УДК 37

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№37,

Педагогические науки

Свиридова Алёна Юрьевна


Научный руководитель: Мирошниченко В.В.


Ключевые слова: УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ; МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ; ИНТЕРЕС; ИССЛЕДОВАНИЕ; MENTAL DEVELOPMENT; YOUNGER PRESCHOOL AGE; COGNITIVE ACTIVITY; CURIOSITY; INTEREST; RESEARCH.


Аннотация: Основополагающей задачей современной системы дошкольного образования является организация воспитательно-образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию личности ребенка. Основной акцент делается на развитие умственных способностей. Одним из эффективных средств умственного развития детей младшего дошкольного возраста являются дидактические игры на липучках. В статье представлен опыт работы по заявленной теме.

Умственное развитие представляет собой конечный результат деятельности человека по освоению определенных навыков, умений, которые ему необходимы и достаточны для того, чтобы заниматься определенным видом деятельности в любой его форме. Наиболее благоприятным периодом умственного развития является младший дошкольный возраст [3].

В этот период интенсивно развиваются речь, мышление, внимание, память, восприятие, воображение. Умственное развитие младших дошкольников происходит в различных видах деятельности: непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование из разного материала [2].

Одним из эффективных средств умственного развития детей младшего дошкольного возраста являются игры на липучках. Они формируют познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, способствуют развитию любознательности и интереса, обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [1].

Опытно-экспериментальная работа организована на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 «Сказка» города Саяногорска. Выборка исследования представлена 20 детьми младшего дошкольного возраста. Исследовательская работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В качестве методики исследования использована «Диагностика умственного развития детей», разработанная профессором Е.А. Стребелевой. Диагностика включает 10 заданий, направленных на изучение умственного развития ребенка в разных его аспектах [4].

Суммируя данные проведенной диагностики, сделан вывод об уровне умственного развития детей младшего дошкольного возраста (рисунок 1).


Рисунок 1 – Уровень умственного развития детей младшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент показал, что уровень умственного развития детей младшего дошкольного возраста оказался преимущественно средний (40%). С низким уровнем развития – 30% детей, с очень низким – 10%. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по умственному развитию детей.

Результаты констатирующего этапа позволили разработать и апробировать систему занятий с детьми младшего дошкольного возраста, которая включает в себя дидактические игры на липучках, способствующие их умственному развитию. Цель данного этапа: развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр на липучках.

Дидактические игры были подобраны на каждый компонент умственного развития. Для развития способности понимания словесной инструкции –игра «Чего не хватает?», для развития практической ориентировки на величину – игра «Найди, чья тень», для развития ориентировки на величину и цвет – игра «Разложи по цвету», для развития зрительного восприятия предметных картинок – игра «Назови по порядку», для развития зрительного восприятия цвета – игра «Найди, чей цвет», для развития целостного восприятия предметной картинки – игра «Заштопай варежку», для развития целостного восприятия конструкции – игра «Колесики», для развития наглядно-действенного мышления – дидактическая игра «Кто где живет?».

Материалы игр отпечатаны на фотобумаге полноцветной печатью, заламинированы с двух сторон, не размокают от влаги, не мнутся, не рвутся, не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь. Все детали имеют скругленные края, что делает их безопасными для детей. Все картинки легко крепятся на липучку и перемещаются по мере необходимости.

Игры на липучках использовались как в процессе игровой деятельности детей, а также в процессе непосредственной образовательной деятельности применительно к теме занятия. Детей привлекала красочность и яркость иллюстраций, возможность самостоятельно подбирать фигурки и крепить их, возможность самостоятельно находить и исправлять свои ошибки.

На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование (рисунок 2).


Рисунок 2 – Сравнительный анализ уровня умственного развития детей младшего дошкольного возраста

Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика умственного развития детей младшего дошкольного возраста. Это свидетельствует о том, что дидактические игры на липучках способствовали развитию памяти, речи, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, воображения, наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза. Дети научились действовать по словесным инструкциям, контролировать собственные действиям.

Дидактические игры на липучках способствовали формированию и совершенствованию пространственных представлений: дети научились ориентироваться на листе и в пространстве на примере собственного тела. Дидактические игры на липучках расширили знания детей об окружающем мире, способствовали воспитанию доброжелательного отношения к животным. Дидактические игры на липучках обогатили игровой опыт дошкольников, способствовали снятию эмоционального напряжения.

Таким образом, доказана эффективность использования дидактических игр на липучках как средства умственного развития детей младшего дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Вершинина, А.Ю. Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста / А.Ю. Вершинина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – № 10. – С. 97-98.
  2. Далакова, М.М. Основные аспекты умственного развития детей в практике учебного процесса / М.М. Далакова, И.В. Абакумова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Педагогическая деятельность как творческий процесс» (г. Грозный. 28-29 октября 2019 г.). – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 178-193.
  3. Казаручик, Г.Н. Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности / Г.Н. Казарчук // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2019. – № 2. – С. 6-11.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2004. – 164 с.