УДК 1

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

№37,

Психологические науки

Никитенко Елена Викторовна


Ключевые слова: РАЗВИТИЕ; КАРЬЕРА; СТУДЕНТЫ; ПОТРЕБНОСТИ; СТАБИЛЬНОСТЬ; УЧЕБА; СТУДЕНТЫ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; МОТИВАЦИЯ; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; DEVELOPMENT; CAREER; STUDENTS; NEEDS; STABILITY; STUDY; STUDENTS; EFFICIENCY; MOTIVATION; EDUCATIONAL ACTIVITY.


Аннотация: В статье раскрываются особенности учебной деятельности студентов и трудности в процессе обучения, исследуются Трудности в процессе обучения. В работе представлена эмпирическая модель исследования, позволяющая провести исследование особенностям обучения и формирования карьерных установок.

Студенческий возраст является тем периодом, когда происходит особенно активное физическое и умственное развитие личности. В данный период растет работоспособность, активная деятельность и продуктивность. Также в студенческом возрасте развивается вербальный интеллект, наблюдательность, культура наблюдения, максимализм, стремление и многие другие качества.

В научной литературе нет определений, которые могли бы в полной сущности раскрыть понятия “Студент” и “Студенчество”. Так же нет определения, единогласно раскрывающего характер и специфику учебно-профессиональной деятельности.

Студенчество — это социальная группа людей в системе высшего образования, имеющая цель, роль и характеризующаяся условиями жизни, быта, общественным поведением, труда, психологией и системой ценностной ориентации. Каждая такая социальная группа может характеризоваться по специфическим особенностям и выполнять социальные роли и функции. При этом ВУЗ должен создавать необходимые условия, позволяющие сформировать высокопрофильного члена сообщества, которое стремится не просто занять определенную нишу, но и развиваться в ней, самосовершенствоваться и достигать профессиональные вершины.

Студенчество как социальная группа характеризуется ориентацией на профессиональную деятельность и сформированностью отношения к будущей профессии.

При изучении особенностей и признаков студенческого возраста, особое внимание уделяется формированию индивидуальности и самоотношению с учетом возрастной категории, мировоззрения, максимализма и других характеристик [3].

Изучая понятие “Учебная деятельность” важно отметить, что она не имеет однозначную трактовку. С помощью анализа исследований можно выявить, что понятие имеет три характеристики, используемые в психологии и педагогике. Они приведены ниже:

— учебная деятельность, независимо от своего вида, является синонимом слов “Научение”, “Учение”, “Обучение[2];

— классическая советская педагогика и психология определяла данный феномен в качестве основополагающего типа деятельности, который развивается в младшем школьном возрасте;

Деятельность студентов относится к категории основного социального значения, согласно которому специалисты подготавливаются по разным критериям, профилям и потребностям, которые реализуются в дальнейшем с определенным образованием и воспитанием[7].

Учебная деятельность относится к категории “Ведущей” в студенческом возрасте и позволяет достигать основные цели для подготовки будущих специалистов. Учебная деятельность позволяет развивать психические, психологические и иные свойства у студентов, с помощью которых будут развиваться навыки, умения и приобретаться профессиональные знания. Учебная деятельность относится к категории сложных явлений и характеризуется разными целями, мотивами и познавательными процессами, которая начинаются с функционирования сложных творческих процессов, а заканчиваются эмоциональными проявлении[1].

Нужно сказать о том, что, получая образование, студенты подвергаются воздействию на психику и их дальнейшую деятельность. С помощью воздействий оказывается влияние на будущие знания, умения и навыки. Количество знаний и их характер формируется с помощью требований современного производства, предъявляемых к трудовой деятельности, уровню подготовки и развития специалиста в определенном профиле. Знания, умения, навыки выступают в качестве фактора подготовки и развития студента[2].

Учебная деятельность отличается по многим параметрам и факторам. Например, от школьной деятельности, где основой выступает желание получить необходимые знания.

Главное отличие в том, что учебная деятельность имеет профессиональное направление, в результате чего она становится учебно-профессиональной. Это происходит из-за освоения способов и опыта профессионального решения во время практических задач, с которыми сталкиваются студенты в будущем [9].

Заметим, что внеаудиторная учебная деятельность студентов играет особую роль в становлении будущего специалиста и формировании направленности на будущую профессиональную деятельность, т.к. в ходе самостоятельной работы у студентов формируется усидчивость, сила воли, тренируется непроизвольное внимание, они более углубленно изучают те дисциплины, по которым специализируются или предполагают специализироваться.

