УДК 343.3/.7

КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

№37,

Юридические науки

Копейка Сергей Александрович


Научный руководитель: Шигонин А.Б., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: КЛАССИФИКАЦИЯ; ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ; ЦЕЛЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ОБЪЕКТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА; СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ; CLASSIFICATION, TERRORIST ACTIVITY; TERRORIST CRIME; PURPOSE OF CRIME; OBJECT OF CRIMINAL ATTACK; STATISTICAL REPORTING.


Аннотация: В статье рассматриваются различные основания классификации составов преступлений террористической направленности с точки зрения их практической значимости. На этом фоне выявляются проблемы правовой регламентации содержания террористической деятельности, а также делается вывод о том, что при нынешней логике построения Уголовного кодекса РФ невозможно объединить все составы преступлений террористического характера в одну группу. Кроме того, в ходе изложения становится очевидным оценочный характер категории «преступлений террористической направленности» в силу зависимости их квалификации от субъективных признаков совершаемого деяния.

В системе преступлений террористической направленности можно выделить несколько видов таких деяний. При этом их классификация будет варьироваться в зависимости от нормативного источника, взятого за основу.

Так, Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в пункте 2 статьи 3 раскрывает содержание понятия «террористическая деятельность», отдельные аспекты которого получили своё прямое отражение в статьях особенной части Уголовного кодекса РФ [1].

В частности, исходя из толкования вышеуказанной нормы, можем выделить следующие виды преступлений террористической направленности:

А) преступления, связанные с организацией, планированием, подготовкой, финансированием и реализацией террористического акта;
Б) преступления, связанные с подстрекательством к террористическому акту;
В) преступления, связанные с организацией незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), либо организованной группы для реализации террористического акта, а также участием в таких структурах и формированиях;
Г) преступления, связанные с вербовкой, вооружением, обучением и использованием террористов;
Д) преступления, связанные с информационным или иным пособничеством в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
Е) преступления, связанные с пропагандой идей терроризма, распространением материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Однако на основании данной классификации невозможно однозначно выделить, какой группы преступлений будет касаться та или иная норма Уголовного кодекса РФ, так как вышеуказанные пункты отчасти являются смежными и в некоторой степени даже повторяют содержание друг друга.

К примеру, в пункте А) говорится об организации террористического акта, а в пункте В) об организации общества, формирования в целях реализации террористического акта. В то же время, пункт Г) содержит указание на различные способы подстрекательства, исходя из содержания определения данного понятия, которое вытекает из части 4 статьи 33 УК РФ [2].

В частности, подстрекателем является лицо, которое любым способом (их перечень не является закрытым) склоняет другое лицо к совершению преступления. При этом согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», под склонением, вербовкой или иным вовлечением определенного лица в совершение преступления террористической направленности следует понимать умышленные действия, также направленные на вовлечение определенного лица (группы лиц) в совершение одного или нескольких указанных преступлений, любым способом (путем уговоров, подкупа, угрозы, убеждения, просьб, предложений и т.д.) [3]. Следовательно, категория подстрекательства носит более общий характер и вполне может рассматриваться в качестве родового понятия для таких его проявлений, как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступления.

Возвращаясь к данному выше утверждению, касаемо практической значимости представленной классификации, можем провести анализ сопоставления норм особенной части Уголовного кодекса, регламентирующих преступления террористической направленности, и данного в статье 3 ФЗ «О противодействии терроризму» перечня направлений террористической деятельности.

Так, например, деяния, указанные в пп. а) ч.2 ст.3 упомянутого выше закона, регламентируются статьями 205, 205.1, 205.4, 205.5 УК РФ; в пп. б) охватывается статьями 205.1, 205.2 УК РФ; в пп. в) отражены в статьях 205.4, 205.5, 208, 210 УК РФ; в пп. г) регламентируются статьями 205, 205.1, 205.3 УК РФ; в пп. д) указаны в статьях 205, 205.1, 205.6 УК РФ; и только пп. е) касается конкретной статьи 205.2 УК РФ. При этом – использование террористов прямо никак не урегулировано в УК РФ, хоть и возможна ситуация, при которой организатор террористической деятельности может использовать «услуги» террористов для достижения различных целей, как личных и корыстных, так и направленных на нарушение основ конституционного строя РФ, путём, например, насильственного захвата власти или вооруженного мятежа.

