УДК 1

ИНТЕРНЕТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМНОЕ ИНТЕРНЕТ ПОВЕДЕНИЕ

№37,

Психологические науки

Паршакова Софья Дмитриевна


Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЕ; СОЦИАЛИЗАЦИЯ; ПОДРОСТКИ; ПОТРЕБНОСТИ; МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ; ТРЕВОЖНОСТЬ; INTERNET BEHAVIOR; SOCIALIZATION; ADOLESCENTS; NEEDS; MORAL NORMS; ANXIETY.


Аннотация: Целью исследования является исследование Интернет социализации и проблемного Интернет поведение. В работе рассмотрены причинам интернет-зависимости, составлена модель проявления агрессии и тревоги в проблемном интернет-поведения подростков.

Проблематика изучения социализации и проблемного поведения в Интернет пространстве рассматривалось многими отечественными и зарубежными исследователями, таких, как Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт, К.С. Янг и др.

Общие проблемы социализации, сущность и содержание этого процесса анализировались в работах Ю. Г. Волкова, М. К. Горшкова, А. В. Дмитриева, В. И. Добренькова, Л. С. Дунаева, Г. Е. Зборовского, Ю. А. Зубок, Ф. Д. Кадария, Т. В. Ковалевой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, И. П. Савченко, С. П. Степанова, В. А. Шаповалова, В. И. Чупрова и др.

Проблема формирования безопасного поведения в Интернет-сети обусловлена рядом важных факторов: стремление молодежи к расширению собственных социальных контактов; развитие и популярность использования в повседневной жизни Интернет-сети; наличие рисков в Интернет сети, которые влияют на жизнь молодежи и тому подобное. Существует мнение именно дети подросткового возраста чаще попадают в категорию риска.

Подростковый возраст — сложный ответственный период становления личности (по Л.Божович, это период второго рождения личности), в котором формируется социальная направленность и моральное сознание: моральные взгляды, суждения, оценки, представления о нормах поведения, заимствованные у взрослых овладение ими происходит через реальные отношения, через оценку их деятельности взрослыми. Например, сразу подростки осознают, что волю закаляет и обучение, открытое признание своих ошибок свидетельствует о смелости, что осознание своей вины — шаг к ответственности. Знание моральных норм и эталонов взаимоотношений понимают не всегда глубоко, трудно воспринимают моральный релятивизм, поэтому оценки поступков других категоричны, бескомпромиссные. Моральные убеждения еще не являются неустойчивыми, однако они становятся специфическими мотивами поведения. Появляются собственные взгляды, оценки, которые могут быстро измениться, но и противоположный взгляд подросток будет отстаивать так же страстно.

Социализация личности – процесс вхождения субъекта в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, традиций, социальных ценностей и норм, правил на основе которых формируются общественно значимые черты личности.

Составляющие Интернет – социализации является средством, которое в последующем провоцирует сознание личности к поведению.

В процессе интернет-социализации в подростковом возрасте может происходить деформациия: творческих способностей, аналитической деятельности, духовного развития, личностного общения, социализации в обществе.

Современные условия жизни провоцируют пребывание человека в сети Internet, способствующей замкнутости идиорритмии, тем самым поддерживая развития одиночества и фантазма в обществе, проявления тревожности, агрессивного поведения.

Такое состояние, как агрессивность, связано с увеличением активности в Интернет-пространстве через реализацию конкретной деятельности: участие в различных опросах, создание различных групп, сообществ для обсуждения различных вопросов и своих собственных страниц и сайтов. Помимо этого, активно используются мультимедийные возможности Интернета. Но в конечном итоге, в некоторых отдельных случаях, количество времени, проводимого в Сети, может привести к возникновению проблем со здоровьем. Агрессивность личности может способствовать глубокому вовлечению в Интернет-среду, имеющему негативные последствия. Однако сама погруженность носит характер не реализации социальных процессов, а более поверхностной активности, имеющей в конечном итоге своей целью трату времени, что, в свою очередь, может представлять собой способ, позволяющий преодолеть возникшее переживание. Ригидные пользователи, находясь в Интернете, в основном ориентированы на поддержание общения с тем, с кем взаимодействуют в реальной жизни. Помимо этого, они направлены на удовлетворение потребностей в игре, а также в уважении и поддержке. При этом под первой понимается предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам. Можно предположить, что проявление ригидности в виртуальном пространстве сопровождается лишь склонностью к общению и развлечению.

Для интернет-зависимых подростков характерны такие личностные особенности поведения, как ощущение одиночества и низкая самооценка, влекущие за собой проблемы в общении; склонность к избеганию проблем и ответственности, что способствует их уходу из настоящего в виртуальный мир. Данные особенности являются факторами риска социальной дезадаптации, поскольку относятся к категории патологических пристрастий, приводящих к деформации личности [3].

