УДК 349.2

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ

№37,

Юридические науки

Бойко Анна Алексанровна


Ключевые слова: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА; УСЛОВИЯ ТРУДА; ОХРАНА ТРУДА; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК; СОКРАЩЕННАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ; ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА; ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА; SPECIAL ASSESSMENT; WORKING CONDITIONS; OCCUPATIONAL SAFETY; ADDITIONAL LEAVE; REDUCED DURATION; HARMFUL WORKING CONDITIONS; DANGEROUS WORKING CONDITIONS.


Аннотация: В настоящей публикации автором исследованы проблемные аспекты применения законодательства о специальной оценке условий труда работников, а также предложены мероприятия, направленные на их устранение. В частности, предложено дополнение, а также пересмотр отдельных норм Трудового кодекса РФ, что позволит обеспечить охрану труда работников, связанных на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с положениями Основного закона Российской Федерации – Конституции РФ [1] – каждому предоставлено право на труд в условиях, которые соответствуют требования безопасности, гигиены, и при этом формулируются гарантии социальной защиты со стороны государства.

А.Ю. Кухаренко отмечает, что под государственным управлением в сфере охраны труда представляется возможным понимать целенаправленное воздействие государства в сфере охраны труда через деятельность, которая реализуется его конкретными органами, а также через санкционированную государством деятельность иных компетентных органов, которые по своей правовой природе не выступают государственными [5, с. 11].

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в ходе осуществления ими трудовой деятельности, включающая в себя такие мероприятия: правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные, иные.

Обращаясь к мнению А.Я. Петрова, отметим, что термин «охрана труда» изначально (со времен КЗоТ РСФСР 1918 г.) не соответствовал концептуальной идее, смыслу и своему назначению – содействовать сохранению жизни и здоровья работника [7, с. 72].

Рассмотрению различных правовых аспектов охраны труда посвящены диссертации С.А. Голощапова, А.Б. Гудова, О.В. Домрачевой, А.С. Макеев-киной, А.В. Михайлова, А.С. Неверовой, В.И. Семенкова, М.В. Созановой и др. В диссертационных исследованиях нередко присутствует интересная позиция относительно понятия охраны труда – охраняется не труд, а жизнь и здоровье работников. Поэтому предлагается охрану труда понимать как охрану жизни и здоровья работников и более широко использовать такое понимание в научных исследованСпециальная оценка условий труда – это одна из наиболее важных процедур, позволяющих обеспечить безопасные условия и охрану труда для работников. Безопасность в условиях труда, а также охрана труда благодаря специальной оценке условий труда трансформируется в систему управления профессиональными рисками, которая на сегодняшний день положительно зарекомендовала себя на практике во многих зарубежных странах.

Следует указать, что специальная оценка условий труда выступает основным инструментом по принятию работодателем решений о предоставлении работнику тех гарантий и компенсаций, которые связаны с его работой, которая осуществляется во вредных и (или) опасных условиях труда.

По мнению Е.А. Сафоновой, основной целью специальной оценки условий труда выступает создание единообразной процедуры по определению работ, выполняемых во вредных и (или) опасных условиях труда. Унифицированная процедура позволит исследовать рабочие места работников однократно, благодаря чему будут сокращены существенные финансовые затраты на эти мероприятия [5, с. 120].

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим применение специальных условий труда в Российской Федерации, является Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [2].

Как указывает Д.А. Кирсанова, сравнение ранее действовавшего трудового законодательства, регулировавшего предоставление льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, с действующими нормами трудового права, показывает, что изменения, внесенные в ТК РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», привело к ухудшению положения некоторых категорий работников, снижению гарантий их конституционных прав на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья [4, с. 7].

Порядок проведения специальной оценки труда (далее – СОУТ) на рабочих местах регламентируется главой 2 ФЗ «О специальной оценке условий труда». Работодатель обязан организовать процедуру проведения СОУТ. Для этого им выбирается специальная организация, которая имеет лицензию на данный вид деятельности. Для проведения СОУТ создается комиссия, а также разрабатывается и утверждается график и перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводиться оценка. По результатам проведения оценки осуществляется классификация рабочих мест, декларируются условиях труда на рабочих местах. Как результат СОУТ, также определяются предоставляемые гарантии и компенсации работникам, в отношении рабочих мест которых установлены 3 и 4 классы условий труда.

