УДК 37

КНИЖКА-ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№37,

Педагогические науки

Туртугешева Екатерина Михайловна


Научный руководитель: Тургинекова Л.Х., старший преподаватель кафедры МПНО.


Ключевые слова: КНИЖКА-ИГРУШКА; ЧТЕНИЕ; ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ; ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУГОЗОР; TOY BOOK; READING; LITERARY DEVELOPMENT; PERCEPTION OF A LITERARY WORK; JUNIOR SCHOOLBOY; LITERARY OUTLOOK.


Аннотация: В статье рассмотрено понятие «литературное развитие». Проанализированы УМК по организации внеурочной деятельности с позиции формирования литературного развития младших школьников. В статье представлен анализ результатов уровня сформированности литературного развития у детей младшего школьного возраста.

Литературное развитие — один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.

Определение литературного развития принадлежит ученому-методисту Н.Д. Молдавской: «Литературное развитие — возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к восприятию искусству слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями».

Целями литературного образования на современном этапе образования становятся приобщение мира ребёнка к миру культуры, знакомство с языком культуры.

Проблемой литературного развития младших школьников занимались

многие ученые, методисты, психологи: М.П. Воюшина, Л.Г. Жабицкая, В.Г.

Марацман, Н.Д. Молдавская, З.Н. Новлянская, Т.В.Рыжкова и другие.

В процессе обучения литературному чтению отводится основная роль урокам, а вспомогательная – внеклассным занятиям. Но внеклассные занятия имеют много преимуществ, поскольку позволяют учитывать требования читателя к учащимся и предусматривают различные формы, методы и приемы работы, в том числе традиционные и нетрадиционные.

Несмотря на то, что великие деятели педагогики и психологии, писатели и мыслители, в своих трудах и работах глубоко и основательно рассматривают существенные стороны данной проблемы, результаты данных научных исследований показывают, что проблема формирования литературного кругозора младших школьников остается нерешенной и открытой как в теоретическом, так и методическом плане.

Все вышесказанное обусловливает актуальность темы нашей работы «Книжка-игрушка как средство литературного развития младших школьников».

При этом анализ проведённого нами исследования мы можем говорить о том, что уровень литературного развития детей младшего школьного возраста является невысоким. Опытно-экспериментальная база исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 29», 2В класс, 22 ученика (экспериментальный класс), 2Б класс – 20 учеников (контрольный класс).

Главной целью исследования стало выявление уровня литературного развития младших школьников.

Исследование проводилось с использованием таких педагогических методик как:

– методика выявления уровня восприятия литературного произведения М. П. Воюшиной;

– методика оценки навыка чтения М. И. Омороковой;

– методика выявления читательского кругозора младших школьников И.Б. Ильиновой;

Результаты исследования литературного развития, направленные на выявление уровня восприятия литературного произведения зафиксированы на рисунке 1.


Рисунок 1 – Показатели уровня восприятия литературного произведения у учащихся 2 классов на констатирующем этапе исследования (М. П. Воюшиной).

 

В соответствии результатами исследования лишь у 3 (14%) детей экспериментальной группы и у 2 (10%) детей контрольной группы выявлен самый высокий уровень восприятия текста – уровень «идеи». Эти дети демонстрируют адекватную эмоциональную реакцию на прочитанный текст. Верно улавливают авторскую позицию в тексте к различным персонажам и основную «идею» произведения. Обобщают прочитанное, выходя за пределы конкретных образов персонажей произведения. При этом пересказ этими детьми осуществляется практически без помощи педагога, они внятно описывают характеры героев, верно аргументируют мотивацию поступков персонажей, способны правильно передать их настроение. В ходе пересказа используют разнообразные средства выразительности – характерные прилагательные, жесты и мимику. Четко формулируют собственное отношение к содержанию произведения.

