УДК 37

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

№37,

Педагогические науки

Шахова Екатерина Сергеевна


Ключевые слова: ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ; ШКОЛЬНИКИ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; ДОМИНИРУЮЩИЙ ЦВЕТ; СВЯЗЬ; COLOR PREFERENCES; SCHOOLCHILDREN; VISUAL ACTIVITY; ACTIVITY; EFFICIENCY; DEVELOPMENT; DOMINANT COLOR; COMMUNICATION.


Аннотация: Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач, стоящих перед современной школой.

Актуальность темы Учителю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет. Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним — это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.

Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и эстетическое развитие, что невозможно без включения в учебно-воспитательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации [2].

Наиболее успешно чувство цвета у младших школьников будет развиваться на занятиях по изобразительному искусству. Характерная для младших школьников чувствительность к цвету, эмоциональная отзывчивость на цвет, способность наделять цвет чертами живого существа наряду с осознанием роли цвета в окружающей среде, умением выражать свое отношение к цвету и использовать его в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, могут способствовать развитию у ребенка чувства цвета[5].

Традиционно под чувством цвета понимается умение различать цвета, их красивые и непривлекательные сочетания, подбирать и составлять оттенки цвета.

Хизроева З.М. высказывает мнение, что «под чувством цвета в отличие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом» [6].

Развитие восприятия цвета у школьников является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе эстетической. Освоение младшими школьниками содержания цвета, средств его выразительности, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации[8].

Наиболее успешно чувство цвета у младших школьников будет развиваться на занятиях по изобразительному искусству. Характерная для младших школьников чувствительность к цвету, эмоциональная отзывчивость на цвет, способность наделять цвет чертами живого существа наряду с осознанием роли цвета в окружающей среде, умением выражать свое отношение к цвету и использовать его в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, могут способствовать развитию у ребенка чувства цвета. Традиционно под чувством цвета понимается умение различать цвета, их красивые и непривлекательные сочетания, подбирать и составлять оттенки цвета [3].

При ознакомлении с эмоциональными характеристиками цвета младшие школьники пытаются представить себе характер цвета и его настроение и звучание. Преимущественные характеристики красного цвета – яркий, агрессивный, торжественный. Оранжевый цвет веселый, сочный и теплый, желтый – солнечный, радостный, яркий. Зеленый цвет в представлении детей успокаивающий, радостный и живой, голубой – небесный, нежный, легкий.

Почувствовать цвет как живое существо, попытаться передать в рисунках невесомость голубого, тяжесть синего и таинственность фиолетового цвета помогают пластические упражнения, просмотр произведений живописи (картины Н. К. Рериха «Гималаи», В. В. Кандинского «Голубое небо»).

Синий цвет учащиеся характеризуют как холодный, глубокий, бесконечный, а фиолетовый чаще грустный, темный, непонятный. Знакомясь с цветами радуги, ребенок учится составлять оттенки и гармоничные цветовые сочетания, передавать свое отношение к явлениям окружающего мира и свое настроение при помощи цвета, учится понимать и анализировать взаимосвязи цвета и звука, цвета и движения. В работе, направленной на развитие чувства цвета на уроках изобразительного искусства в начальной школе, могут быть использованы различные формы проведения занятий, методы и приемы[7].

Рассмотрим некоторые методы, выделенные Б. М. Неменским [3], применение которых может способствовать более эффективному развитию чувства цвета у младших школьников Метод мысленного путешествия (путешествие сквозь какой-либо слой радуги, в гости к цвету) создает ситуацию заинтересованности, дает возможность ближе познакомиться с каждым цветом радуги, почувствовать его характер и настроение, узнать о взаимосвязях цвета, вкуса и запаха. Отчетом о таком путешествии является рисунок («Полет сквозь радугу», «Все оранжевое»). Применение данного метода способствует развитию умения учащихся давать вербальную, графическую и пластическую характеристику цвета, развивает интерес к изучению цвета и его роли в окружающем мире. Метод выбора словесных аналогов способствует развитию речи детей, обогащению словаря, умению соотносить характер цвета и звучание слова[4].

