УДК 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№37,

Психологические науки

Шишкина Ксения Леонидовна


Ключевые слова: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ; САМООЦЕНКА; ЛИЧНОСТЬ; ЭТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ; РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НАРУШЕНИЕ РЕЧИ; РАЗВИТИЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; Я – КОНЦЕПЦИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООЦЕНКИ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООЦЕНКИ; MENTAL RETARDATION; SELF–ESTEEM; PERSONALITY; ETHICAL CONSIDERATIONS; SPEECH ACTIVITY; SPEECH DISORDER; DEVELOPMENT; EFFICIENCY; SELF-CONCEPT; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; COGNITIVE COMPONENT OF SELF-ESTEEM; EMOTIONAL COMPONENT OF SELF-ESTEEM.


Аннотация: В статье раскрываются психологические особенности Я-концепции у младших школьников, представлена эмпирическая модель исследование особенности Я-концепции у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

В настоящее время особое внимание уделяется формированию и развитию позитивной Я-концепции. Младший школьный возраст — сензитивный период для возникновения новообразования ребенка, ускоренного развития когнитивного компонента и качественной трансформации само оценка, поэтому современное деструктивное влияние мира может показаться психологическим дискомфортом, к присутствию и нарастанию негативных последствий для окружающей среды [5].

Результатом этого являются нездоровое психическое и физическое состояние, неадекватное отношение к себе и окружающим, неспособность и нежелание развивать в себе полноценную личность. В эти годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности.

Не случайно среди формируемых у младших школьников личностных универсальных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС НОО большое внимание проявляет самоопределение, одной из значимых особенностей которой является формирование Я-концепций и чувств личности.

В связи с этим уже на начальной ступени образования необходимо создать условия для осознания школьником своих физических способностей, нравственных качеств, свойственных, характеру отношения к взрослым; необходимо также научить ребенка фиксировать изменения, высокую у детей адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие – именно это и является фундаментальной концепцией деятельности [6].

В совокупности с тем имеется серьезное противоречие между сензитивностью младшего школьного возраста в культуре Я-концепции и отсутствием в образовательной организации целостного подхода к становлению у детей позитивной Я-концепции, что актуальность решения этой проблемы. распространенность у детей адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие – именно это и является основой Я-концепции, которая обуславливает возможность ее качественного изменения в ходе наблюдения за ребенком учебно-познавательной деятельности [2].

В совокупности с тем имеется серьезное противоречие между сензитивностью младшего школьного возраста в культуре Я-концепции и отсутствием в образовательной организации целостного подхода к становлению у детей позитивной Я-концепции, что актуальность решения этой проблемы. распространенность у детей адекватную позитивную осознанную самооценку и самопринятие – именно это и является основой Я-концепции, которая обуславливает возможность ее качественного изменения в ходе наблюдения за ребенком учебно-познавательной деятельности [3].

В совокупности с тем имеется серьезное противоречие между сензитивностью младшего школьного возраста в культуре Я-концепции и отсутствием в образовательной организации целостного подхода к становлению у детей позитивной Я-концепции, что актуальность решения этой проблемы. что обусловливает возможность ее качественного изменения в ходе передачи для ребенка учебно-познавательной деятельности [5]. В совокупности с тем имеется серьезное противоречие между сензитивностью младшего школьного возраста в культуре Я-концепции и отсутствием в образовательной организации целостного подхода к становлению у детей позитивной Я-концепции, что актуальность решения этой проблемы. что обусловливает возможность ее качественного изменения в ходе передачи для ребенка учебно-познавательной деятельности [3].

В совокупности с тем имеется серьезное противоречие между сензитивностью младшего школьного возраста в культуре Я-концепции и отсутствием в образовательной организации целостного подхода к становлению у детей позитивной Я-концепции, что актуальность решения этой проблемы.

Рефлексия, проявляясь из состояний новообразований младшего школьника, становится основанием для формирования образа Я как один компонент Я-концепции. Благодаря этому меняется отношение взрослеющего ребенка к себе и к окружающим, происходит формирование своего мнения, взглядов и представлений.

Я-концепция ребенка включает в себя реальный образ Я (Я-реальное) и перспективный образ Я (Я-идеальное). Я-реальное достаточно реалистично, оно констатирует наблюдаемые черты личности. Я-идеальное – модель, которая осознанно или неосознанно воплощает личность и в которую будет преобразовано Я-реальное в процессе реализации определенных предложений.

Расхождения между реальными и идеальными Я-концепции имеют как отрицательные, так и положительные последствия. С одной стороны, разница между Я-реальным и Я-идеальным-инсультом может быть внутренней расконфликтностью личности; с другой стороны, несовпадение Я-реального и Я-идеального позволяет личности самовосстанавливаться [2].

Так, у детей старше дошкольного возраста можно наблюдать не только устремлённость на предстоящие статусные и личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником я буду) [8]. Образ себя качества осуществлённости или неосуществлённости этих стремлений. Типичные доминанты обнаружения себя никами школьных младших классов в обучении и в общении: успешный – не успешный, умеющий – неумеющий. Ещё один штрих – социально-педагогическая самокатегоризация: Я – «второклассник», Я – «бэшник», не «ашник».

Эти особенности образа Я младшего школьника отражают мир школьных реалий.

Проблема оценки результатов учебной деятельности детей является одной из центральных в младшем школьном возрасте. Развитие учебной мотивации во многом зависит от оценки, которая также значительно влияет на формирование одной из концепций Я-концепции – самооценки. Как известно, младшие школьники оценивают (свою личность в целом) и своих одноклассников, ориентируясь на самооценку на обращаемость, которую дает учитель. Самооценка ребенка – достаточно динамичное образование, связанное с его формированием и реалистичностью образа Я. Положительные представления о самой себе ребёнку могут помочь широкому учителю, прививающему ощущение собственной ценности [4].