Понимание текста произведения на уровне «героя» продемонстрировали в ходе работы 7 (32%) второклассников экспериментальной группы и 6 (30%) контрольной группы. Восприятие текста этой группы детей характеризуется верной эмоциональной реакцией на содержание произведения. Воображение у них развито достаточно хорошо, что позволяет детям красочно и ярко описывать героев произведения и их основные характеристики с опорой на авторские детали. Ученики верно определяют мотивы поступков персонажей, дают им адекватную оценку и способны ее аргументировать. Испытывают затруднения при обобщении и выделении авторской позиции. Однако, при получении помощи педагога в виде наводящих вопросов, авторская позиция ими определяется. Пересказ осуществляется практически самостоятельно, с редкими наводящими вопросами. Способны к формулировке и аргументации собственной позиции к содержанию текста.

Понимание текста произведения на констатирующем уровне выявлено в ходе работы у 9 (40%) детей экспериментальной группы и так же 9 (45%) учеников контрольной группы. Учащиеся достаточно точно фиксируют смену настроений персонажей, однако затрудняются в описании собственных ощущений. Воображение развито недостаточно, в связи с чем возникают трудности в плане характеристики образа персонажа. В подобной ситуации, при характеристике образа, ребенок, как правило, ограничивается перечислением деталей из текста. Пересказы в основном достаточно подробные, с помощью наводящих вопросов. Однако, отсутствуют размышления о прочитанном тексте и выражение собственного мнения о произведении.

Понимание текста произведения на фрагментарном уровне выявлено в ходе работы у 3 (14%) учащихся экспериментальной группы и 3 (15%) контрольной группы. Этим ученикам недоступно полноценное восприятие содержание произведения. Нет целостного представления, внимание уделяется отдельным событиям, в представлении ребенка отсутствует взаимосвязь между эпизодами. Испытывают значительные затруднения при словесном описании своих чувств и эмоций. Не соотносят мотивы поступков героев. На вопросы учителя отвечают с неохотой. Периодически наблюдается отказ ребенка от ответа. Постановка наводящих вопросов, как правило, не приводит к положительному результату. Пересказ, как правило, не последователен и не логичен, наблюдаются смысловые пропуски. Содержание произведения не воспринимается целостно, авторская позиция не определяется, обобщение отсутствует.

Результаты исследования по методике оценки навыка чтения М. И. Омороковой зафиксированы на рисунке 2.


Рисунок 2 – Показатели навыков чтения по методике М.И. Омороковой у учащихся вторых классов на констатирующем этапе исследования.

По результатам диагностики уровней сформированности читательских умений, которые включают в себя результаты диагностики уровней восприятия литературного произведения и результаты методики оценки навыка чтения, можно сделать вывод, что 12 (55%) учеников в экспериментальной группе находится на среднем уровне, а в контрольной группе 11 (55%) учеников.

4 (18%) школьников в экспериментальной группе достигли высокого уровня и 3 (15%) ребенка в контрольной группе.

И по 6 это (27%) (30%) учеников в экспериментальной и контрольной группе детей имеют низкий уровень сформированности читательских умений.

Результаты исследования читательского кругозора младших школьников по методике И.Б. Ильинова показаны на рисунке 3.


Рисунок 3 – Уровень читательского кругозора младших школьников на констатирующем этапе исследования.

Высокий уровень развития читательского кругозора выявлен у 6 (27%) учащихся в экспериментальной группе и 4 (20%) учеников в контрольной группе, которые характеризуются широким читательским кругозором. Дети приводили примеры тех произведений и авторов, которые не входят в программный материал, знакомы с отечественными и зарубежными авторами. Учащиеся знакомы с различными жанрами произведений, тематика прочитанных ими произведений широка.

Средний уровень развития читательского кругозора показали 8 ( 36%) учащихся экспериментальной группы и 6 (30%) учеников контрольной группы. Практически все ответы учащихся были приведены из программного материала, что свидетельствует о том, ученики мало читают произведений не из школьной программы. Их читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров, недостаточной обширностью; выделением отдельных авторов и полюбившихся произведений.

Низкий уровень развития читательского кругозора показали 8 (37%) учеников из экспериментальной группы и 10 (50%) детей из контрольной группы, которые характеризуются ограниченным читательским кругозором, слабым знанием авторов и произведений. Учащиеся столкнулись с трудностью приведения примеров различных жанров, а также тематики произведений.

После проведения диагностического исследования и выведения показателей литературного развития в данном классе, мною было проведено ряд уроков, направленное на целостное литературное развитие обучающихся начальных классов, которые кратко представлены в таблице 1.

