УДК 8

КОНЦЕПЦИЯ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

№37,

Филологические науки

Алиева Рушана Камаловна


Ключевые слова: ЦЕННОСТИ; ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ; КОНЦЕПЦИЯ; ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ; ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЛИРИКИ; VALUES; ETERNAL VALUES; CONCEPT; EVALUATION PROBLEM; LERMONTOV’S LYRICS.


Аннотация: В работе раскрывается концепция вечных ценностей в литературоведении. Представления о ценностях являются основой духовного существования человека. Это высшие запросы и устремления человека, идеальные образования, проявляющиеся как двигатель человеческого поведения, как внутренние целевые ориентиры личности.

Однако особенность современной ситуации заключается в том, что глобальный «антропологический кризис» рубежа XX-XXI веков затронул и сферу ценностей, которые оказались перед угрозой редукции и даже тотального уничтожения. Философия прагматизма, утверждающая, что современный мир не нуждается в духовных измерениях, властно овладевает сознанием человека[7,с.76].

Не менее драматична ситуация в искусстве, где произошла радикальная переоценка ценностей, а по сути — освобождение от ценностей, которые хранились и приумножались человеком столетиями.

Под влиянием эстетической концепции Ф.Ницше и его последователей, в частности, Х.Ортеги-и-Гасета, за пределы искусства вытесняется все «человеческое», отвергается классический канон Истины, Добра и красоты,
благословляется курс на «дегуманизацию искусства».

В связи с этим в современном литературоведении актуализировалась проблема художественной ценности. Размытость критериев художественности в современной литературе отрицательно сказывается на ее качестве.

Радикальная настроенность деконструктивизма на освобождение исследовательской мысли от ценностей вполне согласуется с современным кризисом ценностного сознания в областях морали, религии, политики, искусства [2,с.78].

Обозначенная ситуация в современной аксиосфере подчеркивает особую значимость достижений аксиологической науки, которые могут быть использованы литературоведами в качестве методологической базы. Культурно-исторический масштаб аксиологического /ценностного/ подхода определяется той ролью, какую играли и играют ценности в жизни человека, в исторических судьбах народов и в истории культуры. Человек живет в мире ценностей.

М.М. Бахтин неоднократно повторял: «В абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно само сознание». Это имеет прямое отношение и к литературному творчеству, и к тем, кто занимается его изучением. Аксиологический подход оказался на острие споров об объективности и субъективном факторе в научных исследованиях.
В современных литературоведческих дискуссиях по проблемам перестройки и обновления методологии присутствует настороженное отношение к аксиологическому компоненту в научных исследованиях [9].

Ценностные суждения нередко рассматриваются как угроза объективному характеру научного знания. На счет аксиологии записывается «субъективистский произвол и своеволие», что на самом деле не имеет никакого отношения к аксиологии и свидетельствует о необходимости теоретического обоснования взаимосвязи аксиологии и литературоведения, определения роли и границ аксиологического познания в нашей науке. Аксиологический подход предполагает в высшей степени ответственное отношение к изучаемому объекту и направлен исключительно на осмысление его ценностных характеристик, которых, как показало наше исследование, огромное множество [3,с.89].

Проблема оценки, безусловно, существует, но все же находится на периферии как аксиологии, так и научного познания вообще. Сегодня не надо доказывать значимость личностного фактора в науке; и ценностное отношение нельзя исключить из специфики гуманитарных наук (о специфике «наук о духе» и их отличии от «наук о природе» писали В.Дильтей и Г.Риккерт).

Какой бы строгой ни была установка ученого на «объективность», его ценностное сознание прочитывается из научного текста независимо от того, хочет того автор или нет. Равно как дает о себе знать ценностный релятивизм, даже если автор открыто не позиционирует его.

Так или иначе, но ценностные предпочтения и ориентиры участвуют в научном познании. К области оценивания литературных явлений более прямое отношение, нежели собственно наука, имеют литературная критика и эссеистика. В скрытом виде ценностное отношение присутствует и в выборе материала исследования, и в установлении иерархической принадлежности автора и произведения, и в определении культурно-исторической значимости текста, и в процессе интерпретации; наконец, «говоря о каком-то произведении «это не литература», мы как раз и даем произведению подобную ценностную характеристику».

