УДК 8

ДЕТСТВО КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ БЫТИЯ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

№37,

Филологические науки

Алиева Рушана Камаловна


Ключевые слова: ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ БЫТИЯ; ОБРАЗ РЕБЕНКА У ЛЕРМОНТОВА М.Ю.; ДЕТСТВО; ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ; МОРАЛЬ; THE HIGHEST VALUE OF BEING; THE IMAGE OF A CHILD IN LERMONTOV M.YU.; CHILDHOOD; ATTITUDE TO CHILDHOOD; MORALITY.


Аннотация: В работе раскрывается детство как высшая ценность бытия в лирике М.Ю. Лермонтова, исследуется как отражается образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости.

В творчестве М.Ю. Лермонтова тема детство является одной из ведущих. Категория «детство» у Лермонтова и комплекс проблем, с нею связанный, до сих пор рассматривались в литературоведении лишь спорадически, как дополнительный фон в системе более явных, репрезентативных мотивов лермонтовского творчества.

Структуру феномена «детство» у Лермонтова можно представить в виде комплекса отдельных образов и архетипов, значимых мотивов, концептов и ценностных категорий: образ ребенка, концепты «отцовство» и «материнство», архетипический образ Богоматери, аксиологическая категория «детскость».

Отцовско-материнский комплекс соотносится в художественном сознании писателя с архетипическими образами Бога Отца и Богоматери. Наиболее полное воплощение тема материнства получает у Лермонтова в цикле стихотворений, связанных с именем В. А. Лопухиной.

Для языка Лермонтова характерно смысловое неразличение и синонимичность слов «детский», «молодой», «юный», что повышает статус понятия «детство» и приводит к экстраполяции категории «детскость» на более широкую сферу значений.

Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости. Автор выявляет разные факторы и обстоятельства, способствующие досрочному взрослению детей: особая организация душевного строя ребенка (склонность к мечтательности, анализу, рефлексии), столкновение с жизненными обманами, сиротство (в некоторых произведениях – ситуация ранней развращенности).

В поздний период творчества у Лермонтова четко просматривается эволюция авторского отношения к проблеме раннего взросления ребенка: появляется устойчивый мотив заступничества за ребенка, реализуемый в виде молитвенного слова[7].

Поэт утверждает необходимость гармоничного проживания ребенком своего детства – этот период жизни, по мнению Лермонтова, ничем не должен быть омрачен «до срока».

Аксиологическая категория «детскость» играет решающую роль в системе этического идеала поэта. По отношению к взрослому, наделенному детскими чертами характера, детскость имеет всегда позитивное значение.

Особое развитие данная категория получает в произведениях Лермонтова на тему «поэт и толпа».

Если раньше толпа осмыслялась Лермонтовым со строго индивидуалистических позиций, то в зрелый период творчества образ ее объективируется, наделяясь характеристикой детскости.

Благодаря этому получает моральное оправдание и сфера искусства. Подобное решение темы «поэт и толпа» свидетельствует о переходе Лермонтова от романтического культа избранной личности к чувству «социальности» и новым принципам историзма.

Потеря матери и разлука с отцом, привели к формированию в творчестве Лермонтова такой сюжетной ситуации, когда герой стремится «достичь то, что недостижимо, в двойном стремлении вернуть навсегда утраченную мать и преодолеть неотменяемо роковую власть отца.

Коллизия эта выстраивается по законам мифического мышления, следующего логике аффективного воображения, и представляет собой художественную манифестацию внутреннего психологического конфликта, а точнее, его творческое преображение».

Биографические свидетельства о форсированном развитии Лермонтова-ребенка и собственные детские впечатления поэта определенным образом преломились в его произведениях.

При этом наблюдается дифференциация указанной темы в зависимости от жанрово-родовой сущности произведений: в крупных литературных формах (проза, поэма, драмы) осмысляется физическое сиротство ребенка, история внутрисемейных драматических отношений, в лирических произведениях – сиротство «духовное».

Чертами ранней взрослости отмечены герои практически всех произведений Лермонтова (герои драм, повестей, романов). Однако образ ребенка и проблема его раннего взросления наиболее четко прослеживается преимущественно на материале лирики. При этом анализ лирических текстов дополняется наиболее яркими примерами из драматических и прозаических произведений художника («Корсар», «Измаил-Бей», «Боярин Орша», «Сашка», «Мцыри», «Сказка для детей», «Menschen und Leidenschaften», «Странный человек», «Я хочу рассказать вам…», «Герой нашего времени»).

С учетом имеющих место в языке Лермонтова смысловых неразличений и синонимичности слов «детский», «молодой», «юный» осуществляется целостный подход к рассмотрению образа ребенка в творчестве поэта. В центре внимания оказываются тексты, в которых говорится не только о детях, но также о молодых людях, находящихся в поре юности. Ребенок в произведениях Лермонтова наделен особой душевной организацией: его главным свойством является склонность к мечтательности, уединению, размышлению.