Исходя из всего вышесказанного, отметим, что законодательная трактовка террористической деятельности совершенно не позволяет однозначно и точно классифицировать преступления террористической направленности, что особенно важно и необходимо на практике для целей квалификации. При всём этом, в преамбуле комментируемого Федерального закона «О противодействии терроризму» указано, что он создан для определения правовых и организационных основ противодействия терроризму. В то же время, мы видим, что изложенные в законе положения не отвечают данной цели. Сформулированная выше классификация доказывает несовершенство законотворческой техники. Полагаем, что исправить данную ситуацию позволит систематизация содержания понятия террористической деятельности данное в рассматриваемой статье, например, путём формулирования отдельных направлений террористической деятельности через сопоставление родовых и видовых категорий. В частности, считаем допустимым объединить в один пункт деяния, связанные с подстрекательством и отдельными возможными его проявлениями (способами) (вербовкой, склонением и т.д.).

В таком же контексте можно говорить о соотношении понятия «финансирование терроризма» и «вооружения». Так, согласно п. 16 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 финансированием терроризма является не только оказание финансовых услуг и предоставление денежных средств, но и предоставление материальных ресурсов (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи лекарственных препаратов, жилых либо нежилых помещений, транспортных средств) с конкретной целью – для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористической направленности. Параллельно с этим, под вооружением террористов понимается «снабжение лиц, участвующих в террористической деятельности, оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, радиоактивными веществами, ядерными материалами, боевой техникой и т.п.», что с логической точки зрения охватывается понятием «материальное средство». Следовательно, мы можем предположить, что указанные понятия являются смежными и соотносятся как родовое и видовое, поэтому нет никаких препятствий в том, чтобы рассматривать их в одном контексте правового регулирования.

Целесообразно обратить внимание на то, что в ранее действовавшем ФЗ «О борьбе с терроризмом» рассматриваемый перечень актов террористической деятельности являлся хоть и не таким полным, по сравнению с тем, который приведён в действующем законодательстве, однако – более последовательным (в частности, финансирование наравне с иным содействием террористам выделялось законодателем в отдельное противоправное направление деятельности) [4].

В литературе также встречается классификация данных преступлений в зависимости от наличия специальной цели преступления:

1) преступления со специальной целью. Эти деяния выступают «ядром» террористической деятельности, воплощением «идеологии насилия». Они могут быть направлены, например, на:
2)
А) понуждение государства, международных организаций, общественных объединений, физических лиц к каким-либо действиям (бездействиям), принятию каких-либо решений (ст. 205, 206 УК РФ);
Б) прекращение государственной или иной общественной или политической деятельности, либо месть за такую деятельность (277 УК РФ);
В) насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственных захват либо удержание власти в нарушение Конституции РФ, нарушение территориальной целостности РФ, провокацию войны и др. (278, 279, 360, 361 УК РФ).

2) преступления без специальной цели (205.1, 205.2, 205.3, 208, 211 и др.) [5, С. 25-26]. Можем отметить, что они являются «промежуточным» этапом в контексте осуществления террористической деятельности, служат для подготовки к совершению иных преступлений террористической направленности. Здесь целью является сам факт дальнейшего совершения иных преступлений террористической направленности. Выделение данной категории рассматриваемых преступлений необходимо, на наш взгляд, для целей предупреждения террористической деятельности.

В целом, данная классификация может быть полезной для проведения анализа структуры террористической деятельности на каждом из её этапов, что необходимо для организации не только пресечения, но и предупреждения рассматриваемых деяний, а также – может браться за теоретическую основу квалификации совокупности преступлений террористической направленности.

Ещё одна классификация преступлений террористического характера подразделяет указанные деяния в зависимости от объекта посягательства:

А) преступления, посягающие на общественную безопасность (ст. 205-206, 208, 211, 220, 221 УК РФ);
Б) преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства (ст. 277-279 УК РФ);
В) преступления, посягающие на мир и безопасность человечества (ст. 360, 361 УК РФ).

В данном случае классификация соответствует логике изложения особенной части уголовного кодекса и является наиболее удобной и очевидной для разграничения террористических преступлений. Если мы обратимся к тексту статей особенной части УК РФ в совокупности с положениями Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 09.02.2012 г., то можем заметить, что перечень изучаемых преступлений, выделяемый на практике, достаточно узок и все эти статьи с лёгкостью можно распределить по объекту посягательства на три вышеуказанные группы, что и было нами сделано.

