УДК 373.21

ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№37,

Педагогические науки

Токоякова Елизавета Борисовна


Научный руководитель: Васильева М.И.


Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ; ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ; COGNITIVE INTEREST; RESEARCH ACTIVITY; EXPERIMENTATION; LABOR EDUCATION; SENIOR PRESCHOOLERS.


Аннотация: В статье на основе описания опыта работы рассмотрены направления трудового воспитания в старшем дошкольном возрасте и потенциал каждого из них для проведения исследовательской деятельности в ДОУ.

Объект исследования: организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование содержания трудового воспитания в формировании исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём показать эффективность использования трудового воспитания в формировании исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Делается вывод о том, что включение в трудовое воспитание старших дошкольников познавательно-исследовательских задач предоставляет возможность обучить детей строить предположения, наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира во всем его многообразии, делать выводы по поводу достоверности этих предположений, высказывать собственные умозаключения.

Описанные направления работы по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в трудовом воспитании могут быть внедрены в практику работы педагогов ДОУ.

Введение

В настоящее время требования к знаниям и умениям детей, поступающих в школу, значительно увеличились по сравнению с предыдущими десятилетиями. Современному первокласснику необходимо уметь решать задачи разной сложности, уметь видеть проблему и задавать вопросы, отстаивать свою позицию, делать умозаключения и выводы, строить предположения и уметь их проверять.

Развитая исследовательская деятельность дошкольников дает возможность решать возникающие задачи. В связи с чем для ее формирования необходимо исследовательское обучение, которое ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих задатков детей.

Э.А. Баранова в своем диссертационном исследовании приходит к заключению, что старший дошкольный возраст «обладает субъектной познавательной активностью, и именно в этот период происходит закладка основ мировосприятия, а также фундамента многих значимых личностных качеств ребенка» [1, С. 5].

Проблема развития исследовательской деятельности у дошкольников представлена в работах таких исследователей, как Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др., где отмечается, что интеллектуальное развитие старших дошкольников намного выше, чем предполагалось ранее. Обозначенное положение обусловило наше обращение к этой проблеме.

Работа по познавательно-исследовательской деятельности должна быть включена в разные виды жизнедеятельности детей. В связи с чем значимым представляется рассмотрение педагогических условий развития исследовательской деятельности в организации воспитательного и образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Формами работы по исследовательской деятельности в дошкольном возрасте являются опыты и экспериментирование, которые подробно описаны в литературе в работах Н.С. Вераксы [3], А.И. Ивановой [5], А.И. Савенкова [6], О.В. Дыбиной [4] и др. Однако педагогические условия их включения в работу в ДОУ является слабо разработанным. В связи с чем нами была сформулирована идея о том, что одним из эффективных путей внедрения исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте будет являться трудовое воспитание.

В системе дошкольного воспитания в настоящее время формируются и с успехом применяются новейшие методики, технологии и разработки, позволяющие поднять уровень образования на более высокую и более качественную ступень. Очевидно, что ознакомление с предметами или явлениями окружающей среды будет результативным в том случае, если оно будет носить действенный характер. При организации экспериментально-поисковой деятельности у детей появляется возможность для самостоятельного добывания информации о тех явлениях, которые им интересны, а педагог наделяется возможностью сделать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментально-поисковая деятельность отвечает психологическим особенностям дошкольников – их исследовательскому азарту и предоставляет детям реальные представления о самых разных сторонах изучаемого объекта или явления действительности и его взаимоотношениях с другими объектами или явлениями окружающей среды.

При осуществлении экспериментирования параллельно также идет развитие таких психических процессов, как речь, память и внимание, происходит активизация мышления. Это происходит по той причине, что детям приходится постоянно совершать такие операции, как анализ и синтез, классификация и сравнение, а также формулировать выводы на основании обнаруженных закономерностей. Таким образом, ребенок не только знакомится с новыми фактами, но также отрабатывает и умственные приемы и операции. Также экспериментирование оказывает положительное влияние не только на интеллектуальную, но также и на эмоциональную сферу личности ребенка, на развитие его творческих способностей и умение доводить начатое дело до конца.

В советское время трудовое воспитание и его вопросы находились в центре внимания педагогов и психологов, особенно в 1930-1980-е годы, на основе чего были созданы многочисленные методические пособия для воспитателей и учителей, было разработано множество программ по его реализации для детского сада. Анализ современных образовательных программ для ДОУ позволяет заметить, что этому вопросу уделяется совершено незначительное место. По словам Р. С. Буре, «труд в детском саду становится все более эпизодическим, а его потенциал в воспитании дошкольников не реализуется» [2, С. 7].

Труд представляет собой важное средство воспитания дошкольников, поскольку в этой деятельности они получают возможность овладеть определенными умениями. В старшем дошкольном возрасте трудовое воспитание реализуется в следующих направлениях: освоение навыков самообслуживания, приобщение к труду в природе, хозяйственно-бытовая деятельность, ручной и художественный труд, получение представлений о современных профессиях и о труде взрослых [2]. Трудовое воспитание в ДОУ обладает большим потенциалом для включения в него экспериментально-исследовательской деятельности. Опишем опыт нашей работы со старшими дошкольниками.

