УДК 349.2

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ИСТОЧНИКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№37,

Юридические науки

Бойко Анна Алексанровна


Ключевые слова: ОХРАНА ТРУДА; РАБОТНИК; РАБОТОДАТЕЛЬ; УСЛОВИЯ ТРУДА; ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ; СТАНДАРТЫ; LABOR PROTECTION; EMPLOYEE; EMPLOYER; WORKING CONDITIONS; SAFETY; STANDARDS.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализировано понятие охраны труда, а также источники правового регулирования охраны труда в Российской Федерации. Иерархия источников правового регулирования охраны труда была проведена согласно такому критерию, как юридическая сила. В качестве выводов сформулированы основные направления повышения эффективности правового регулирования в сфере охраны труда.

В соответствии с положениями Основного закона Российской Федерации – Конституции РФ [1] – каждому предоставлено право на труд в условиях, которые соответствуют требования безопасности, гигиены, и при этом формулируются гарантии социальной защиты со стороны государства.

А.Ю. Кухаренко отмечает, что под государственным управлением в сфере охраны труда представляется возможным понимать целенаправленное воздействие государства в сфере охраны труда через деятельность, которая реализуется его конкретными органами, а также через санкционированную государством деятельность иных компетентных органов, которые по своей правовой природе не выступают государственными [5, с. 11].

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в ходе осуществления ими трудовой деятельности, включающая в себя такие мероприятия: правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные, иные.

Обращаясь к мнению А.Я. Петрова, отметим, что термин «охрана труда» изначально (со времен КЗоТ РСФСР 1918 г.) не соответствовал концептуальной идее, смыслу и своему назначению – содействовать сохранению жизни и здоровья работника [7, с. 72].

Рассмотрению различных правовых аспектов охраны труда посвящены диссертации С.А. Голощапова, А.Б. Гудова, О.В. Домрачевой, А.С. Макеев-киной, А.В. Михайлова, А.С. Неверовой, В.И. Семенкова, М.В. Созановой и др. В диссертационных исследованиях нередко присутствует интересная позиция относительно понятия охраны труда – охраняется не труд, а жизнь и здоровье работников. Поэтому предлагается охрану труда понимать как охрану жизни и здоровья работников и более широко использовать такое понимание в научных исследованиях.

Проблематика исследуемой сферы состоит в том, что на законодательном уровне не закреплено понятие, а также структурные элементы механизма охраны труда, что не позволяет систематизировать данные правоотношения.

Нормативно-правовая база, регламентирующая охрану труда, должна быть нацелена на смягчение и обеспечение условий труда, при которых не будет происходить травматизм и констатироваться факты профессиональных заболеваний. Если все же несчастный случай произошел, то должно гарантироваться выяснение всех обстоятельств произошедшего с дальнейшим устранением причин, которые его повлекли, а также в обязательном порядке должен быть возмещен ущерб лицу, которое пострадало в результате данного несчастного случая.

В правовом регулировании охраны труда имеет место тенденция сочетания централизованных норм трудового законодательства и договорного метода правового регулирования. В частности, централизованные нормы трудового законодательства устанавливают минимум правовых мер по охране труда. Договорной метод правового регулирования конкретизирует отмеченный минимум на базе соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров.

Создавая безопасные условия труда на производстве, необходимо руководствоваться нижеперечисленными принципами:

1. Совокупность мер и средств безопасности должен соответствовать угрозам и рискам, которые могут возникнуть, а также достаточной с позиций действующего законодательства и нормативно-правовых актов, которые регламентируют вопросы обеспечения безопасности работника.
2. Организационные и технические критерии безопасности не должны вредить работникам выполнять свои трудовые функции.
3. Методы и средства, применяемые при обеспечении охраны труда, не могут быть опасными для сотрудников.
4. Не допускается противоречие мер безопасности нормам действующего законодательства.

Таким образом, под охраной труда понимается целостная система сохранения жизни и здоровья работников в ходе их трудовой деятельности, что достигается путем проведения конкретных мероприятий, нацеленных на реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, в частности, государственного надзора, управления, контроля, защиты интересов, расследования и учета. Помимо этого, к институту охраны труда относятся также общественные отношения, складывающиеся между работодателем и работником, опосредующие продолжительность рабочего дня для конкретного работника, оборудование рабочего места, перерывы для отдыха, отпуск, предоставление специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты, профилактическое питание, и так далее.