Аксиологический подход не сводим к проблеме оценки в научном познании, его главная цель — исследование феномена ценности в литературном творчестве, его объект — литературное произведение, соотносимое с миром ценностей и обладающее ценностной значимостью.

Совокупность проблем аксиологического свойства, естественно, нуждается в научном обсуждении. И данная работа является попыткой ответа на ряд актуальных вопросов методологии современного литературоведения.

Разработка ценностного подхода применительно к изучению художественной литературы и рассмотрение историко — литературных явлений в свете аксиологии — это актуальнейшая задача современного литературоведения, имеющая важное социально- культурное значение.

Расцветом русской лирики стали первые три десятилетия XIX века, недаром названные «золотым веком» русской поэзии: творения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Глинки, Е.Баратынского, Д.Веневитинова, И.Козлова, Ф.Тютчева, поэтов «пушкинской плеяды» (А.Дельвига, В.Кюхельбекера и др.) составили славу русской поэзии, открыли ей широкий путь в мировую литературу[7,с.89].

М.Лермонтов открыл читающему миру нового героя, романтика-борца: не только с окружающим миром и обществом, но с самим собой, с судьбой, с всевластными непостижимыми силами, управляющими человеческой жизнью. Именно поэтому так мощно звучат в его лирике богоборческие и тираноборческие мотивы, голос одинокого, но великого в стремленьях человека, идеалом которого для Лермонтова долгие годы оставался Наполеон («Последнее новоселье», «Летучий корабль», «Нет, я не Байрон…», «Благодарность» и т.д.).

Лермонтов, творчество которого приходится на переломный, переходный период в развитии литературы, когда романтизм еще оставался живым явлением, а реализм уже набирал силу, закрепил начатый Пушкиным отход от жанровой нормативности. Он окончательно освободил лирику от диктата жанрового канона. Однако это вовсе не означает, что Лермонтов отказывается от мышления жанром как формой создания целостного завершенного миропереживания. Лермонтов не отбросил, не отменил жанровый принцип как нечто устаревшее, изжившее себя, а стал именно тем поэтом, кто радикально обновил и трансформировал жанровую систему русской лирики. Таким образом, творческая практика Лермонтова опровергает широко распространенный в нашем литературоведении тезис об «атрофии» жанров в лирике первой трети XIX века [9].

Логика жанровой эволюции Лермонтова – лирика определяется изменением эстетической концепции человека и мира, которая требует для своего воплощения соответствующих жанровых форм. Так, в последние годы своего творчества поэт закономерно приходит к созданию особых, «синтетических» жанровых образований, отмеченных в лермонтоведении, но еще не изученных. Внутренняя целостность этих синтетических жанровых форм обеспечивается единством личности лирического субъекта, его внутреннего мира, единством самого процесса лирического переживания. В синтетических жанровых образованиях воплотились объективная сложность мира и многомерность, полифоничность его восприятия и переживания личностью, включенной теперь в реальный поток жизни [5,с.56].

Одно из важнейших направлений эволюции лермонтовской лирики (другое определяется жанровой тенденцией, ведущей к возникновению «ролевой» лирики) связано, таким образом, с движением от «лирического дневника» – к синтетическим жанровым образованиям, от воспроизведения текучести, процессуальности внутренней жизни принципиально одинокой, замкнутой в себе личности на фоне Вечности – к «стереоскопическому» воплощению духовной сущности диалогически открытой миру личности во всем богатстве и сложности ее переживаний в контексте Времени.

Первое оказывается возможным лишь в масштабе «лирического дневника» – метажанровой общности, состоящей из стихотворений различных жанров. «стянутых» единым принципом конструирования образа миропереживания. Второе под силу только синтетическим жанровым формам, каждая из которых представляет собой «сплав» различных жанровых структур с разными образами миропереживаний в границах одного целого, каким является лирическое стихотворение.[8]

Выводы. Логика жанровой эволюции М.Ю. Лермонтова – лирика определяется изменением эстетической концепции человека и мира, которая требует для своего воплощения соответствующих жанровых форм. Так, в последние годы своего творчества поэт закономерно приходит к созданию особых, «синтетических» жанровых образований, отмеченных в лермонтоведении, но еще не изученных. Внутренняя целостность этих синтетических жанровых форм обеспечивается единством личности лирического субъекта, его внутреннего мира, единством самого процесса лирического переживания.