Направление работы «Труд в природе» позволяет включать опыты и эксперименты на тему «Может ли растение дышать?», целью которого будет выявление потребности растения в воздухе, дыхании. Эксперимент «Есть ли у растений органы дыхания» позволяет определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Для этого ставится проблемный вопрос: «Как доказать, что растения живые и могут дышать». Опираясь на знания о процессе дыхания у человека, дети делают предположение о том, что воздух поступает внутрь растений и выходит из него. После чего мы проводится следующий опыт: отверстие питьевой трубочки смазывается вазелином, и дети пытаются дышать через нее. Делается вывод о том, что вазелин не пропускает воздух. После чего выдвигается гипотезу о том, что растения также имеют в листочках мелкие отверстия, через которые дышат. Для проверки этой гипотезы одна сторону листа цветка смазывается вазелином, и проводятся наблюдения. Через какое-то время те листочки, которые были смазаны вазелином, погибли. Вследствие проведения этого опыта детьми делается вывод о том, что растения – это живые организмы и они дышат. Направление «Труд в природе» также дает возможность получить представление об условиях проращивания семян и о том, что попадая в эти условия, семена «оживают».

Направление «Ручной труд» в трудовом воспитании дает возможность детям ставить опыты и экспериментировать. При проведении опытов с бумагой мы предложили детям несколько видов бумаги (писчую, салфеточную, оберточную и чертежную). Целью нашего опыта было сравнение качественные характеристик и свойств разных видов бумаги. Для этого мы сминали бумагу разных видов, разрывали ее пополам, разрезали на две части и опускали в воду, выявили, какой тип бумаги быстрее сминается, а какой – медленней.

Изготовление веера предоставило нам возможность познакомить детей со свойствами воздуха. После изготовления веера из бумаги мы предлагаем детям взмахнуть веером возле лица. От его движений образуется воздушная волна, от которой дети могут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже их лица. Дети приходят к заключению о том, что воздух окружает нас везде: он присутствует в почве и в воде. Мы не можем его видеть по той причине, что он бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Когда дети смастерили кораблик из бумаги, мы провели опыт, позволяющий в большей степени узнать свойства воздуха. В таз мы налили воду, опустили в него кораблики с парусами, а потом стали дуть на паруса и наблюдать за движением корабликов и делают выводы о том, что без ветра парусники не поплывут, а, напротив, когда ветер очень сильный, то это может привести к крушению корабля. Дети приходят к выводу о том, что ветер представляет перемещение воздуха.

При работе по рисованию мы с детьми наблюдали за смешиванием красок, что позволило дошкольникам провести наблюдение за тем, какие цвета получаются в том случае, если смешать желтый и синий цвета, красный и желтый.

В формировании навыков самообслуживания как направлении трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста возможно проведение занятия с элементами экспериментирования на тему «Здоровые зубы», цель которого в формировании представлений о том, что для чего нужны зубы и каким образом за ними правильно ухаживать.

При выполнении хозяйственно-бытовых дел у детей тоже можно сформировать познавательный интерес, например, познакомить со свойствами мыла при влажной уборке. Глажение кукольного белья педагогом позволяет дать представление об испарении воды.

Для формирования и поддержания у детей исследовательского интереса необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Например, для закрепления свойств предметов, которые тонут и не тонут, родителям следует во время купания детей предложить детям несколько предметов, которые плавают и тонут в воде (камушек, ложку, карандаш, крышку от мыльницы). Дети приходят к выводам о том, что карандаш не тонет потому, что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет по той причине, что имеет бортики.

При проведении экспериментирования большую роль играет стиль общения воспитателей с детьми. Он должен быть партнерским, демократичным. Воспитатели сами должны выступать в роли активных исследователей, помогая детям реализовать свой познавательный интерес и исследовательский потенциал.

Заключение

Особенностью познавательно-исследовательской деятельности является то, что ребенок открывает для себя новый объект в многообразии его свойств, раскрывает его содержание в ходе практического освоения его. Опыты и эксперименты стимулируют развитие наблюдательности, самостоятельности, желания познать мир, а также поставить перед собой интеллектуальную задачу и решить ее. В такой деятельности проявляется умственная инициативность ребенка, развиваются его творческие способности, при нахождении ответов на поставленные вопросы у детей повышается самооценка и уверенность в собственных силах, осуществляется начальная подготовка к социализации во взрослой жизни.

Детское экспериментирование можно включать в любую деятельность детей в дошкольном возрасте, где можно обнаружить интересные явления и объекты и провести с ними опыты и эксперименты. Однако именно трудовое воспитание обладает в этом смысле большим потенциалом, поскольку ориентировано на самые разные сферы ознакомления с действительностью – от самообслуживания до труда в природе. Это позволяет включить в работу эксперименты, связанные с самими разными предметами и явлениями. В процессе реализации трудового воспитания дети обнаруживают разные свойства предметов, устанавливают их сходства и различия друг от друга, формируют представление об их функциональных назначениях. Все это предполагает развитие у дошкольников познавательного интереса, который впоследствии будет являться основой для самостоятельной исследовательской деятельности, умения дошкольниками приобретать знания самостоятельно.


Список литературы

  1. Баранова Э.А. Особенности формирования познавательного интересе в структуре общей способности к учению у детей шести-семи лет. Дисс. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1998. 160 с.
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания // Учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 141 с.
  3. Веракса Н.С. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.С. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.
  4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетина. М., 2004. 92 с.
  5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004. 56 с.
  6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль : Академия развития, 2010. 208 с.