ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

№7,

Экономические науки

Конева Дарья Александровна


Ключевые слова: СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ; ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ; СЕЛО; РАЗВИТИЕ СЕЛА; ЗАРУБЕЖНЫЕ СЕЛА; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; RURAL AREAS; VOLGOGRAD REGION; VILLAGE; RURAL DEVELOPMENT; FOREIGN VILLAGES; AGRICULTURE.


Аннотация: Цель исследования заключается в создании системы рекомендаций по решению проблем развития сельских территорий в Волгоградской области. Обоснована их значимость для российской экономики. Выявлены проблемы развития села в регионе. Проведен анализ зарубежного опыта по поддержанию устойчивого развития сельских территорий и выявлены тенденции, характеризующие политику зарубежных стран в сфере сельского хозяйства и социальной инфраструктуры села в последние годы. Выделены направления деятельности зарубежных органов власти по совершенствованию села, наиболее подходящие для Волгоградской области. Предложены пути решения проблем развития сельских территорий в Волгоградской области.

Согласно российскому законодательству, субъекты Российской Федерации самостоятельно выполняют следующие полномочия в сфере социально-экономической политики: организация функционирования объектов инфраструктуры региона; поддержка сельского хозяйства и производства продуктов питания; организация общего и специального образования, функционирования объектов культуры; создание системы социального обслуживания и социальной помощи населению и др. [5, с.162-163].

Россия и регионы, в частности, обладают ценным опытом территориального обустройства на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, «рассеивания» безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды и т.д. [6, С.284].

Согласно делению на виды экономической деятельности и важнейшим секторам специализации субъектов ЮФО, Волгоградская область является опорным старопромышленным регионом, где преобладают такие виды экономической деятельности: обрабатывающее производство, торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь. В регионе отмечены секторы специализации: черная металлургия, тракторное машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность и, конечно же, сельское хозяйство [7].

На территории страны и Волгоградской области действует Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года». Она определяет основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе. Программа направлена на устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию [11].

Выясним, что в настоящее время понимается под устойчивым развитием. Устойчивое развитие — это такое развитие, которое позволило бы удовлетворить потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. При этом, речь идет не о достижении статичного состояния гармонии, а о процессе последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего [4, С.32].

Несмотря на четко сформулированную программу, в селах остаются нерешенными многие проблемы. Причиной этому могут быть многие факторы, начиная от географического положения и заканчивая политической ситуацией. Так или иначе, независимо от генезиса проблем, они требуют скорейшего их решения. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 процента всего малоимущего населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 процентов общей численности населения страны.

Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. Более 58 тыс. молодых специалистов и молодых семей на селе смогли улучшить свои жилищные условия. Высокими темпами идет газификация сельских поселений.

Более 85 тыс. сельских учащихся начали учебу в новых современно оборудованных школах. Расширилась сеть медицинских учреждений на сельских территориях за счет ввода районных и участковых больниц на 6 тыс. коек, а также амбулаторий и поликлиник на 7,5 тыс. посещений в смену.

Тем не менее качественного перелома пока не произошло. Процесс сокращения показателей сельской социальной инфраструктуры приостановить не удается.

Одна треть сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формой торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен. Остро стоит проблема обеспечения жителей сельских территорий питьевой водой, выбытие водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод. Телефонная плотность в сельских населенных пунктах в 2,4 раза меньше, чем в городах. Около одной трети сельских поселений еще не имеют подъездов по дорогам с твердым покрытием.

Выход сел России и, в частности, Волгоградского региона из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:
— ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями;
— ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
— слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и прежде всего местного самоуправления;
— недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий [11].

Очевидно, что сельские территории играют значительную роль при формировании имиджа региона и всего государства на мировой арене, так как, именно сельские территории обеспечивают продовольственную безопасность страны, которая является частью национальной безопасности. В последние десятилетия уровень сельского населения во всем мире сокращается, что ставит под угрозу развитие самих сельских территорий. Однако сейчас именно та эпоха, когда молодежь можно попробовать вернуть в село, так как возникли факторы для реализации: кризис, плохая экология и проблемы с продуктами питания.

Россия является, безусловно, страной, обладающей значительными территориальными ресурсами, наибольшую часть которых, несомненно, можно отнести к сельским территориям. Поэтому анализ зарубежного опыта развития сельской территории позволит модернизировать сельские территории и дать им новый толчок в развитии. Волгоградская область также нуждается в доноре опыта развития сел, так как имеющиеся в регионе меры по развитию сельских территорий не столь эффективны.

