ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ БЛОКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СЛОЖНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ДОМИНИРУЮЩЕГО КОГНИТИВНОГО РЕЖИМА
№7,
Психологические науки
Зарва Владислав Александрович
Ключевые слова: ФУНКЦИИ БЛОКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СЛОЖНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КОГНИТИВНЫЕ РЕЖИМЫ; СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ; РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; РЕЖИМ ВОСПРИЯТИЯ; РЕЖИМ СТИМУЛИРОВАНИЯ; РЕЖИМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ; FUNCTIONS OF THE BLOCK OF PROGRAMMING AND CONTROL OF COMPLEX FORMS OF ACTIVITY; COGNITIVE MODES; SERIAL ORGANIZATION OF MOVEMENTS; MODE OF OPERATION; PERCEPTION MODE; STIMULATION MODE; ADAPTATION MODE.
В настоящее время проблема изучения произвольной регуляции деятельности и управления поведением является одной из самых актуальных. Дело в том, что эти функции приурочены к работе III блока мозга, который достигает зрелости к 20 годам и исследование периода ранней взрослости позволяет увидеть состояние данных функций на пике своего формирования в онтогенезе человека. Состояние и динамика высших психических функций (ВПФ) у здоровых взрослых людей практически не изучена, так как ВПФ исследовались лишь у взрослых людей с локальной мозговой патологией [1; 2].
Изучением развития высших психических функций занимались отечественные ученые [3; 4; 5]. В настоящее время в большей степени исследованы состояния высших психических функций в детстве и старости.
Исследования периода ранней взрослости остаются актуальными проблемами исследований в нейропсихологии.
В качестве основы для изучения особенностей функций III блока мозга нами были использованы методы нейропсихологической диагностики, разработанные Лурия А.Р. и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Ахутиной Т.В. [6].
А также мы использовали дорсально-вентральный опросник [7], основанный на теории когнитивных режимов [8; 9]. Для каждого человека характерен свой доминирующий режим и каждый из нас использует в равной степени системы верхнего и нижнего мозга (режим деятельности), чаще пользуется системой нижнего мозга (режим восприятия), широко использует систему верхнего мозга (режим стимулирования) и совсем не использует эти две системы (режим приспособления).
В концепции А.Р. Лурия мозг представлен в виде 3 функциональных блоков: I блок – блок регуляции тонуса и бодрствования; II блок – блок приема, переработки и хранения информации; III блок – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности [10]. В качестве анализируемого объекта нас интересуют III блок мозга по А.Р. Лурия, а также вентральный и дорсальный мозг по Ст. Косслину.
III блок — префронтальные отделы: передние отделы больших полушарий, спереди от передней центральной извилины. Отвечают за организацию произвольных движений, двигательных механизмов речи. Регулируют сложные формы поведения и процессы памяти [11].
Дорсальный мозг включает в себя большую часть лобных долей и часть теменных областей головного мозга. С точки зрения Ст. Косслина верхний мозг (дорсальный) отвечает за разработку и реализацию планов. Так же он считает, что информация о расположении объектов в пространстве очень важна при планировании, поэтому она должна обрабатываться в верхней части мозга (по Ст. Косслину – теменная область). Он аргументирует свою точку зрения многочисленными связями лобных отделов с теменными отделами верхней коры, это показывает очень тесную связь этих областей мозга.
Вентральный мозг включает в себя часть лобных долей, часть теменных, а также височные и затылочные области. Они обеспечивают обработку сенсорной информации и ее использование для активации воспоминаний, специфичных по модальности, объектах или событиях. Также отмечается, что некоторые области височных долей связаны с памятью на формы и звуки.
Следует отметить, что в целом изучение особенностей высших психических функций является недостаточным. В большей степени же исследованы состояния высших психических функций в детстве и старости. Исследования периода ранней взрослости остаются актуальными проблемами исследования в нейропсихологии. Также работ, касающихся связи функций III блока мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов мы не обнаружили, так как теория о доминирующих когнитивных режимах является достаточно новой. Данный факт свидетельствует об актуальности настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности функций III блока мозга у студентов ХГУ им. Н.Ф. Катанова с преобладанием разных когнитивных режимов.