Как указывает Р.В. Кирсанов, на сегодняшний день действуют как отраслевые, так и межотраслевые правила по технике безопасности и гигиене на производстве, которые в настоящее время общепризнанны. Большинство из отмеченных правил унифицированы и приняты за основу стандартов. Также разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда [4, с. 64].

Необходимо отметить, что в структуру современной нормативно-правовой системе основ охраны труда выделяют общую, особенную и специальную части.

В общей части предусмотрены требования, которые относятся ко всем видам трудовой деятельности. В частности, среди источников, относящихся к этой части, следует выделить Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, постановления Министерства здравоохранения РФ, иных министерств, изданных в пределах их компетенции по вопросам охраны труда.

Отдельные виды деятельности регламентируются особенной частью. К ней относятся федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие какой-либо вид производственной или трудовой деятельности.

Вопросы, связанные с охраной труда, в пределах конкретной организации или предприятия, регламентируются специальной частью. Среди этих источников, по мнению А.В. Михайлова, можно выделить приказы и распоряжения руководителя организации, протоколы, подписанные уполномоченной комиссией, журналы, которые ведутся в предусмотренном порядке, иные локальные акты по вопросам охраны труда [6, с. 12].

В Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда закреплены международные правовые стандарты, относящиеся к сфере безопасности и гигиены труда. Российской Федерацией ратифицировано 58 Конвенций, при чем пятьдесят из них были ратифицированы еще СССР, действие которых не прекратилось с его распадом, так как наше государство является правопреемником СССР.

Также необходимо отметить основополагающее значение в исследуемой сфере Трудового кодекса РФ [2]. В его содержание включен специальный раздел Х, именуемый «Охрана труда». В указанном разделе имеется четыре главы, регулирующие право работника на труд, соответствующее требованиям безопасности и гигиены, а также устанавливают дополнительные гарантии охраны труда отдельных категорий работников, источники, из которых финансируются мероприятия по улучшению условий охраны труда, уточняют перечень несчастных случаев, которые в случае их возникновения должны быть расследованы и учтены, обязанности, возникающие у работодателя в момент происшествия несчастного случая.

Система нормативно-правовых актов в сфере охраны труда состоит из отраслевых и межотраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, санитарно-гигиенических норм и правил, инструкций по технике безопасности, государственные стандарты в сфере безопасности труда.

Закон Республики Крым «Об охране труда в Республике Крым» [3] направлен на реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Республики Крым в целях обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, а также на установление правовых основ регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Законодательство Республики Крым в сфере охраны труда основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и состоит из Закона Республики Крым «Об охране труда» и иных нормативно-правовых актов Республики Крым.

Таким образом, сфера охраны труда в настоящее время регламентируется кодифицированным нормативно-правовым актом – Трудовым кодексом РФ. Также действует большое количество нормативных актов, в которых более обширно освещены отдельные моменты, связанные с охраной труда. В настоящее время в Российской Федерации также разработана и введена в действие система нормативных требований в сфере охраны труда, предусматривающая правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников на протяжении их трудовой деятельности.

Охрана труда представляет собой сложный комплекс правоотношений, регулируемых не только трудовым, но и конституционным (закрепление права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены), административным (управление системой охраны труда), уголовным (ответственность за нарушение требований охраны труда) отраслями права. Введение понятия «механизм охраны труда» позволит, на наш взгляд, систематизировать указанные правоотношения.

Предлагается под механизмом охраны труда предлагается понимать систему нормативно-правовых актов, регулируемых ими правоотношений, их субъектов, функционирующих с целью обеспечения права каждого на безопасный труд. Механизм охраны труда включает в себя следующие элементы:

— нормативные акты, регламентирующие обеспечение охраны труда РФ;
— государственные органы и организации, обеспечивающие контроль и надзор за обеспечением охраны труда;
— систему управления охраной труда у работодателя;
— ответственность за нарушение требований охраны труда в РФ.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
  3. Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 33-ЗРК/2014 «Об охране труда в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. – 2014. — № 5 (часть 2).
  4. Кирсанов Р.В. Актуальные проблемы применения норм Трудового кодекса РФ об охране труда и пути их решения // Правоприменение. – 2018. — № 2. – С. 62-67.
  5. Кухаренко А.Ю. Правовые аспекты государственного управления в области охраны труда на современном этапе: автореф. дисс. канд. юрид. наук, спец. 12.00.05. – М., 2001. – 28 с.
  6. Михайлов А.В. Правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации: автореф. дис. … к.ю.н., спец. 12.00.05. – М., 2013. – 31 с.
  7. Петров А.Я. Понятие «охрана труда»: теоретико-правовой аспект // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 2. – С. 65-71.