Рассмотрим практику Соединенных Штатов Америки по организации поддержки развития сельских территорий. В Штатах действуют многочисленные программы, ориентированные на поддержку диверсификации бизнеса в сельской местности: «Инициативы развития новых рынков», «Устойчиво развивающееся сельское сообщество», «Сельская промышленность». Отдельным пунктом стоит отметить программы, направленные на развитие сельских кооперативов. Служба поддержки сельских бизнес-кооперативов, задачей которой является создание новых и поддержка действующих кооперативов, повышение их эффективности и конкурентоспособности, подразумевает предоставление консультационных услуг по бизнес-планированию, проведение необходимых кооперативам исследований.

Теперь о Китае и его особенностях развития сельских территорий. В данной стране характерно создание свободных экономических зон — постепенное открытие страны для внешнеэкономических связей, преимущественно за счет постепенного развития системы «открытых территорий. Также нельзя не обратить внимание на концепцию «равномерного размещения производительных сил» (1979 г.), которая была заменена на концепцию «использования сравнительных преимуществ». Основным объектом развития стали приморские регионы, имеющие наибольший потенциал экономического роста запрет на ввоз продукции, произведенной на «открытых территориях» и конкурирующей с местными производителями.

Исследуя опыт развития сельских территорий нельзя не затронуть Европейский союз, в который входят большое количество стран, в которых есть свои примечательные пути решения этого вопроса. Однако для начала отметим то, что является единым для всего ЕС. Введение Единой сельскохозяйственной политики произошло еще в 1962 г. Она определяет общую сельскохозяйственную политику относительно производительности сельского хозяйства, качества жизни фермеров и стабилизации рынка. Программа субсидирования вновь принятых стран также привлекает страны, которые ориентированы на развитие села.

На территории Европейского союза действуют фонды финансирования аграрной политики: Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский сельскохозяйственный фонд гарантий и регулирования, Фонд регулирования рыболовства, финансирующий рыбную промышленность [8, с.63-67].

За рубежом, особенно в странах Европейского союза, часто можно встретить так называемые, зеленые отели. Опыт их создания также важен для исследования, потому что его использование в Волгоградской области вполне представляется возможным. Итак, деятельность зеленых отелей, достаточно новое явление в индустрии гостеприимства, несмотря на это она уже успела прочно закрепиться в разных странах и пользуется спросом у многих людей. Это страны: Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Германия, Украина. Особенности отелей: экологически чистый отдых на природе, в живописной сельской местности, проживание в экологически чистом отеле. Отели применяют «зеленую политику», разрабатывают и внедряют новые технологии и теории, что положительно влияет на экологическую ситуацию в мире. Многие «зелёные» гостиницы проводят массу работ, начиная со строительства, где используют экологически чистые материалы, заканчивая выработкой собственной электроэнергии и сортировкой мусора. Каждый отель вырабатывает свой собственный подход к проблеме экологического загрязнения и разрабатывает собственную стратегию по снижению урона экологии. Это выражается в соблюдении законов, стандартов, кодексов компании, а также выборе партнеров, озабоченных данной проблемой. В России же очень медленно развивается зеленый бизнес. В настоящее время в стране мало отелей, которые внедряют зеленый менеджмент и применяют зеленые технологии. В Волгоградской области таких гостиниц пока что нет [10, C.219].

В Волгоградской области агротуризм развивается скорее как бренд, т.к. это модное направление. Туристы, насытившись отдыхом на зарубежных курортах, пересматривают свои предпочтения в сторону внутреннего туризма, а поскольку отдых за городом на природе, в том числе и агротуризм, становится все популярнее с каждым годом, то увеличивается и предложение. Несмотря на это, в России стоимость гостевого домика в два раза дешевле, нежели в Испании и Германии (рисунок 1).


Рисунок 1. Средняя стоимость номеров в гостиничных домиках России, Испании и Германии в 2015 году. [3]

Считается, что это может быть обусловлено двумя факторами: социальным и экономическим. С точки зрения первого, в России не такое большое количество крупных индустриальных городов с недостатком природы. Большинство людей предпочитают обычные поездки за город, на шашлыки, на дачу или в деревню к родственникам. В то время как в Испании и Германии, люди стремятся провести свои выходные и отпуска подальше от городской суеты в уютных сельских домиках, которые им предлагают агроусадьбы. Если рассматривать экономический фактор, то в странах Евросоюза более развита государственная поддержка агротуризма, и фермеры готовы к сотрудничеству, в то время как, в России государственное финансирование только начинает набирать обороты, и фермеры, предоставляющие агротуристические услуги, предпочитают работать самостоятельно [3, с.40-41].

Классическим примером положительного опыта развития агротуризма как способа возрождения сельских территорий является Италия, которая ежегодно находится в лидерах по числу посещения агроусадеб. Политика Итальянской власти в этой сфере привела к тому, что на территории страны созданы мощнейшие производства в сельских территориях, куда могут приехать туристы, чтобы насладиться природой и, что самое главное, процессом производства всего того, что производится в Италии. Реклама итальянских агроусадеб просто завораживает! Туда съезжаются люди со всего мира, чтобы посмотреть, как, к примеру, изготавливают сыр, а также принять участие в этом процессе [1].