Наиболее ярким примером является программное для юношеской лирики Лермонтова стихотворение «1831-го июня 11 дня»: «Моя душа, я помню, с детских лет / Чудесного искала. Я любил / Все обольщенья света, но не свет, / В котором я минутами лишь жил; / И те мгновенья были мук полны, / И населял таинственные сны / Я этими мгновеньями».

Являясь, по Лермонтову, важнейшей характеристикой детского сознания, склонность к размышлению составляет первый этап взросления ребенка. В произведениях Лермонтова ребенок не забывает пережитые несчастья; напротив – столкновение с ними оставляет в его чуткой душе глубокие следы. [11].

В лирических произведениях Лермонтов показывает, как доверчивость ребенка к жизни начинает исчезать при столкновении с жестокостью взрослых. Тема узнавания ребенком мира людей, которые «отравили ребяческие дни», наиболее ярко представлена в стихотворении «Он был рожден для счастья, для надежд…». Лермонтов раскрывает изменения в юной душе, столкнувшейся с жизненными сложностями. Внешне это проявляется в ее преждевременном увядании, «старении» [4].

В этом отношении стихотворение «Он был рожден для счастья, для надежд…» демонстрирует одно из ранних воплощений лермонтовской темы «старика без седин»: юные герои поэта часто отмечены «лишними морщинами», «бледным челом» или «бледными щеками». В плане внутреннего состояния данный процесс характеризуется появлением чувства озлобленности, стремлением к замкнутости и отгороженности от внешнего мира. Произошедшие с героем внешние и внутренние изменения описаны в стихотворении «Песня» («Светлый призрак дней минувших…»): «Щеки бледностью, хоть молод, / Уж покрылись; / В сердце ненависть и холод / Водворились!» [4].

Черты ранней старости проступают в характеристиках героев прозаических текстов (драмы «Menschen und Leidenschaften», «Странный человек», поэмы «Измаил-Бей», «Сашка», «Сказка для детей»). В творчестве Лермонтова затронут и такой критический период социализации ребенка, как его ранняя развращенность (стихотворения «Покаяние», «Склонись ко мне, красавец молодой!», поэмы «Преступник», «Сашка»). В зрелый период творчества наблюдается эволюция отношения автора к теме детства – в произведениях появляется ярко выраженный мотив заступничества за ребенка (стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Казачья колыбельная песня», «Ребенка милого рожденье…», «Ребенку»). Лермонтовым разрабатывается лирическая ситуация моления о ближних, при которой молитвенное слово наделяется охранной функцией. Таким образом, в поздних стихотворениях поэта поднимается вопрос о необходимости наиболее гармоничного проживания детства каждым человеком, утверждается определенная нравственно-психологическая максима: мир детства ничем не должен быть омрачен до срока[3].

Концепт «материнство» у Лермонтова связан с двумя дорогими для него женщинами – матерью, Марией Михайловной Лермонтовой, и Варварой Александровной Лопухиной, самой глубокой сердечной привязанностью поэта. Единственным сильным воспоминанием о матери осталось у Лермонтова испытанное им во младенчестве впечатление от ее песни. Это воспоминание будет появляться в стихотворениях («Кавказ», «Булевар»), поэмах («Последний сын вольности», «Измаил-Бей»), в драме «Странный человек». Кроме стихотворений, связанных с памятью о матери и с именем В. А. Лопухиной, концепт «материнство» в творчестве Лермонтова раскрывается в ряде произведений с фольклорным или историческим сюжетом: замысел поэмы «Мстислав Черный», стихотворения «Баллада» («В избушке позднею порою…»), «Казачья колыбельная песня». Особой теплотой и одновременно болью проникнуты у Лермонтова произведения, связанные с именем отца. Эти чувства выражены в стихотворениях «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Ужасная судьба отца и сына…», «Я видел тень блаженства; но вполне…» (заключительная строфа), «Пусть я кого-нибудь люблю…» (зачеркнутая в автографе третья строфа) и «Эпитафия» («Прости! увидимся ль мы снова?») [4].

Однако если в лирике наблюдается теплое и сочувственное отношение к отцу, то в драмах его образ наделен уже более негативной семантикой – отец и сын не имеют близкой духовной связи, они противостоят друг другу, и отец выступает грозным судьей и даже «убийцей» своего ребенка. Так, в пьесах «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек» отцы (Николай Михайлович Волин и Павел Григорьевич Арбенин) проклинают своих сыновей, тем самым во многом подталкивая их к самоубийству [11].

