УДК 1

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

№37,

Психологические науки

Шишкина Ксения Леонидовна


Ключевые слова: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ; САМООЦЕНКА; ЛИЧНОСТЬ; ЭТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ; РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НАРУШЕНИЕ РЕЧИ; РАЗВИТИЕ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; MENTAL RETARDATION; SELF-ESTEEM; PERSONALITY; ETHICAL CONSIDERATIONS; SPEECH ACTIVITY; SPEECH DISORDER; DEVELOPMENT; EFFICIENCY.


Аннотация: В статье раскрываются основные особенности понятия умственной отсталости у младших школьников, исследуется самооценка умственно отсталого ребенка и представлены ряд методов и технологий для совершенствования самооценки умственной отсталости младших школьников.

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний.

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

 восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
 овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
 довольно хорошая механическая память;
 конкретно-наглядные методы постижения информации;
 приобретение определенных трудовых навыков;
 постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал, когда интеллектуальный дефект незаметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Но вот ребенок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Кроме того, источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство [7].

Если у умственно отсталого ребенка завышенная самооценка, она связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности. Можно говорить о меньшей зависимости умственно отсталых детей от оценочной ситуации, чем это наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обнаружении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается повышенная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки.

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга [1]. Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. В англоязычной литературе термину «олигофрения» соответствует «mental retardation» — «отставание в интеллектуальном развитии», «психическая отсталость», «психический дефицит», «психическая субнормальность», «умственная недостаточность», «умственный дефицит» и др.

Правильное определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Классификация умственной отсталости. Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах.

Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей – учеников вспомогательной школы – составляют дети-олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистического прогноза [4, с.19]. Такие дети составляют основной контингент вспомогательной школы. Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие олигофрения.

Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений [11, с.33]. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата [3].

К основным клиническим проявлениям олигофрении относят: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния.

Общим признаком умственной отсталости является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Причины вызывающие умственную отсталость многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие: наследственность, тяжелые инфекционные заболевания, интоксикации, дистрофии женщины во время беременности, заражение плода различными паразитами, травматические поражения плода, воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца, повышенная радиация местности, неблагополучная экологическая обстановка, алкоголизм или наркомания родителей, особенно матери.

Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями.

Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Причиной являются нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами.

Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые.

При разнице психофизических характеристик, свойственных детям с разной степенью умственной отсталости, имеются и общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение.

Рекомендации для работы с детьми с умственной отсталостью.

Компоненты Я-концепции важно развивать при организации коррекционного обучения, специально организованных играх и тренингах с учетом возраста и особенностей развития детей с умственной отсталостью. Очень эффективны в этом отношении такие методы как тренинг, дидактические игры, арт-терапия.

Существует ряд методов и технологий для совершенствования самооценки. Одной из эффективных и универсальных методов из данного ряда является применение арт-терапевтических техник. Главной целью данной технологии является воздействие на становление личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Использование арт- терапевтической технологии в коррекционной работе дает следующие положительные результаты:

1) Развивает эмоциональную сферу обучающегося, формирует социально приемлемые формы реагирования.
2) Развивает коммуникативную сферу обучающегося, невербальное
общение.
3) Способствует развитию саморегуляции.

Выводы. Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства. Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей.


Список литературы

  1. Агапов В. С. Сущностная характеристика Я-концепции /В.С.Агапов // Психология Я-концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. – М.: МГСА, 2002. – 230 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева. — М., 2002.
  3. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности / В.П. Андреенкова // СОЦИС. – 1996. – №9.
  4. Антонова Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения /Н.В. Антонова: Автореф. дисс. … канд.психол.наук. М., 1996.
  5. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. М., 2012- 234 с.
  6. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.
  7. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание /Р.Бернс. М., 1986. -233 с.
  8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 — 34.
  9. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы. – М.: 1998.
  10. Программа подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.
  11. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2015- 233 С.
  12. Абдуллин А.Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Психология. Психофизиология. 2012. №6 (265). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 15.02.2022).
  13. Шайденкова Т.Н. Особенности формирования Я-концепции у младших школьников // Акмеология. 2017. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-ya-kontseptsii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2022).