Во время учебной деятельности, студент испытывает колоссальную умственную нагрузку, которая зависит от нескольких факторов. Стоит отметить, что единого определения термина “Умственная нагрузка” нет, а ее интенсивность может зависеть от таких факторов, как содержание и сложность задач. Сюда же можно отнести уровень знаний студентов, их интеллектуальные умения, навыки, мотивы, психологические установки. Операторская деятельность определяет умственную нагрузку содержанием информации, которые присущи рабочим процессам, когнитивным, личностным, профессиональным возможностям студента. Умственная нагрузка вызывается когнитивными ограничениями, например, возможностью обработки информации.

Учебная деятельность и ее феномен относятся к категории психологических. Мотивы могут изменяться стихийно и целенаправленно. Из зависимость исходит из интеллектуальных, личностных и половозрастных качеств. Также мотивы зависят от самих студентов, их особенностей и профессиональной направленности вуза[6].

В следствие учебной деятельности, у многих студентов могут произойти нежелательные изменения. Например, утрата внутренней организованности; снижение памяти или ухудшение мышления; колебание эффективности; потеря цели; ослабление эффективности; остановка обучения.

Преодолев данные изменения, становится возможным применение результатов психологического анализа деятельности студента, которые затрагивают успешность, адаптацию и систему психологической помощи во время обучения.

Можно выделить, что о необходимости психологического обеспечения говорится и указывается достаточно давно. На данный момент многие отечественные психологи изучают данную проблему.

Трудности в процессе обучения зависят от того, на каком этапе обучения находится студент. Первокурсники испытывают проблемы связанные с адаптацией и пониманием новых требований, условий, правил.

На протяжении двух-трех лет обучения, студенты могут испытывать разочарование или потерять интерес к учебе, что приведет к снижению учебной мотивации. Студенты выпускники должны определять дальнейший профессиональный путь, исходя из желаемого и достигнутого в своем развитии.

Проведенные исследования дали понять, что проблема развития и совершенствования со стороны психологической помощи может решаться в нескольких направлениях.

Благодаря реализации системы психологического сопровождения, у студентов происходит быстрая адаптация к новым условиям учебной деятельности, что в свою очередь приводит к успешному и профессиональному обучению.

Эмпирическая модель исследования представлена в таблице 1.

Таблица 1

Эмпирическая модель исследования

 

Компонент Краткая характеристика Методика
Когнитивный компонент Позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение; 2)самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Также позволяет выявить уровень сформированности профессиональной идентичности и определить карьерную направленность.

Опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева

 

Мотивационный компонент Шкала «Овладение профессией»

Шкала «Получение диплома»

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

 

Методика Ильиной «Методика изучения мотивов обучения в вузе»

Опросник

«Определение мотивов выбора профессии».

Поведенческий компонент Позволяет оценить особенности поведения в соответствии с профессиональной идентичностью и карьерной направленностью.

 

 

Методика изучения статусов профессиональной идентичности;

Методика «Якоря карьеры» Э.Шейна.

Одним из важных направлений профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении является, на наш взгляд, их подготовка к осуществлению будущей профессиональной карьеры.

Мы предлагаем такие этапы развития карьерных ориентаций будущих студентов на основе техники психосинтеза:

  • глубокое изучение собственной личности путем сосредоточения на профессиональном «Я» (рефлексия профессионального «Я»), поиск объединительного центра и самоотождествление (интеграция реального «Я» с идеальным профессиональным «Я»);
  • осуществление профессионального целеполагания;
  • этап развития механизма саморегуляции поведения в учебно-профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что учебная деятельность студентов является сложным феноменом, успешность которого детерминирована множеством факторов и мотивов. Вместе с тем, этот процесс не лишен проблем и препятствий, влияние которых нивелируется организацией психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.


Список литературы

  1. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
  2. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления //Психология общения и познания людьми друг друга /О.Г. Кукосян. – Краснодар, 1979.- 233 с.
  3. Могилевкин Е.А., Новгородов А.С. Современные технологии достижения карьерного успеха // Управление развитием персонала. – 2009. – No4. – С.312–322. URL: https://grebennikon.ru/article-5b9m.html
  4. Столин В.В. Самосознание личности /В.В. Столин. М., 1983. – 345 с.
  5. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта /И.Ю. Хамитова // Семейная пси хология и семейная терапия. 1999. № 3. С. 84– 98.
  6. Харланова Т.Н. Особенности развития карьерных ориентаций студентов разных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kariernyh-orientatsiy-studentov-raznyh-spetsialnostey-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 18.02.2022).
  7. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии /И.И.Чеснокова. М., 1977. – 233 с.
  8. Шевелёва А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно трудовыми мотивами // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-studentov-psihologov-v-sochetanii-s-uchebno-trudovymi-motivami (дата обращения: 01.03.2022).
  9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления /Л.Б. Шнейдер. Автореф. дисс.…д-ра психол.наук. М., 2014- 156 с.