Особое отношение к детству демонстрируют те произведения поэта, в которых он с особым чувством отзывается о детях. Исчерпывающих портретов детей у Лермонтова нет, но одним из самых психологически проникновенных из них является образ слепого мальчика в «Тамани». Ребенок показан во всем многообразии проявления и его детской непосредственности (любопытство, подвижность, эмоциональность, обидчивость), и некоей порочности, обусловленной ранним соприкосновением с прагматичным миром взрослых (участие в контрабандных перевозках). Поначалу в тексте «Тамани» Лермонтов окружает образ слепого мальчика отрицательными коннотациями, вызывая у Печорина и читателей романа негативное отношение к слепому. Однако в конце такое восприятие «снимается»: Печорин испытывает чувство грусти от того, что невольно причинил боль ребенку, заставил его плакать, нарушил привычное течение жизни «честных контрабандистов», лишил мальчика родственных связей с сестрой [8].

В качестве экстраполяции категории детскости на смежные с детством сферы выступают сравнения явлений действительности с детской чистотой и непорочностью. Подобные сравнения прослеживаются в произведениях Лермонтова при описании явлений природы: звезд («Небо и звезды»), кавказского воздуха («Синие горы Кавказа, приветствую вас!», повесть «Княжна Мери»), ручья («Мцыри»). Точно так же при описании женской красоты: стихотворения «Булевар», «Она была прекрасна, как мечта…», «Девятый час; уж темно; близ заставы…»; поэмы «Последний сын вольности» (сравнение красоты Леды с «вспоминанием детей»), «Измаил-бей» (сравнение женского пения со «сновидениями детских дней»).


Список литературы

  1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности /М.М.Бахтин // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. М.: Яз. славян. культуры, 2003. С. 69-264.
  2. Галинская И.Л. Михаил Лермонтов // Вестник культурологии. 2015. №2 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-lermontov (дата обращения: 07.05.2022).
  3. Горланов Г.Е. К Лермонтову (учебное пособие). Пенза: Пензенское «Лермонтовское общество», 2016. – 120 с.
  4. Горланов Г.Е. Лермонтовская энциклопедия // Пензенская энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2014. – 245 с.
  5. Горланов Г.Е. Наследие М.Ю. Лермонтова в русской литературе ХХ века. «Русская филология», – № 4. – М.: Издательство МГОУ, 2019. – С.18-28 с.
  6. Горланов Г.Е. Наследие М.Ю. Лермонтова в русской литературе ХХ века. «Русская филология», – № 4. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.18-23.
  7. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. – Монография. – М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2009. – 376 с.
  8. Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова: жанровые процессы: Монрграфия / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 420 с.
  9. Косяков Г.В. Эстетическое осмысление проблемы духовной смерти и полноты бытия в поздней лирике М. Ю. Лермонтова // ОНВ. 2000. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-osmyslenie-problemy-duhovnoy-smerti-i-polnoty-bytiya-v-pozdney-lirike-m-yu-lermontova (дата обращения: 05.03.2022).
  10. Кучина Т.Г. Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова в русской поэзии рубежа XX-XXI вв // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-liriki-m-yu-lermontova-v-russkoy-poezii-rubezha-xx-xxi-vv (дата обращения: 05.03.2022).
  11. Лобова Т. М. Тема детства в творчестве М. Ю. Лермонтова / Т. М. Лобова // Проблемы литературного образования : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2019. – Ч. 2. – С. 66-74.
  12. Лобова Т. М. Феномен детства в художественном сознании М. Ю. Лермонтова / Т. М. Лобова // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 59. Сер. 2, Гуманитарные науки. – Вып. 16. – С. 219-226.
  13. Мишина, Т.Ю. Лермонтовские мотивы в лирике С.Я. Надсона / Т.Ю. Мишина // Вестник Брянского Государственного университета. Серия: 18 История и политология. Литературоведение. Право. Языкознание. -2013. — № 2.-С. 160-163
  14. Мишина, Т.Ю., Ковалева, Т.В. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и интерпретация его мотивов в лирике K.M. Фофанова / Т.Ю. Мишина, Т.В. Ковалева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 4. — С. 184-191.
  15. Некрасова И.В. Изучение современной русской прозы как историко-литературная проблема // Поволжский педагогический вестник. 2019. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sovremennoy-russkoy-prozy-kak-istoriko-literaturnaya-problema (дата обращения: 05.03.2022).
  16. Проблема Востока и Запада в поздний период творчества М Ю Лермонтова // Научное обозрение Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана Вып 14 — Махачкала, 2017 — С 90-93
  17. Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе XX века: Сборник научных трудов, эссе и комментариев/Чечено-Ингушский государственный университет им. Л. Н. Толстого. Грозный, 1991. 319 с.
  18. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова: Аспекты мифопоэтики. Кемерово, 1995. -233 с.
  19. Ходасевич В. Фрагменты о Лермонтове. //Лермонтов М. Ю. Стихотворения, поэмы. Герой нашего времени. М., 1996. – 321 с.