В 2016 году Италию опередила Белоруссия. В рейтинге National Geographic Traveler Awards она стала лучшей страной для агротуризма. За период с 2006 по указанный год количество агроусадеб в республике выросло до 2263 единиц, что в 66 раз больше, чем в 2006 году. Такие показатели стали возможными в связи с тем, что государство ведет лояльную кредитную политику по отношению к тем, кто желает заняться таким видом предпринимательства, выделяя кредиты на 7 лет под 7%. Кроме того, силами государственных органов в Белоруссии организуются агрофестивали, для популяризации агротуризма. Сейчас пользуется популярностью проведение свадеб в агроусадьбах Белоруссии [2].

Таким образом, современная концепция устойчивого развития объединяет три компоненты: социальную, экономическую и экологическую. Устойчивое развитие сельских территорий также должно основываться на трех этих направлениях. Однако ни Программа, ни региональные программы по устойчивому развитию сельских территорий не содержат целевых показателей и индикаторов экологической составляющей, что в ближайшем будущем может сказаться на возможности обеспечения поколений качественными природными ресурсами. Отличие российских программ от европейских заключается в отсутствии мероприятий по решению кадрового вопроса проводимых преобразований.

Указанные недостатки не позволяют в полной мере реализовать концепцию устойчивого развития в сельской местности и препятствуют переходу российской деревни к долгосрочному динамичному подъему.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
− государственная программа и ее реализация позволили немного улучшить ситуацию в сельских территориях, однако большинство проблем остались нерешенными;
− проблема депрессивности сел Волгоградской области вызывает необходимость появления новых федеральных и региональных целевых программ, которые бы позволили изменить все аспекты социальной инфраструктуры села в отдельности, наиболее детально разработав рекомендации по каждому направлению;
− в Волгоградской области в вопросах развития села наибольшую роль играет власть, в то время, как за рубежом бизнес давно играет главенствующую роль в формировании механизмов развития социальной инфраструктуры села;
− для сельских территорий Волгоградской области и их развития необходима финансовая помощь, однако при выборочном регулировании данного вопроса, повысить качество жизни сельских жителей можно наиболее рационально и эффективно при использовании положительного зарубежного опыта поддержания устойчивого развития сельских территорий.

Кроме того, для дальнейшей успешной реализации государственных программ развития села и преодоления явлений депрессивности в Волгоградской области необходимо провести классификацию районов и муниципальных образований по типам экономического роста, по приоритетным направлениям экономической деятельности и на этой основе определять стратегические приоритеты и объемы выделяемых ресурсов [9, С.92].

Особое внимание следует уделить развитию агротуризма в Волгоградской области. Сельские территории региона – это колыбель культуры региона, поэтому следует уделить этому большое внимание для повышения привлекательности села и сохранения культурного наследия и традиций. Данный регион обладает мощнейшим потенциалом для такого явления, где можно посредством создания агроусадеб дать вторую жизнь сельским территориям, позволить совершить рывок в качественном развитии социальной инфраструктуры села. Как показывает зарубежный опыт, при малейшем участии в этом направлении государственной власти, данная сфера начинает стремительно развиваться в связи с быстрорастущим спросом на такие услуги как от жителей региона, так и из других субъектов РФ и, возможно, из зарубежных стран.


Список литературы

  1. Агротуризм в Италии. Официальный сайт туристической компании Italiamania/[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://italiamania.ru/tury-v-italy/agroturizmy-italii/
  2. Акценты. Агротуризм в Беларусии/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3wt8a-3IwAw
  3. Бокаева Э.Ф. Дергач М.А. Губанищева А.А. Сравнительная характеристика агротуризма в России и странах Евросоюза // Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом. 2015. с.37-41.
  4. Кузнецова Е.В. Устойчивое развитие сельских территорий: отечественный и зарубежный опыт разработки региональных программ // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №35.
  5. Митрофанова И.В., Батманова В.В. Региональная экономика и политика: учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 378 с.
  6. Митрофанова И.В., Иванов Н.П., Митрофанова И.А. Регион: экономика, политика, управление. Учебник. 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. 612 с.
  7. Митрофанова И.В., Иванов Н.П., Митрофанова И.А. Регион: экономика, политика, управление. Учебник. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 304 с.
  8. Морозова Н.С. Развитие сельских территорий: зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. 2015.№6, том 10. с.63-69.
  9. Никонов А.Г. Проблемы смягчения неравенства в развитии сельских территорий (зарубежный опыт) // Российский электронный научный журнал. 2013. №1. с. 85-94
  10. Томашек М.Н., Галенко Е.В. Рекомендации по технологии формирования зеленого отеля // Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом. 2015. с.218-221
  11. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»