УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№37,

Юридические науки

Смирнягина Диана Геннадьевна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ПОЛИЦИЯ; ДОЛЖНОСТЬ; CIVIL SERVICE; INTERNAL AFFAIRS BODIES; LABOR LEGISLATION; SERVICE IN INTERNAL AFFAIRS BODIES; POLICE; POSITION.


Аннотация: В работе раскрываются вопросы органов внутренних дел, которые выступают основным элементом правоохранительной системы государства, исследуются мнения авторов. Исследуются основные причины и проблемы государственной службы в органах внутренних дел в Российской Федерации. Предлагаются основные направления развития государственной службы в органах внутренних дел.

Актуальность темы исследования. Вопросы правового регулирования деятельности органов государственной службы в органах внутренних дел находятся в сфере особого внимания властных структур и гражданского общества, что вполне объяснимо в аспекте значимости задач, решаемых указанными органами в деле обеспечения безопасности общества, охраны правопорядка, противодействия преступности. Тем не менее, несмотря на высокую заинтересованность государства и общества в повышении эффективности функционирования правоохранительных органов, нормативное регулирование их деятельности не всегда отвечает требованиям правоприменительной практики, законодательной техники, международных стандартов.

Вопросы правового регулирования и организационного обеспечения прохождения государственной службы в правоохранительных органах рассматривали А.М. Артемьев, Г.В. Атаманчук, В.Н. Бушкевич, В.С. Бялт, М.М. Дикажев, С.Ф. Зыбин, В.Я. Кикоть, Л.М. Колодкин, М.В. Костенников, Х.Х. Лойт, Д.Д. Матвеев, Н.П. Маюров, В.И. Огородников, А.В. Ольшевская, С.Г. Ребров, В.К. Русаков, В.М. Шамаров и другие ученые. Проблемам формирования руководящих кадров в органах внутренних дел посвящены исследования В.Б. Княжева, В.В. Гордиенко, А.А. Гришковца, Е.Е. Доники, С.Г. Дырды, А.Ф. Майдыкова, А.А. Прошина и других авторов.

Органы внутренних дел являются органами исполнительной власти в механизме осуществления функций государства и относятся к федеральным государственным органам, правовое регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с принципами и условиями государственной службы, а кадровый состав образуют их сотрудники (федеральные государственные служащие), что является еще одним подтверждением присутствия в их служебной деятельности такого признака, как властность.

Государственная служба в органах внутренних дел выступает в качестве одного из структурных элементов, входящих в систему государственной службы Российской Федерации и имеет общие с ней признаки – властность, профессионализм, компетентность и системность.

Органы внутренних дел, выступая основным элементом правоохранительной системы государства, напрямую взаимодействуют с населением в рамках исполнения своих полномочий, именно поэтому от профессионализма сотрудников органов внутренних дел зависит мнение общества об эффективности реализации государством правоохранительной функции. Качество выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих должностных обязанностей во многом определяется уровнем правотворческой и правоприменительной техники нормативных правовых актов, регулирующих особенности прохождения ими государственной службы. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что рассмотрение указанного института в аспекте совершенствования системы нормативного правового регулирования прохождения государственной службы в органах внутренних дел является весьма актуальным [6].

Представляется, что при определении сущности службы в органах внутренних дел следует исходить из тех конкретных особенностей, которые характеризуют данную службу, иначе говоря, признаков, отличающих ее от государственной гражданской, военной и иных видов службы

В научной литературе существуют различные взгляды на понятие «государственная должность».

Так, Ноздрачев А. Ф. полагает, что «должность государственной службы – это низовая структурная единица государственного механизма, устойчивый комплекс обязанностей и прав, учреждаемый компетентным государственным органом для осуществления государственных функций; замещается одним лицом; на основе правоприменительного акта государственной администрации имеет определенное название и включена в реестр государственной службы» [3, с. 16].

В свою очередь Овсянко Д. М. суть государственной должности видит в том, что «это юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом государственном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий)» [5, с. 127].

По мнению Ребрищев Н.М., «должность государственной службы – это простейшая ячейка государственного аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль, стабильный круг обязанностей, возложенных на этого работника» [6, с. 123].

Рассматривая данную категорию, Евстафиади Я.К считает, что должность государственной службы «является первоэлементом, “кирпичиком” государственной организации (администрации)… Это означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность» [7, с. 119]

Таким образом, анализ действующей системы государственной службы Российской Федерации в органах внутренних дел
на соответствие основным критериям «качества» развития данного института показал, что в настоящий момент он не во всём соответствует общепринятым принципам построения и функционирования[6].

Представляется, что основными причинами проблемы государственной службы в органах внутренних дел в Российской Федерации являются:

  1. Отсутствие научно обоснованной концепции развития государственной службы в органах внутренних дел с ориентацией на ценностную структуру государственных служащих.
  2. Отсутствие программы реформирования государственной службы путём легитимизации новых форм взаимодействия населения и органов власти.

Основными направлениями развития государственной службы в органах внутренних дел должны стать[7]:

  • определение чётких целей и задач государственной службы в органах внутренних дел;
  • завершение реформы военной и правоохранительной службы посредством должного нормативного регулирования указанных видов государственной службы;
  • создание системы управления государственной службой;
  • информационная поддержка реформы государственной службы; повышение престижа государственной службы за счёт введения новых методов стимулирования государственных служащих и усиления общественного контроля деятельности органов государственной власти

Выводы. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее:

1) рассмотрение вопросов, посвященных условиям прохождения государственной службы в органах внутренних дел, имеет существенное значение с точки зрения систематизации административно-правовых знаний в данной области;

2) институт государственной службы в органах внутренних дел является одним из важнейших элементов системы нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел и во многом определяет эффективность реализации государством правоохранительной функции;

3) анализ нормативной правовой базы и правоприменительной практики в исследуемой сфере выступает одним из необходимых условий дальнейшего повышения качества выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих должностных обязанностей.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) от 30.04.2021 № 116-ФЗ
  2. Евстафиади Я.К. Государственная служба в органах внутренних дел: понятие и признаки // ЮП. 2018. №1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-sluzhba-v-organah-vnutrennih-del-ponyatie-i-priznaki (дата обращения: 25.05.2022).
  3. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: учебник для подготовки госслужащих /А.Ф.Ноздрачев. М., 2019- 233 с.
  4. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование /Ю.Н.Старилов. М., 2020- 234 с.
  5. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: /Д.М.Овсянко. учебное пособие. 4-е изд. М., 2017- 321 с.
  6. Ребрищев Н.М. Этапы реформирования и проблемы развития института государственной службы в российской федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-reformirovaniya-i-problemy-razvitiya-instituta-gosudarstvennoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.05.2022).
  7. Бялт В.С. Институт государственной службы в органах внутренних дел российской федерации. актуальные проблемы и пути решения // Закон и право. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-gosudarstvennoy-sluzhby-v-organah-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii-aktualnye-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 25.05.2022).