Таблица 1

Краткий конспект уроков и внеурочных мероприятий для литературного развития младших школьников.

Номер задания Название задания Направленность задания Характеристика задания
№ 1 Роль книги в жизни человека.

Беседе и наглядный пример книг.

Экскурсия в библиотеку.

Определить отношение детей к книгам; сформировать представление о роли книги в жизни человека.

Урок способствовал расширению кругозора детей и формированию любознательности и эрудиции, воспитывал уважение к книге, знаниям, а также побуждал к саморазвитию.

В ходе урока детям были предложены некоторые пословицы о книгах, из них нужно было выбрать всего одну и объяснить почему именно она близка ребёнку. На уроке был также поставлен вопрос: «Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?» С помощью данного вопроса мы смогли организовать дискуссию в классе, что способствовало литературному развитию.

Вместе с детьми мы обсудили формирование своего круга чтения. В конце урока мы представили некоторые интересные факты о чтении, телепередачах и Интернете в других странах.

№ 2 Книжка игрушка с карточками дополнительно изготовленными к книге. Тренировка беглости и правильности прочтения в игровой форме. Конструктивной особенностью этой книжки-игрушки является отсутствие на ее страницах текста (полностью тест помещен в начале книги). При работе с данной книгой изготавливаются дополнительные карточки с фрагментами текста стихотворения, которые раздаются учащимся. После прочтения стихотворения полностью, перелистывая страницы книги, учитель предлагает детям, перечитывая текст на своих карточках, определить, подходит ли он к демонстрируемой странице, и если подходит, то расположить его в специальном кармашке. При этом ребенок может поместить на страницу и специальную съемную фигурку воробья. Игра может продолжаться долго. При этом учителю не приходится заставлять детей перечитывать текст стихотворения, они делают это сами и с удовольствием, а беглость и правильность прочтения от одного перечитывания к другому у них совершенствуются.
№ 3 Книжка-игрушка с диском. Совершенствование техники чтения и тренировка читательской память. Книжка-игрушка с диском. Вращая диск, учащиеся должны отыскать нужную страницу и прочитать помещенный на ней текст, причем текст может быть частично или полностью деформирован: например, детям надо вспомнить и подобрать для стихотворной строки подходящее по смыслу, ритму и рифме пропущенное слово.
№ 4 Сочинение сказки с помощью книжки-игрушки. Развитие эмоционально-ценностного отношения.

Развитие литературно-творческой деятельности.

Помогает учащемуся самовыражаться, проявлять свое эмоциональное отношение и творчески развиваться.

Выполнение такого задания помогает узнать, какое отношение у ребенка на данный момент к чтению, интересна ли ему литература.

№ 5 Создание книжки-игрушки. Развитие эмоционально-ценностного отношения.

Формирование навыка понимая смысла текста.

Развитие творческих

способностей.

Развитие интереса к чтению

Данное задание следует проводить в групповой форме, чтобы у всех была возможность проявить свои творческие

навыки. Такое задание позволяет увлечь младшего школьника в познавательный процесс.

№ 6 Чтение с

настроением.

Чтение по ролям с книжкой-игрушкой.

Развитие эмоционально-ценностного отношения. Формирование навыков выразительного чтения. Развитие интереса к чтению. Для таких упражнений лучше не использовать стихотворения, так как там редко можно встретить прямую речь, которая необходима для упражнений. Самые подходящие тексты для чтения по ролям – это народные и авторские сказки.

Проведенные нами уроки и внеурочных задания оказали положительное влияние на формирование литературного развития у обучающихся 2 класса, о чем говорят результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.

Анализ данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, позволяет констатировать существенное повышение уровня литературного развития у младших школьников. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика литературного развития у младших школьников.

  Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ

Сформированность восприятия текста

Уровень «идеи» 3 (14%) 2 (10%) 8 (37%) 3 (15%)
Уровень «героя» 7 (32%) 6 (30%) 10 (45%) 6 (30%)
Констатирующий уровень 9 (40%) 9 (45%) 2 (9%) 8 (40%)
Фрагментарный уровень 3 (14%) 3 (15%) 2 (9%) 3 (15%)

Уровень сформированности читательских умений на констатирующем этапе

Высокий уровень 4 (18%) 3 (15%) 8 (36%) 4 (20%)
Средний уровень 12 (55%) 11 (55%) 12 (55%) 11 (55%)
Низкий уровень 6 (27%) 6 (30%) 2 (9%) 5 (25%)

Уровень развития читательского кругозора

Высокий уровень 6 (27%) 4 (20%) 10 (46%) 5 (25%)
Средний уровень 8 (36%) 6 (30%) 8 (36%) 6 (30%)
Низкий уровень 8 (37%) 10 (50%) 4 (18%) 9 (45%)

На контрольном этапе эксперимента использовались методы исследования и критерии оценки, как и на констатирующем этапе эксперимента. В ходе повторной диагностики по методике 1 изменился лишь текст. По результатам исследования были получены результаты, позволяющие констатировать существенное повышение уровня восприятия детьми содержания и смысла предъявленного художественного произведения.

Итак, в экспериментальной группе испытуемых после проведения формирующего эксперимента выявлена положительная динамика. Показатели, соответствующие самому высокому уровню восприятия текста – уровню «идеи» — увеличились почти в 3 раза и составило 37 %. Количество детей, соответствующих уровню «героя» увеличилось и составило практически половину детей группы – 45 % за счет перемещения в данную группу детей, у которых на констатирующем этапе эксперимента был диагностирован констатирующий уровень (ниже среднего). Количество детей, у которых на контрольном этапе эксперимента был выявлен констатирующий уровень восприятия составило 9 % испытуемых, что на 30 % меньше, чем на первом этапе эксперимента.

Количество детей с фрагментарным (самым низким) уровнем развития восприятия также сократилось на 5 %. В данной группе по итогам работы остался лишь два ребенка – это 9 % испытуемых, с которым требуется проведение дополнительной работы в данном направлении.

Уровень сформированности читательских умений на констатирующем этапе улучшились на 18% на высоком уровне, на среднем уровне показатели не изменились. На низком уровне остались всего два ученика, с которыми нужно еще заниматься дополнительно для увеличения читательских навыков.

Уровень развития читательского кругозора у младших школьников на контрольном этапе увеличились на высоком уровне 19%. Средний уровень не изменился. Низкий уровень остался у 4 учащихся, которым нужно уделить больше времени для мотивации к чтению книг.

По результатам проведенной работы можем отметить явное улучшение результатов детей в контексте демонстрации умений самостоятельного оценивания содержания и смысла предъявленного текста, развитии восприятия произведения, что говорит о более высоком уровне развития понимания и восприятия. В качестве внешнего показателя динамики данного аспекта выступает способность детей более длительное время, чем ранее, целенаправленно удерживать свое внимание. Это свидетельствует о повышении степени произвольности внимания младших школьников и в значительной степени влияет на качество восприятия.

Можем констатировать следующие явные изменения в рамках процесса развития восприятия художественного произведения у детей экспериментальной группы. Дети в большинстве своем научились определять смысловые нравственные особенности произведения, осуществлять моральные умозаключения, сопоставлять факты, вычленяя скрытый смысл подтекста, делать смысловые обобщения. Все это свидетельствует о явном прогрессе восприятия содержания и смысла текста, подтверждая эффективность проведенной практической работы.


Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. // Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Издательство «Искусство», 1968. – 654 с.
  2. Белинский В. Г. Избранные статьи. — М.: Детская литература, 1972. — 223 с.
  3. Оморокова, М. И., и др. Преодоление трудностей [Текст] / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.
  4. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников. Приобщение детей к художественной литературе как к искусству [Текст] / З.И. Романовская. – М.: ВАКО, 2002.– 88с.
  5. Вересов Н., Мельников А. Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М.: РИК: Академический Проект, 2005. – 528 с.
  6. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб., 1999. – 428 с.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  8. Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учеб. Пособие / Ю.Е. Калугин. — Челябинск, 1999. – 63 с.
  9. Маранцман В.Г. Эволюция читателя-школьника // Проблемы методики преподавания литературы. – Л., 1976. – 130 с.
  10. Молдавская, Н. Д.. Литературное развитие младших школьников в процессе обучения: теоретические вопросы. М.: Педагогика, 1976. – 224 с.