Нами было выдвинуто предположение о том, что у студентов с преобладающими режимами деятельности и стимулирования, обусловленными более выраженной активностью верхнего мозга, будут лучше сформированы функции III блока мозга, а именно программирование и контроль деятельности и серийная организация движений.
Методологической основой данного исследования является разработанная А.Р. Лурия концепция о трех структурно-функциональных блоках мозга (А.Р. Лурия, 1973) на материале изучения нарушений психических функций при локальных поражениях мозга, а также теория о когнитивных режимах (С.М. Косслин, 2016).
В качестве испытуемых были выбраны 30 человек, средний возраст которых составляет 21,6 лет; из них у 11-ти студентов выявлен преобладающий режим деятельности, у 4-ых – преобладающий режим восприятия, у 7-ых – преобладающий режим стимулирования и у 8-ми преобладает режим приспособления. Все обследованные получают высшее образование, являются студентами 2-3 курсов ХГУ им. Н.Ф. Катанова и обучаются по направлениям: «Юриспруденция», «Природопользование», «Биоэкология», «Финансы и кредит».
Было проведено анкетирование вышеперечисленных студентов. В результате в группе, состоящей из 30 студентов было выявлено 4 подгруппы, различающиеся по доминирующим когнитивным режимам: 11 студентов (37%) с преобладающим когнитивным режимом деятельности, 4 студентов (13%) с преобладающим режимом восприятия, 7 студентов (23%) с преобладающим режимом стимулирования и 8 студентов (27%) с преобладающим режимом приспособления (см. Рис.1).
В ходе исследования было выявлено то, что студенты 1 и 3 групп лучше усвоили 2 программу правой рукой нежели другие студенты, но различия, полученные нами, не являются статистически значимыми. Студенты 3 группы успешнее справились с усвоением программы нежели студенты 4 группы, а они, в свою очередь превосходят по успешности выполнения 2 группу. Эти различия являются статистически достоверными.
С уверенность можно говорить о том, что студенты с преобладанием режима восприятия превосходят по показателям серийной организации движений студентов 4 группы (режим приспособления. Также опираясь на значимость различий можно сказать, что показатели серийной организации движений у студентов с преобладанием режима стимулирования лучше, чем у студентов с преобладанием режима приспособления (см. Рис. 2).
Показатели пробы «Пересказ текста» имеют особенности. Смысловая адекватность и самостоятельный пересказ лучше виден у студентов с преобладанием режимов деятельности и стимулирования. Учитывая различия можно сказать о том, что студенты с преобладанием режима деятельности лучше передают смысловую нагрузку текста, чем студенты с преобладанием режима восприятия.
Возможность к построению верной последовательности текста также лучше сформирована у студентов с преобладанием режимов деятельности и стимулирования. Учитывая значимость результатов можно сказать, что студенты с преобладанием режима деятельности демонстрируют лучшую способность к построению последовательности текстовой информации, чем студенты с преобладанием режима восприятия. В свою очередь, студенты с преобладанием режима восприятия лучше справляются с последовательностью событий в тексте, чем студенты с преобладанием режима приспособления.
Результаты критерия грамматического оформления пересказа показывают лучшие значения у студентов с преобладающими режимами деятельности и стимулирования. Учитывая значимость различий можно сказать что студенты с преобладающим режимом деятельности больше склонны насыщать пересказ сложными грамматическими структурами, чем студенты с преобладающим режимом приспособления (см. Рис. 3).
Выполнение пробы на реципрокную координацию у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов также имеет свои особенности. Студенты с преобладанием режима деятельности выполняют задание более плавно, чем все остальные. Однако эти различия не являются статистически значимыми. Для студентов с преобладающим когнитивным режимом стимулирования характерно более плавное выполнение пробы, по сравнению со студентами доминирующим когнитивным режим которых является режим приспособления. Эти различия являются статистически значимыми (см.табл. 1).
