УДК 37

ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№37,

Педагогические науки

Шахова Екатерина Сергеевна


Ключевые слова: ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ; ШКОЛЬНИКИ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; ДОМИНИРУЮЩИЙ ЦВЕТ; СВЯЗЬ; COLOR PREFERENCES; SCHOOLCHILDREN; VISUAL ACTIVITY; ACTIVITY; EFFICIENCY; DEVELOPMENT; DOMINANT COLOR; COMMUNICATION.


Аннотация: Занятия изобразительным искусством, а также изучение основ цветоведения очень важны в формировании ребенка. Они дают возможность детям изучать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, исследовательский интерес, а также пространственное мышление. В работе раскрываются основные понятия и вопросы развития цветовосприятия у младших школьников. Раскрываются упражнения, дидактические игры, задания для формирования цветового восприятия у обучающихся.

Актуальность темы Учителю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет. Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним — это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.

Развитие восприятия цвета у школьников является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе эстетической. Освоение младшими школьниками содержания цвета, средств его выразительности, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.

Цвет в истории всех культур всегда активно использовался как средство эмоционального воздействия на человека, что способствовало выработке определенных цветовых символов. Он способен вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию, воздействует на настроение, самочувствие [1].

Педагогическая деятельность по развитию цветовосприятия у младших школьников может осуществляться в процессе учебной, творческой, игровой деятельности, в процессе проведения экскурсии, организации целенаправленного наблюдения, выполнения домашних заданий на восприятие.

Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков [4].

Давая обучающимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.

Для лучшего понимания законов цветоведения целесообразно показывать живописные произведения мастеров искусств и анализировать вместе с детьми живописный строй картины. Например, выясняя с детьми, какого цвета небо, следует показать ряд произведений, на которых цвет неба будет сине-зеленым, желто-красным, сине-красным и т.д. Строя беседу по этим вопросам, надо сделать так, чтобы дети самостоятельно подошли к пониманию необходимости передавать различными цветовыми оттенками разные состояния природы. Полезно показать сильно увеличенный фрагмент живописного полотна, выполненного в технике масляного письма, где можно увидеть мазки отдельных цветов. Особенно это видно у художников, которые добивались оптического смешения мазков краски различных цветовых оттенков при восприятии на определенном расстоянии (К. Моне, И. Грабарь и др.) [4].

На урок изобразительного искусства приходят разные дети, и каждый — с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством обучающихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих работах. После того как у учителя появится информация о детских цветовых предпочтениях, можно приняться за анализ этой информации.

Упражнения, дидактические игры, задания для формирования цветового восприятия у обучающихся:

— Нахождение палитры каждого цвета отдельно, путем смешивания определенного цвета последовательно с каждым цветом в коробочке красок.
— Определение группы цветов по временам года, времени суток, состоянию природы (солнечный день, пасмурный день).
— Изучение живописных техник — лессировка, «а-ля-прима», по-сырому, пуантилистика.
— Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.
— Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).

Упражнения по цвету полезно начинать с 1 класса. Обычно они выполняются в начале урока, перед заданиями в цвете. Можно провести упражнения и в середине урока, если учитель почувствовал, что дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить обучающихся к следующему занятию или к домашней работе. Упражнения и задания могут выполняться на белом или цветном листе бумаги[2].

Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с различным цветовым исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день и резкими светотенями в солнечную погоду.

Быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют обучающимся много радостных минут. Такие рисунки направлены на создание того или иного настроения, помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка.
Знания, умения и навыки, полученные при выполнении различных упражнений, обучающиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании [3].

В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практический показ ведения работы красками и материалами учителем. В кратковременных упражнениях применяются разнообразные наглядные пособия в комплексе с пособиями, предназначенными для длительных рисунков. Подбор моделей — важное и трудное дело. От него во многом зависят эмоциональный настрой урока и успех работы.

Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков обучающихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результат. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Также необходимы репродукции картин художников, слайды, музыкальные записи.

Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ [4].

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

Смысл, предназначение уроков искусства — в формировании навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является основой творчества и мышления. Человек, который способен мыслить многовариантно, уже творец. Он не зациклен на каком-то варианте решения вопроса, проблемы, ситуации. Он допускает в своем сознании различные пути и способы поведения, деятельности. Именно в творческой деятельности удается соединить интеллектуальную, эмоциональную и духовные сферы[2].

За время обучения в начальной школе ученики получают основную базу знаний по цветоведению. Без данных знаний, умений и навыков довольно сложно говорить об осознанном, осмысленном подходе к изучению изобразительного искусства в дальнейшем. Переходя в 5 класс учащиеся успешно осваивают программный материал школы второй ступени по изобразительному искусству, занимаются в предметном кружке, участвуют в подготовке работ для конкурсов и выставок, становятся победителями творческих конкурсов различного уровня. Многие учащиеся получив подготовку в начальной школе продолжают дополнительное образование по предмету в художественных школах и школах искусств.


Список литературы

  1. Хизроева З.М. Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-dominiruyuschego-tsveta-i-tipa-temperamenta-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 06.06.2022).
  2. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. — 2-ое изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  3. Ческидова Ирина Борисовна Методы и приемы развития чувства цвета у младших школьников // Вестник ТГПУ. 2016. №8 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-razvitiya-chuvstva-tsveta-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 06.06.2022).
  4. Василенко Е.В. Значение организации натурных постановок в профессиональных студенческих отделениях изобразительного искусства и дизайна // МНКО. 2020. №3 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-organizatsii-naturnyh-postanovok-v-professionalnoy-podgotovke-studentov-otdeleniy-izobrazitelnogo-iskusstva-i-dizayna (дата обращения: 06.06.2022).