В законодательстве довольно подробно определена процедура проведения СОУТ, а также закреплен перечень гарантий и компенсаций, которые могут быть предоставлены работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда. Но при этом, на практике, работодатели осуществляют СОУТ с ошибками, или же вовсе игнорируют законодательно закрепленную процедуру, что наиболее часто происходит на малых предприятиях.

В качестве одной из проблем, возникающих в сфере применения законодательства о специальной оценке труда, следует указать на предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Как установлено в ФЗ «О специальной оценке условий труда», результаты СОУТ – основание для предоставления гарантий и компенсаций работникам. В качестве примера можно привести нормы Трудового кодекса РФ, а именно ст. 92 и ст. 117 [1], которые устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени, а также условия и основания предоставления дополнительного отпуска.

По мнению Ю.В. Иванчиной, данной проблемы можно было бы избежать в том случае, если бы законодатель предусмотрел в ст. 92 ТК РФ сокращенную продолжительность рабочего времени для всех работников, которые выполняют свою трудовую функцию во вредных и (или) опасных условиях труда [3, с. 32]. Согласно действующему законодательству, на сокращенную продолжительность рабочего времени претендуют только те работники, в отношении условий труда которых по итогам СОУТ установлены 3 или 4 степень вредных условий. Поэтому на практике работники, которые заняты в условиях труда 1 или 2 степени вредных условий на дополнительный отпуск претендовать не могут. Подобное правило вряд ли можно признать соответствующим интересам работника, а также обеспечении безопасности его труда, сохранении здоровья, что задекларировано как один из главных принципов охраны труда.

Предполагается, что сокращение рабочего времени по сравнению с нормальным, установленным в нормах трудового законодательства, а также в локальных актах организаций, выступает само по себе мерой, которая направлена на охрану труда, а также позволяет компенсировать вредное воздействие производственных факторов на здоровье работника. Следовательно, можно предположить, что положения ст. 92 ТК РФ не соответствуют такой функции трудового права, как социальная.

В качестве решения выявленной проблемы можно предложить разработать и внедрить в практику дифференцированный подход к объему предоставляемых гарантий и компенсаций в зависимости от условий труда, а именно – конкретного подкласса. В 3 классе условий труда различают два подкласса – для лиц, занятых в подклассе 3.1, следует предусмотреть сокращенную продолжительность рабочего времени, сократив его минимально на 2 часа. Для работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, относящихся к подклассу 3.2, можно предусмотреть также сокращенную продолжительность рабочего времени аналогично подклассу 3.1 – на два часа, при этом предоставив также дополнительный оплачиваемый отпуск.

Итак, законодателю следует внести изменения в Раздел Х Трудового кодекса РФ, пересмотрев статьи 92, 94, 117 ТК РФ. Из перечисленных статей необходимо исключить те нормы, которые ухудшают положение работников, занятых на работах во вредных условиях 1 и 2 степени. Помимо этого, предлагаем дополнить ст. 92 ТК РФ указанием на следующее правило:

«Сокращение рабочего времени не влияет на размер заработной платы и не является основанием для снижения тарифной ставки (оклада) работника, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271 настоящего Кодекса».

В целом, предлагаемые изменения в законодательство, регламентирующее специальную оценку условий труда, а также трудовое законодательство об охране труда, должны осуществляться комплексно. Если же правило последовательности и комплексности не соблюдать, то это не позволит достичь целей оптимального осуществления мер по охране труда на работах, выполняемых во вредных и (или) опасных условиях труда.


Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426 – ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст.6991.
  3. Иванчина Ю.В. Специальная оценка условий труда сквозь призму функций трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 31 — 34.
  4. Кирсанова Д.А. Специальная оценка условий труда: трудоправовой аспект: автореф. дис. … к.ю.н., спец. 12.00.05. – Москва, 2017. – 28 с.
  5. Сафонова Е.А. О правовых проблемах применения специальной оценки условий труда к работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 5. С. 118-124.