Список литературы

  1. Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова: жанровые процессы: Монрграфия / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 420 с.
  2. Шувалов С.В. Религия Лермонтова. //Венок Лермонтову. М.-Пг., 1914. С.135-164.
  3. Герштейн, Э. Г. Судьба Лермонтова / Э. Г. Герштейн. – М. : Советский писатель, 1964. – 496 с.
  4. Горланов Г.Е. Традиции Лермонтова в поэзии В. Фёдорова. Стилевое и ритмико-интонационное влияние //Вопросы стилевого новаторства в русской поэзии ХIХ века: Тематический сборник научных трудов. – Рязань: Рязанский государственный педагогический университет, 1981, – С.48-52
  5. Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю.Лермонтова. Поэтика и фольклорномифологические традиции: Учебное пособие. Кемерово, 1990. 187.
  6. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова: Аспекты мифопоэтики. Кемерово, 1995. -233 с.
  7. Горланов Г.Е. Символика звезды в творчестве М.Ю. Лермонтова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 2 (10). – С.52-59 с.
  8. Горланов Г.Е. Наследие М.Ю. Лермонтова в русской литературе ХХ века. «Русская филология», – № 4. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.18-28 с.
  9. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности /М.М.Бахтин // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. М.: Яз. славян. культуры, 2003. С. 69-264.
  10. Горланов Г.Е. К Лермонтову (учебное пособие). Пенза: Пензенское «Лермонтовское общество», 2006. – 120 с.
  11. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. – Монография. – М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2009. – 376 с.
  12. Горланов Г.Е. Наследие М.Ю. Лермонтова в русской литературе ХХ века. «Русская филология», – № 4. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.18-23.
  13. Горланов Г.Е. Лермонтовская энциклопедия // Пензенская энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. – 245 с.
  14. Косяков Г.В. Эстетическое осмысление проблемы духовной смерти и полноты бытия в поздней лирике М. Ю. Лермонтова // ОНВ. 2000. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-osmyslenie-problemy-duhovnoy-smerti-i-polnoty-bytiya-v-pozdney-lirike-m-yu-lermontova (дата обращения: 05.03.2022).
  15. Мишина, Т.Ю., Ковалева, Т.В. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и интерпретация его мотивов в лирике K.M. Фофанова / Т.Ю. Мишина, Т.В. Ковалева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 4. — С. 184-191.
  16. Некрасова И.В. Изучение современной русской прозы как историко-литературная проблема // Поволжский педагогический вестник. 2019. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sovremennoy-russkoy-prozy-kak-istoriko-literaturnaya-problema (дата обращения: 05.03.2022).
  17. Мишина, Т.Ю. Лермонтовские мотивы в лирике С.Я. Надсона / Т.Ю. Мишина // Вестник Брянского Государственного университета. Серия: 18 История и политология. Литературоведение. Право. Языкознание. -2013. — № 2.-С. 160-163
  18. Проблема Востока и Запада в поздний период творчества М Ю Лермонтова // Научное обозрение Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана Вып 14 — Махачкала, 2017 — С 90-93
  19. Проблема Востока и Запада в романе М Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» («Фаталист») // Научное обозрение- Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Вьш 17 — Махачкала, 2015 — С 87- 90
  20. Лермонтов идеализация Востока до его реального познания // Вестник молодых ученых Дагестана- Ежеквартальный научно — практический журнал Вып 3 — Махачкала, 2006 — С 48-51
  21. Лобова Т. М. Феномен детства в художественном сознании М. Ю. Лермонтова / Т. М. Лобова // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 59. Сер. 2, Гуманитарные науки. – Вып. 16. – С. 219-226.