Студенты с преобладанием режимов деятельности и стимулирования успешнее всех справились с выполнением пробы, однако эти различия не являются статистически значимыми. Учитывая значимость результатов можно сказать о том, что студенты с преобладанием режима стимулирования справились с этим заданием лучше, чем студенты с преобладанием режима приспособления (см. табл. 2).
С исключением лишнего понятия лучше справляются студенты с преобладанием режимов деятельности и стимулирования. Учитывая значимость различий можно сказать, что студенты с преобладанием режима деятельности правильно исключают большее количество слов и верно объясняют свой выбор исключенного понятия, чем студенты с преобладанием режима приспособления (см. табл. 3).
Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим заключениям:
– функции программирования и контроля несколько лучше развиты у студентов с преобладанием режима деятельности;
– серийная организация, особенно ее графомоторный компонент, успешнее на фоне режима стимулирования;
– самый низкий уровень сформированности функций III блока мозга характеризует обучающихся с когнитивным режимом приспособления, который определяется низким уровнем активности как верхних, так и нижних мозговых структур.
Рис.1. Подгруппы, подразделяющиеся по доминирующим когнитивным режимам.
Рис.2. Показатели пробы на динамический праксис студентов с преобладанием разных когнитивных режимов.
Примечание. Обозначение групп: 1 – когнитивный режим деятельности, 2 – когнитивный режим восприятия, 3 – когнитивный режим стимулирования, 4 – когнитивный режим приспособления.
Рис. 3 Показатели пробы «Пересказ текста» у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов.
Подгруппа |
Показатели |
Реципрокная координация |
|
1 |
4,00 |
2 |
3,50 |
3 |
3,86 |
4 |
3,38 |
F |
4,95 |
Уровень значимости из ANOVA |
0,001*** |
3-4 |
0,005** |
Примечание: ** — р< 0,01; *** - р< 0,001.
Подгруппы |
Показатели |
|||
Забор – серийная организация |
Время выполнения одной пачки |
|||
1 подгруппа (с преобладанием |
5,27 |
2,29 |
||
2 подгруппа (с преобладанием |
5,00 |
2,50 |
||
3 подгруппа (с преобладанием |
5,71 |
2,14 |
||
4 подгруппа (с преобладанием |
4,50 |
2,54 |
||
F |
3,251 |
0,363 |
||
Уровень значимости из ANOVA |
0,038* |
|
||
Сравнение подгрупп между |
||||
3-4 |
0,047* |
|
||
Примечание: * — р< 0,05.
Подгруппы |
Показатели |
|
Количество правильно исключенных слов с 1 попытки |
Количество правильных объяснений |
|
1 подгруппа (с преобладанием |
4,5 |
4,5 |
2 подгруппа (с преобладанием |
3,0 |
3,0 |
3 подгруппа (с преобладанием |
3,4 |
3,4 |
4 подгруппа (с преобладанием |
2,5 |
2,5 |
F |
8,080 |
8,080 |
Уровень значимости из ANOVA |
0,001*** |
0,001*** |
1-4 |
0,005** |
0,005** |
Примечание: ** — р< 0,01; *** - р< 0,001.
Список литературы
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.СПб., 2008.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд.: М.: Академический проект, 2000.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие. — СПб., 2008.
- Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. Нейрокогнитивные изменения при нормальном физиологическом старении //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. № 4.
- Шварц А.Ю., Обухова О.Б., Ахутина Т.В. Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зрелом возрасте., 2009.
- Фотекова Т.А. Практикум по нейропсихологической диагнстике: учебно-методический комплекс по дисциплине / сост. Т.А. Фотекова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014.
- Косслин Ст., Дж.Миллер: Два игрока на одном поле мозга; Изд-во Эксмо, 2016.
- Kosslyn, Stephen M. And Rosenberg Robin S. Introducting Psychology; Brain, Person, Group. Boston: Person Learning Solutions, 2011.
- Kosslyn.S.M. and Thompson W.I. Accessing Habitual Use of Versus Ventral Brain Processes. // Biologically Inspired Cognitive Architectures 2., 2012. P68-76.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: 2005. 384 с
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб., 2010.