Словесные обозначения цвета – сивый, бурый, каурый, муравчатый, практически исчезнувшие из современного русского языка, учащиеся узнают из русских сказок («Сивка-бурка, вещий каурка», «трава-мурава» и т. д.), поэтических произведений Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. С. Пушкина. У А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» изменения цвета моря («помутилось», «почернело») соответствуют изменению настроения персонажей, в процессе работы над иллюстрацией дети получают возможность создавать более сложные оттенки синего цвета, обогащают свою цветовую палитру. При чтении стихотворения «Листопад» И. А. Бунина учащиеся знакомятся с такими обозначениями цвета, как багряный, лазурный, лиловый, дают им характеристику, пытаются предположить, каким может быть цвет, название которого им незнакомо.

При чтении стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум» выделяются характеристики звучания деревьев, называются оттенки зеленого цвета («липа бледнолистая», «новой зеленью»).

Весенние деревья шумят «тихохонько», «шумят повеселелые», лепечут, «шумят по-новому». Анализируя словесные обозначения зеленого цвета, данные поэтом, дети отмечают, что лепечут совсем молодые листья, «эти листья только что родились», шумят зеленые листья, когда дует ветер, называют оттенки зеленого цвета. В цветовой гамме этого произведения преобладают светлые, нежные оттенки: белый цвет березы и цветущих вишневых садов, бледные молодые листья липы, цветочная пыльца. Такой анализ словесных обозначений цвета способствует более глубокому проникновению в замысел поэта, точной передаче цвета при работе над рисунком. Приведем некоторые наиболее интересные характеристики цвета, данные детьми. Красный цвет в представлениях детей обычно сильный, огненный, сердечный, любовный, воинствующий, цвет сердца, «цвет, при котором нельзя уснуть». Оранжевый цвет учащиеся определяли как любознательный, цвет хорошей погоды, режущий глаза, шершавый, цветочный, сладкий. Положительную оценку получил желтый цвет – светящийся, смешливый, цвет солнечной радости, подсолнечный, душистый. Спокойный зеленый цвет был охарактеризован детьми как божественный, сонный, усыпительный, «цвет, который утешает», ароматный. Голубой цвет в представлениях детей – умный, звонкий, застывший, чудесный, прохладный. Синий цвет означает сомнение и непредсказуемость, он тяжелый, мудрый, разочарованный, утешительный, злой, плохой[3].

Также противоречивые оценки получил фиолетовый цвет. Это цвет вдохновения, когда хочется «рисовать и создавать», художественный и поэтический, королевский, необъятный, загадочный, горький, ужасный. Метод уподобления (ребенку предлагается представить себя в роли наиболее привлекательного для него цвета как живого существа или объекта какого-либо цвета) помогает более полно почувствовать цвет, способствует пониманию роли цвета в окружающем мире, его характера.

Представить себя в роли цвета можно при выполнении пластического упражнения, показать характер цвета в игровой ситуации, в рисунке («Я – солнечный зайчик», «Я – оранжевое солнце»). При выполнении этого задания дети улыбаются, жестами показывают быстрое движение солнечного зайчика, придумывают ему имена (Звончик), называют желтый цвет «пушистым» и «прыгучим». Оранжевый цвет – один из самых мягких и положительных, оранжевое солнце всех согревает, оно «теплое и шершавое».

Метод составления цветовых комбинаций используется при изучении основ цветоведения, в процессе работы над учебными заданиями на передачу теплохолодности, контрастных и сближенных цветовых сочетаний, приближающихся и удаляющихся цветовых пятен, выделения композиционного центра при помощи цветовых пятен разной формы и размера. Комбинируя в заданном формате элементы разного цвета, дети самостоятельно делают выводы о том, что темные цвета являются «отступающими» а светлые фигуры зрительно приближаются[2].

С комбинациями цветовых пятен учащиеся работают при выполнении заданий «Утро», «Хмурый день», «Ночной город». Работая над образом ночного города, учащиеся ритмично располагают элементы, подбирая наиболее контрастные сочетания для зданий и окон и сближенные – для фона. Пониманию замысла художника и использования цвета как средства передачи этого замысла способствует применение на уроках изобразительного искусства метода анализа и интерпретации. Рассматривая и анализируя картины И. И. Левитана, В. Э. Борисова-Мусатова, А. И. Куинджи, младшие школьники учатся чувствовать настроение, которое хотел передать художник, состояние природы, соотносить цвет и настроение. Большой интерес у детей вызывают задания, направленные на интерпретацию картины. Изменяя время года или время суток в знакомом пейзаже, подбирая цветовую гамму к определенной ситуации, ребенок закрепляет в практической деятельности собственный опыт общения с природой, подбирает оттенки цвета, выражает свое отношение к изображаемому [5].

