлечения к административной ответственности будет являться совершение правонарушений, посягающих на права граждан.

В соответствии с данными судебной статистики за 2021 год судами было рассмотрено 155092 дел относительно правонарушений, посягающих на права граждан. Наиболее частым правонарушением, входящим в данную главу являлось правонарушение, ответственность за которое регламентирована ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Так, за 2021 год судами было рассмотрено 121081 дел, в результате чего 94 % (113766) случаев лицо было привлечено к административной ответственности [4]. В соответствии с ч 1. Ст. 5.35.1 КоАП РФ основанием для того, чтобы лицо было привлечено к административной ответственности является неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч 2. Ст. 5.35.1 КоАП РФ основанием для того, чтобы лицо было привлечено к административной ответственности является неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Глава 6 КоАП РФ регламентирует вопросы административной ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. За 2021 год судами было рассмотрено 412 577 дел по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 73 % или 301 432 лиц [5].

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.1.1 КоАП РФ — Побои. Так, в 2021 году судами было рассмотрено 176166 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по ст. 6.1.1 КоАП РФ, в результате чего 109 801 лиц было привлечено к административной ответственности (или 62%) [4].

Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ являлось нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Глава 7 КоАП РФ регламентирует вопросы административной ответственности за правонарушения в области охраны собственности. За 2021 год судами было рассмотрено 203154 дел по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 78 % или 158363 лиц.

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.27 КоАП РФ — Мелкое хищение. Так, в 2021 году судами было рассмотрено 133 630 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по ст. 7.27 КоАП РФ, в результате чего 108 667 лиц (или 81%) было привлечено к административной ответственности. Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ является мелкое хищение чужого имущества. А уже ч.1, ч. 2, ч. 3 ст. 7.27 КоАП РФ, в зависимости от стоимости чужого имущества, которое было похищено предусматривает соответствующую административную ответственность.

Глава 8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. За 2021 год судами было рассмотрено 71359 дел по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 76 % или 54445 лиц.

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.37 КоАП РФ — Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, в 2021 году судами было рассмотрено 37 224 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по ст. 8.37 КоАП РФ, в результате чего 31250 лиц было привлечено к административной ответственности (или 84 %) [7].

Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 8.37 КоАП РФ является нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи. Ведь в соответствии с ч.1.2 ст. 8.37 КоАП РФ основанием привлечения к административной ответственности будет являться осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, а в соответствии с ч.1.3 ст. 8.37 КоАП РФ основанием будет являться непредъявление по требованию должностных лиц органов, перечисленных в данной статье охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием.

Основанием привлечения по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ будет являться нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса. А основанием привлечения по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ будет являться нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Далее внимания заслуживает Глава 12 КоАП РФ, регламентирующая вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. За 2021 год судами было рассмотрено 1081257 дел по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 80 % или 866860 лиц.

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ — Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.

Так, в 2021 году судами было рассмотрено 221 248 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых ч.1 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, в результате чего 185 896 лиц было привлечено к административной ответственности (или 84 %).

Основанием привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ является управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Основанием привлечения к административной ответственности по ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ является управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Внимания заслуживает Глава 14 КоАП РФ, регламентирующая вопросы административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Так, за 2021 год судами было рассмотрено 252979 дел по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 77 % или 196466 лиц.

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ — Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Отметим, что до недавнего времени КоАП РФ не содержал норм, достаточных для дифференциации размеров административного наказания в зависимости от масштаба бизнеса, для реализации принципа замены административного штрафа предупреждением при впервые совершенном НКО или субъектом МСП правонарушении, а также для справедливого назначения наказания при совершении ряда тождественных административных правонарушений в рамках одного состава. Кроме того, была широко распространена практика одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же деяние юридических лиц и их работников. Но с 6 апреля 2022 года эти проблемы будут минимизированы, так как вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес [3].

В 2021 году судами было рассмотрено 130126 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых ст. 14.1 КоАП РФ, в результате чего 108 940 лиц было привлечено к административной ответственности (или 83 %).

Законодатель определил, что основанием привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и с грубыми нарушениями соответственно (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).

Уделим внимание Главе 15 КоАП РФ, регламентирующей вопросы административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. На сегодняшний день по числу совершаемых правонарушений данная группа занимает второе место среди всех групп совершаемых правонарушений. Так, за 2021 год судами было рассмотрено 1323881 дело по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 84 % или 1114621 лицо.

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.33.2 КоАП РФ — Нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда РФ.

В 2021 году судами было рассмотрено 735 107 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых ст. 15.33.2 КоАП РФ, в результате чего 630220 лиц было привлечено к административной ответственности (или 85 % от общего числа привлекаемых к административной ответственности лиц).

Законодатель предусмотрел, что основанием привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ будет являться непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В свою очередь в соответствии с ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ будет являться основанием будет являться Непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [2] срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона.

Глава 19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за правонарушения против порядка управления. За 2021 год судами было рассмотрено 617148 дел по данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 83 % или 514247 лиц. Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.24 КоАП РФ — Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. Так, в 2021 году судами было рассмотрено 202 471 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по ст. 19.24 КоАП РФ, в результате чего 190736 лиц было привлечено к административной ответственности (или 94 %).

Основанием привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ является несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ — невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

На сегодняшний день наиболее распространенными правонарушениями являются правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, объединенные в Главу 20 КоАП РФ. В 2021 году было рассмотрено 4392477 дел данной категории, в результате чего к административной ответственности было привлечено 83 % или 3686081 лицо.

Наиболее частным правонарушением из данной категории являлось административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ — Неуплата административного штрафа. Так, в 2021 году судами было рассмотрено 2 010 948 дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в результате чего 1531008 лиц было привлечено к административной ответственности (или 76 %). Основанием привлечения к административной ответственности ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ являлось неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Таким образом, видно, что основания привлечения к административной ответственности разнообразны, и каждая отдельно взятая статья регламентирует вопросы административной ответственности за отдельно взятые правонарушения.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1.
  2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета. № 68. 10.04.1996.
  3. Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 66. 29.03.2022.
  4. Административная нагрузка на бизнес: курс на снижение // Гарант.ру от 06.06.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1537091/.
  5. Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушения. 2021 год // Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]. URL: http://stat.xn—-7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1.
  6. Евсикова Е.В. Административное право: современный терминологический словарь / Е.В. Евсикова, А.В. Пономарев, В. В. Костылев [и др.]; научный редактор М.И. Никулин; редактор Е.В. Евсикова. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. 400 с.
  7. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2021 года // Ведомственное статистическое наблюдение [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217817/e8f5382f79aa9be433bdbe62fd2cbdb8aa986218/.