Однако, мы полагаем, что преступления приобретают террористический характер при проявлении цели совершения террористической деятельности (дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений). Исходя из этой логики, иные преступления, не вошедшие в данный перечень, также могут приобрести террористический характер (например, ст. 222, 223, 226, 274.1, 355 УК РФ и т.д.). Следовательно, можем сделать вывод о том, что категория «преступления террористической направленности» носит условный характер и ставится в зависимость от цели преступного посягательства.

Наиболее ярким подтверждением наличия указанной закономерности является классификация преступлений террористической направленности, вытекающая из содержания формируемой статистической отчётности.

Для того чтобы в этом убедиться, обратимся к Указанию Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России №1 от 24.01.2020 «О введении в действие перечней статей уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [6].

Перечень №22, содержащийся в приложении к данному Указанию, даёт представление о том, что для целей статистического учёта выделяется три группы преступлений террористического характера.

1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, 208, ч. 4 ст. 211, ст. 277, 360, 361.

2. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от времени (даты) совершения преступления (в случае, когда установить время совершения преступления не представляется возможным — от даты его выявления) при наличии в статистической карточке отметки о связи совершенных преступлений с террористической деятельностью или финансированием терроризма: ст. 207, 211, 220, 221, 278, 279, 282.1, 282.2 УК РФ.

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о связи совершенных преступлений с террористической деятельностью: ст. 206, 209, 210, ст. 210.1, ст. 222, 222.1, 223, 223.1, 226, 281, 295, 317, 318, 355.

Такое разделение явно не соответствует перечню, который положен в основу Постановления Пленума ВС РФ №1, и чётко отображает зависимость квалификации преступлений от цели преступного посягательства. Полагаем, что данная классификация имеет значение лишь для формирования статистической отчётности, поскольку для целей квалификации и привлечения к уголовной ответственности важен сам факт установления такого факультативного признака состава преступления, как цель преступного посягательства, а не отметка в статистической карточке. Ведь при формировании статистической отчетности имеет место учёт изменений законодательства, которое постоянно совершенствуется, но даже при этом «террористическое» преступление останется таковым. Может измениться лишь его квалификация, что и будет отражаться в статистической отчетности.

Например, преступление, предусмотренное статьёй 211 УК РФ, отнесено законодателем и Верховным судом РФ к числу террористических без конкретизации частей указанной статьи, в то время как в упомянутом выше Указании данная статья числится в двух различных группах (террористические преступления без дополнительных условий и преступления, относящиеся к перечню в зависимости от наличия специальной отметки и времени совершения преступления).

Подобное разделение связано с тем, что 05.05.2014 года в данную статью введена часть 4, которая стала регламентировать ответственность за те же деяния, но связанные с осуществлением террористической деятельности [7]. В результате изменилась квалификация угона воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава, а равно захвата такого судна или состава в целях угона, связанного с террористической деятельностью (не по ч. 1-3 ст. 211 УК РФ, а исключительно по ч. 4). Поэтому с указанной даты в статистических карточках указывается только ч.4 ст. 211 УК РФ, однако, если данное преступление совершено до 05.05.2014 г., в карточке будет указана иная часть рассматриваемой статьи. Но это не отменяет террористического характера указанного преступления, независимо от того, по какой части его квалифицируют (при наличии указанной цели).

На основе данной классификации становится очевидным, что объединить преступления террористической направленности в одной главе уголовного кодекса не представляется возможным, поскольку логика его изложения основана на разграничении преступлений по объекту преступного посягательства, а не по его цели. Мы можем лишь использовать различные классификации таких преступлений в практических целях в зависимости от поставленных перед нами задач.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СПС «Консультант Плюс».
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// СПС «Консультант Плюс».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»// СПС «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 N 130-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  5. Курдюкова, А.В. Особенности уголовного судопроизводства по делам о террористическом акте / А.В. Курдюкова, А.Д. Прошляков. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 208 с.
  6. Указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России №1 от 24.01.2020 «О введении в действие перечней статей уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»// СПС «Консультант Плюс».
  7. Федеральный закон от 05.05.2014 N 130-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».