УДК 343.46

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

№37,

Юридические науки

Коськова Татьяна Александровна


Ключевые слова: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ЭКОНОМИКА; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ; ГОСУДАРСТВО; OFFICIAL; CRIME; ECONOMY; ECONOMIC CRIME; ECONOMIC INTERESTS; STATE.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности квалификации экономических преступлений, совершенных должностными лицами. Автор отдельно подчеркивает актуальность и сложность противодействия данной категории преступности, что, безусловно, сопряжено с негативным отражением на экономических интересах государства.

Рассматривая общую характеристику состава экономического преступления, можно отметить, что субъектом экономического преступления всегда выступает физическое лицо, а субъективной стороной всегда является умысел. В зависимости от вида преступления это может быть должностное лицо органов государственной власти или лицо из частной сферы хозяйствования. Объектом преступления выступает экономика страны. Объективной стороной выступают деяния личности, способы совершения преступления, в том числе и примененная техника. Что интересно, по нашему мнению, мотивом совершения преступления не всегда является обогащение или неправомерная выгода, часто мотивом преступных деяний является сокрытие других противоправных деяний, более весомых (называющих вторичным преступлением).

Именно специфика состава экономических преступлений не позволяет правоохранительным органам мгновенно реагировать на их совершение. Конечно, государство реагирует на данные преступления и пытается предотвратить их. Однако практика показывает, что все действия властных органов по предотвращению экономических преступлений сопровождаются возникновением более современных механизмов совершения экономических преступлений. Именно поэтому данная тема очень важна и еще долгое время будет актуальной для исследований.

Среди множества объективных и субъективных факторов, досадно отягчающих переходный период в Российской Федерации, отдельное место занимают должностные преступления, непосредственно связанные с организованной преступностью. Их истоки обусловлены особенностями экономической системы. Как показывает исследование этой проблемы, должностные преступления обильно прорастают там, где правительственные институты могут действовать не по законам, а по своему усмотрению, имея при этом завышенные полномочия. Если правительство контролирует распределение кредитов, обязательно найдутся те, кто готов дать взятки, чтобы получить их под низший процент. Там, где правительство контролирует инфраструктуру, взятками добиваются предоставления льготных условий.

Понятие «экономическая преступность» означает сложное, внутреннее противоречивое явление, появившееся в криминологии сравнительно недавно. Переход к многоукладной экономике на основе равенства всех форм собственности, в том числе и частной, видоизменил не только социальный портрет лиц, совершающих хищения и другие корыстные преступления, но и структуру противоправных деяний [2].

В этой связи при определении групп преступлений, образующих экономическую преступность, признаком является причинение вреда экономическим интересам государства и охраняемых законом граждан путем хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

Отличительная черта экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом должностными и материально ответственными лицами, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Как показывает практика, на сегодняшний день наиболее криминализованными, пораженными коррупцией является сфера отношений в кредитно-финансовой, банковской системах, внешнеэкономической деятельности, системе энергообеспечения и здравоохранения.

Безусловно, должностные преступления вызывают бюджетные проблемы, уменьшая доходную и извращая расходную часть бюджета. При этом общество несет не только количественные, но и качественные потери. В конце концов, должностные преступления угрожают макроэкономической стабильности – важнейшему фактору экономического подъема – и отпугивают, тем самым, инвесторов.

Что касается социальной цены, то должностные преступления усиливают неравноправие, поскольку, давая крупные взятки, представители организованной преступности получают большие привилегии. Создавая сложную ситуацию с бюджетными поступлениями, коррумпированные лица сводят на нет эффективность государственной системы, не давая возможности помогать тем слоям населения, которые остаются за чертой бедности. При этом снижается уровень жизни, а на ежедневную неизбежную работу с коррумпированными бюрократами уходит большое количество времени и усилий, значительно снижается уровень предоставления государственных услуг.

В этом аспекте следует обратить внимание на политическую цену должностных преступлений, поскольку она унижает роль государства, подрывает доверие к правительству. Ведь в переходный период особенно важно, чтобы правительство имело сильные рычаги регулирования экономикой. Тем более что без доверия правительству работать трудно.

Для более эффективного применения норм уголовного права при решении вопроса о совершении экономического преступления с использованием служебного положения можно выделить отдельные виды специальных субъектов, которых необходимо привлекать к уголовной ответственности за их совершение:

1. Лица, наделенные государственной властью;
2. Лица, исполняющие обязанности как государственные служащие;
3. Депутаты;
4. Служащие органов государственного управления;
5. Служащие государственных учреждений;
6. Работники хозяйствующих структур, в которых доля государственной собственности составляет более 50%;
7. Лица, выполняющие функции представителя государственной власти;
8. Руководители или служащие государственных предприятий [4].

Систему должностных злоупотреблений целесообразно разделить на три группы:

1. Злоупотребление властью, посягающее на экономическую стабильность хозяйствующих субъектов и органов управления.
2. Злоупотребление властью, посягающее на права частных лиц.
3. Злоупотреблением служебным положением.

К первой группе следует отнести такие преступные деяния, которыми наносятся убытки финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Ко второй группе необходимо отнести дискриминацию физических и юридических лиц, совершаемую должностным лицом.

В третью группу должны входить следующие противоправные деяния: взяточничество, незаконное получение выгоды, а также нарушение прав проведения имущественных, денежных операций и операций с ценными бумагами.

В большинстве своем должностные злоупотребления относятся к категории уголовных преступлений, причем покушение на совершение преступления должно наступать при любых обстоятельствах, поскольку все должностные преступления посягают на государственное или общественное управление как на определенную систему общественных отношений.

Непосредственным объектом этих преступлений являются также отношения собственности, система хозяйствования, общественная безопасность, то есть должностные преступления являются разновидностью экономической преступности.

Главными в определении должностных преступлений являются признаки субъекта – должностного лица, которым признаются лица, постоянно или временно выполняющие функции представителей властных структур или организационно-распорядительные функции на предприятиях, организациях или учреждениях. Таким определением не предусмотрено наделение соответствующего должностного лица таким элементом, как юридические полномочия, что при таких условиях позволяет давать им определенные права в сфере управленческой деятельности и исполнения в пределах своей компетенции соответствующих обязанностей [1].

Безусловно, должностное преступление по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ может квалифицироваться только в том случае, если должностное лицо было наделено определенными полномочиями представителя власти или исполняло обязанности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Должностным лицом является лицо, которое в установленном порядке наделено определенными обязанностями по распоряжению и управлению государственным, коллективным или частным имуществом [3].

Подводя итоги, подчеркнем, что особенностью должностных преступлений является то, что они всегда проявляются как способ использования должностным лицом в собственных личных интересах или интересах третьего лица предоставленных ему полномочий. Ответственность за нарушение действующего законодательства должностное лицо несет только в пределах предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Социальная сфера совершения должностных преступлений не имеет ограничений. Преступления совершаются во всех сферах хозяйственной, культурной и общественной деятельности.


Список литературы

  1. Ворожко К.А. Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность // Общество и право. 2010. №5 (32). С. 88-92.
  2. Сорочкин Р.А. Управленческие функции и понятие должностного лица как субъекта коррупционного преступления // Пролог: журнал о праве. 2021. №1 (29). С. 192-195.
  3. Тактоева В.В. Понятие экономической преступности и проблемы квалификации преступлений в сфере экономики // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. №2 (6). С. 98-101.
  4. Шарипов Т.Ф. К вопросу раскрытия финансово-правовых схем преступления // Вестник ОГУ. 2015. №3 (178). С. 209-216.