Неотъемлемой частью работы, направленной на развитие чувства цвета, является выполнение пластических этюдов, пластических упражнений, которые предшествуют выполнению практического задания, заменяя традиционные физминутки. Выражение эмоций при помощи мимики и пластики, создание образов в процессе импровизации помогают глубже понять цвет и звук, цвет и движение [5, 6].

Непосредственно связанные с изучаемым материалом, пластические упражнения способствуют его закреплению и более глубокому проникновению в образ цвета. Пластическое упражнение «Танец цветов» направлено на формирование умения соотносить цвет и характер движения. Дети выбирают какой-либо цветок и представляют себе его движения под музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского).

Словесные высказывания детей звучат следующим образом: ромашка белая, она светлая и легкая, поэтому она легко двигается; у георгина тяжелая голова темно-красного цвета, поэтому он танцует медленно. При выполнении следующего задания учащиеся при прослушивании музыкальных фрагментов марша, вальса, колыбельной должны соотнести их с характером красного цвета, показать, как двигается красный цвет – бодро и весело, медленно и плавно, кружится или ритмично шагает. Большой интерес у детей вызывает упражнение «Зеленый росток». Показывая, как зеленый росток пробивается из-под земли, вырастает, колышется под ветром, дети учатся понимать зеленый цвет как цвет жизни, мира, покоя, ощущают себя частичкой окружающей природы.

При выполнении задания «Зеленый росток» дети пытаются изобразить усилия, которые прилагает росток, пробиваясь из-под земли, сгибаются «петелькой», плавно «вырастают» и покачиваются, поднимая руки вверх и «расцветая» улыбкой. Еще одно пластическое упражнение – «Полет бабочки», при выполнении которого нужно показать, как бабочка летит, складывает крылья, садится на цветок, взлетает. Дети поясняют, что большие тропические бабочки летят более «тяжело», медленно, их цвета насыщенные и «бархатистые», а легкий мотылек порхает с цветка на цветок, он «светлого и радостного цвета».

Ребенок, обладающий чувством цвета, осознает воздействие окружающей цветовой среды, гармонизирует свои отношения с ней в процессе деятельности, имеющей положительную эмоциональную окрашенность, создает и оценивает цветовые сочетания, выражает свое отношение к цвету, активно использует цвет в изобразительной деятельности.

Выводы. Работа в данном направлении показала, что использование вышеизложенных методов и приемов способствовало развитию чувства цвета у младших школьников. Ребенок, обладающий чувством цвета, осознает воздействие окружающей цветовой среды, гармонизирует свои отношения с ней в процессе деятельности, имеющей положительную эмоциональную окрашенность, создает и оценивает цветовые сочетания, выражает свое отношение к цвету, активно использует цвет в изобразительной деятельности. Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что школьники младших классов усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут применять как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальной школе. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.


Список литературы

  1. Василенко Е.В. Значение организации натурных постановок в профессиональных студенческих отделениях изобразительного искусства и дизайна // МНКО. 2020. №3 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-organizatsii-naturnyh-postanovok-v-professionalnoy-podgotovke-studentov-otdeleniy-izobrazitelnogo-iskusstva-i-dizayna (дата обращения: 06.06.2022).
  2. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись /Ю.М.Кирцер. М., Высшая школа, 2015. 272 с.
  3. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. — 2-ое изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Академия, 2019- 233 с.
  5. Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2019 – 321 с
  6. Хизроева З.М. Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-dominiruyuschego-tsveta-i-tipa-temperamenta-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 06.06.2022).
  7. Ческидова И.Б. Методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников // Вестник ТГПУ. 2016. №8 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-razvitiya-chuvstva-tsveta-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.06.2022).
  8. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи /Р.М.Чумичева. М., Просвещение, 2018- 126 с.