К причинам интернет-зависимости относятся [1]:
— недостаточное внимание родителей;
— неуверенность в себе, в своих силах, застенчивость;
— недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми;
— комплексы и трудности в общении;
— склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
— отсутствие увлечений и хобби, любых привязанностей, не связанных с компьютером;
— желание быть «как все» сверстники.

Для подростков интернет-пространство обладает чертами, неосознанно привлекающими их внимание:
— иллюзия вседозволенности и безнаказанности, позволяющая подростку посещать запрещенные сайты и влекущая за собой несомненный урон нравственному развитию ребенка;
— насыщение чувства взрослости;
— возможность самореализации;
— удовлетворение коммуникативных потребностей;
— принадлежность к группе по интересам;
— хакерство и бесконечный поиск новой информации;
— удовлетворение базовой потребности в безопасности;
— игры и игровая деятельность.

Интернет-аддикция способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом [3]. Как мы видим, перечисленные последствия интернет-зависимости являются достаточно серьезными для подростков. Дети, зависимые от Интернета, не смогут стать полноценными и психологически здоровыми членами общества.

Стоит заметить, что интернет-аддикции в большей степени подвержены дети с уже имеющимися проблемами и отклонениями (например, с проблемами в семье или в школе), что делает этих детей еще более уязвимыми в искушении поддаться отклоняющемуся поведению. В таком случае зависимость от Интернета может только сильнее усугубить ситуацию.

Кроме того, замена настоящей жизни на виртуальное пространство вызывает отчуждение ребенка от его реальной жизни, родителей, друзей и школы, что, как следствие, также становится причиной девиантного поведения. Так же это становится причиной агрессии подростка на окружающий его реальный мир.

Как мы видим, интернет-зависимость оказывает глубоко негативное влияние на развитие детей и подростков, именно поэтому детям необходима помощь взрослых в решении данной задачи. Разумеется, жизнь без существования Интернета стала совершенно невозможной. Дети и подростки едва не с рождения приучены к различным гаджетам. Каждый ребенок с самых ранних лет окружен разного рода гаджетами дома и в школе на уроках информатики. Конечно, мы не можем лишить Интернет-сети ни детей, ни себя, однако столь явное негативное влияние на психическое состояние детей требует немедленного решения. В настоящий момент проблема интернет-аддикции продолжает оставаться малоизученной, однако сама постановка проблемы и разработка методик по ее устранению уже сейчас позволяет бороться с данным явлением.

У подростков, зависимых от Интернета, могут наблюдаться частые агрессивные состояния в виде косвенной и вербальной агрессии, негативизма, раздражительности, обидчивости, также они имеют достаточно выраженную личностную и ситуативную тревожность, не редко впадают в депрессии. Подростки, зависимые от общения в Интернете, подозрительны и порой проявляют косвенную агрессию, для них характерна личностная и ситуативная тревожность, они склонны к легкой депрессии. Подростки, зависимые от поиска информации в Интернете, возникающее агрессивное состояние выражают в виде негативизма и вербальной агрессии, имеют достаточно выраженную ситуативную тревожность и редко испытывают депрессивное состояние [4].

Таким образом, основные проблемы поведения подростков в Интернете — в области самопринятия. Подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, в принятии своего «Я» и своих телесных потребностей. Возможной причиной являются неразвитые механизмы самооценки, препятствующие формированию адекватных представлений о себе. Для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет связана с готовностью контролировать работу компьютерных программ; эту склонность к контролю они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции.

Основываясь на когнитивно-бихевиоральной модели проблематичного использования Интернета Р. Дэвиса, разработаем и рассмотрим модель проявления агрессии и тревоги в проблемном интернет-поведения подростков.

Симптомы проблемного интернет-поведения подростков выражаются в нарушениях когнитивной, эмоциональной и поведенческих сфер. У подростка наблюдается постоянное время провождение в интернете, минимизируется личное общение, проявляется тревожное состояние, недосыпания, раздраженность, агрессивное поведение, проявляющееся в разных видах, учебная неуспеваемость.

Выводы. Рассмотренная модель характеризует основные факторы, способствующие проявлению агрессии и тревоги у подростков в проблемном интернет-поведении.


Список литературы

  1. Плешаков В. А. Социализация старших школьников в Интернете как проблема педагогики / В. А. Плешаков, Н. В. Угольков // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 176
  2. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и его переживание студентами // Казанский педаг. журнал. – 2018. – № 2. – С. 55–59.
  3. Шестакова Е. Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Образование и наука. Известия УРО РАО. – 2019. – № 7. – С. 51–66.
  4. Шкурко Т. А. Социально-психологические потребности одинокой личности // Северо-Кавказский психол. вестн. – 2014. – № 12-1. – С. 39–43
  5. Олейник Н.О. Теоретическая модель переживания одиночества /Н.О. Олейник. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-perezhivaniya-odinochestva