Самооценка — это условие и средство формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ Я», «Я-концепция». «Я-концепция» — это интегрированные знания человека о себе, позволяющие ему ощущать, с одной стороны, собственную определенность, самотождественность и целостность, а с другой стороны, детерминируют восприятие различных сторон собственной личности и окружающего мира. Самооценка является «санкционирующим механизмом «Я-концепции», обеспечивающим иерархизацию знаний человека о себе». Согласно Р. Бернсу, в более узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка.

Когнитивный компонент самооценки – это совокупность знаний человека о себе. Когнитивный компонент самооценки формируется в результате осуществляемых человеком интеллектуальных операций сравнения себя с другими людьми, сопоставления своих качеств с эталонами или результатами деятельности других, оценки степени рассогласования этих двух величин.

Эмоциональный компонент – это отношение человека к себе, характеризующееся степенью удовлетворенности своими действиями, результатами достижения намеченных целей.

Функционирование когнитивного и эмоционального компонента происходит в неразрывном единстве.

Поведенческий компонент «целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производными от первых двух. Возможность существования такой позиции вытекает из признания того, что в процессе самооценивания эти компоненты, функционируя в неразрывном единстве, не могут быть представлены «в чистом виде».

Процесс формирования Я-концепции является чрезвычайно длительным и встречающимся.

Поэтому наметившиеся по результатам формирующего эксперимента значения к адекватности в оценке младшими школьниками своих личностных характеристик, черт характера, образа Я-реального и Я-идеального, к выражению выражений, к соблюдению физических норм эффективности развитых педагогических состояний Я-концепции у младших школьников в соответствии с ее когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой последовательностью, а также объективную предполагаемую такую ​​работу.

Для исследования Я-концепции у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости существуют следующие психолого-педагогические методы: метод беседы; метод наблюдения; метод изучения рисунков; методы экспериментально-психологического исследования.

Каждый из данных методов имеет свои преимущества, позволяя оценить уровень развития, познавательной деятельности, представлений об окружающем мире, целеустремлённость и критичность ребёнка, что неразрывно связано с интеллектуальной деятельностью и свидетельствует о её интенсивности и качестве.

Так метод беседы даст информацию о запасе сведений и точности представлений исследуемого об окружающей действительности, а также о личностных качествах ребенка (эмоциональность, контактность, умение удерживать нить беседы) и позволит составить мнение об уровне развития речи: активный словарь, грамотность фраз, качество звукопроизношения.

Метод наблюдения за поведением учащегося в различных ситуациях помогает фиксировать особенности взаимодействия ребёнка с окружением (социальным или вещественным) в «естественных» условиях, не ограниченных соблюдением ряда условий, которые возникают при специальных диагностических процедурах.

С помощью наблюдения можно составить представление о волевых качествах младших школьников, о его способах реагирования на трудности, стратегии поведения при столкновении с трудностями.

Метод изучения рисунков позволяет увидеть развитие мелкой моторики, уровень развития представлений, воображения, эмоциональное состояние и т.д.

Методы экспериментально-психологического исследования нацелены на установление меры развития конкретных высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, того или иного вида мышления.

Рассмотрим эмпирическую модель исследование особенности Я-концепции у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (Таблица 1).

Таблица 1

Эмпирическая модель исследование особенности Я-концепции у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Компоненты Общая характеристика Название методики
Когнитивный направлена на исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Методика «Автопортрет».

 

Эмоциональный Изучение эмоциональной составляющей Я-концепции

: восприятие эмоций, понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций.

Исследование эмоциональной идентификации по методике Изотовой
Поведенческий Определяет уровень самоэффективности предметной деятельности Степени самоэффективности» по Р. Шварцер и М. Ерусалем

 

Выводы. «Я-концепция», являясь сложным системным образованием, включает в свой состав целую совокупность «образа-Я» — ее составных элементов, при том образ собственного тела является исходным и наиболее ранним. Выделяют такие компоненты Я –концепции как когнитивный, эмоциональный и поведенческий (И. И. Чеснокова, Е.А.Сорокоумова).

Для оптимизации обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости необходимо найти такие способы педагогического воздействия, которые будут направлены на активизацию познавательных процессов школьников с интеллектуальной недостаточностью. Успешность познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от эмоционального состояния ребёнка в процессе обучения. Положительные эмоции младших школьников на уроках способствуют формированию у них желания учиться. Замечено, что при использовании на уроках, игр, путешествий создаются у учащихся разнообразные эмоциональные реакции. В процессе игры у ребят возникает сопереживание, радость, удивление, удовольствие. Они открывают в себе новые возможности, их чувства и мыслительные процессы активизируются.


Список литературы

  1. Абдуллин А.Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Психология. Психофизиология. 2012. №6 (265). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 15.02.2022).
  2. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста /А.Е. Жичкина: Автореф. дисс. … канд.психол.наук., М., 2014 -233 с.
  3. Иващенко, А. В.. Я-концепция личности в отечественной психологии /А.В.Иващенко: монография.– М.: МГСА, 2000. – 155 с.
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2015- 233 С.
  5. Карпушкина Н.В. Психолого- педагогические условия развития я-концепции у младших школьников с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-ya-kontseptsii-u-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 15.02.2022).
  6. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы. – М.: 1998.
  7. Программа подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.
  8. Шайденкова Т.Н. Особенности формирования Я-концепции у младших школьников // Акмеология. 2017. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-ya-kontseptsii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2022).