УДК 34

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

№37,

Юридические науки

Борисов Леонид Сергеевич


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ПРЕСТУПНОСТЬ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; CORRUPTION; OFFENSES CRIME; IMPROVEMENT; COUNTERACTION; CRIMINAL LAW.


Аннотация: В статье раскрывается сущность коррупции и коррупционных правонарушений. Раскрываются основные принципы, признаки. Представлены мероприятия по повышению антикоррупционной безопасности.

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации и интеграции всех сфер жизни и деятельности появляются новые возможности во взаимодействии с иностранными государствами и их способами и методами борьбы с преступностью, в том числе коррупционной направленности.
В современных реалиях мира и России в частности, среди огромного количества глобальных проблем, от решения которых зависит эволюция общества, одну из главных ниш занимает проблема коррупции, общественная опасность которой невероятно велика. Эта проблема на сегодняшний день представляет собой экономического паразита, имеющего множество форм и обличий, который заразил, практически, все сферы жизнедеятельности общества: управленческую, производственную, финансовую и т.д.

Термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов «correi» — несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» — ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин — «corrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода процесса управления делами общества.

Коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии генезиса, переживает не просто изменения, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев, поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе и негативным.

Усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению институтов всех уровней власти, отсутствию доверия к ней со стороны граждан, формирует в людях социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность.

Коррупция становится не только разновидностью преступности, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур со всеми ветвями и уровнями власти, проникновению организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами массовой информации, другие сферы общественной жизни.

Понятие «коррупция» сегодня одно из наиболее часто употребляемых в отечественной научной и публицистической литературе. Хотя ещё совсем недавно его можно было встретить в основном только в отношении анализа социальных процессов, происходящих в других странах (коррупция — « … в буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей …».

В документах международного права также содержится определение коррупции и расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией.

Например, по определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Согласно ст.2 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированной Российской Федерацией, под коррупцией понимается требование, предложение, дачу, принятие, прямо или опосредованно, взятки или иной неправомочной выгоды или обещание таковой, которые искажают надлежащее исполнение получателем взятки его обязанности.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, согласно указанному закону на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Для правильного понимания коррупции имеет значение правильное определение ее субъекта. Известно, что лица, поддерживающие коррупционные связи, имеют по характеру исполняемой работы материально ответственное либо должностное положение. В связи с этим они обладают довольно широкими полномочиями, предоставленными для осуществления своих функций. Субъектами данных преступлений не могут быть только лица, наделенные властными полномочиями в сфере государственного управления. Ведь развитие частного предпринимательства, возникновение собственных предприятий, акционерных обществ, приводит к тому, что появляются категории лиц, которые не могут считаться работниками аппарата государственного управления, но вполне могут быть подвержены коррупции.

Конечно, большинство коррупционных преступлений совершаются должностными лицами. Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения, должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1) представитель власти — то есть лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания;
2) обладать организационно-распорядительными функциями, которые заключаются в руководстве деятельностью учреждения;
3) обладать административно-хозяйственными функциями, которые сводятся к управлению и распоряжению государственным или муниципальным имуществом.

Один и тот же субъект может иметь как один признак, так и несколько.

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечении, проведении занятий, приеме зачетов и экзаменов и т.п.) совершают юридически значимые действия, т.е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, назначают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этих случаях они также относятся к категории должностных лиц.

Таким образом, должностные лица являются основными субъектами коррупционных преступлений.

В Уголовном кодексе Российской Федерации нет состава преступления, называемого коррупцией. Имеется ряд составов, прежде всего должностных, которые предусматривают ответственность за действия, охватываемые понятием «коррупция». В их числе: получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ).

Как видим в определение коррупции, данном в Федеральном законе № 273-ФЗ, фактически перечислены составы уголовных правонарушений, имеющих в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.

На сегодня выделяют два вида коррупции: широкомасштабную (основную) и мелкомасштабную (розничную). Первый вид коррупции процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в свой оборот помимо бюрократов еще и политиков.

Розничная коррупция имеет менее значимые экономические потоки, но обладает свойством всепроникновения, всеобъемлемости. Агентами коррупционных отношений в данном случае могут выступать как предприниматели (взятки за получение лицензий), так и частные лица.

Помимо вышеупомянутого вида коррупции, различают политическую и бюрократическую коррупцию. Зачастую их трудно разделить, поскольку эти два вида имеют тенденцию к сращиванию через сговор.

Коррупция в обществе может проявляться редко, а может носить массовый характер. В этом случае мы говорим о единичной или систематической коррупции.

Современная отечественная стратегия противодействия коррупции опирается на достижения реформ в различных сферах общественных отношений. Так, результатом реализации административной реформы в России, направленной на формирование прозрачной системы органов исполнительной власти, стало принятие ряда нормативных правовых актов, ограничивающих вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Произошло упразднение части дублирующих и избыточных функций органов исполнительной власти; стали прорабатываться административные процедуры в целях рационализации исполнения государственных функций и оказания государственных услуг; осуществляется внедрение механизма внесудебного (досудебного) обжалования действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, проведение модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти и многое другое в свете дальнейших институциональных преобразований в управленческой сфере.

В настоящее время в России сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию.

Немалая часть задач напрямую связана с дальнейшим укреплением правопорядка и законности. На этом пути в Российской Федерации идет постоянное развитие правовых основ противодействия коррупции. Критерием общей эффективности нормативных правовых актов, принимаемых в этой сфере, может служить достижение той цели, которая поставлена в Национальной стратегии противодействия коррупции, — искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для этого недостаточно только придание юридической силы политически мотивированным решениям и формирование практики их применения. Вообще представляется ошибочной едва ли не общепринятая позиция рассматривать факт издания нормативного правового акта как решение проблемы. Правовые меры должны сочетаться с иными, неправовыми мерами противодействия коррупции, которые будут убеждать общество в ее пагубности и разрушительной силе.

Таким образом, коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым, ослабляя государственную власть.

Только совместная работа законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти с подключением представительных и исполнительных органов местного самоуправления, институтов гражданского общества позволит в полной мере выполнить мероприятия направленные на противодействие коррупции. А это, в свою очередь, позволит:

— устранить коррупциогенность нормативных правовых актов государственных и муниципальных органов власти и их проектов;
— повысить качество и доступность государственных услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами власти, государственными и муниципальными учреждениями;
— обеспечить эффективное и качественное выполнение государственными органами и органами местного самоуправления своих функций;
— привлечь гражданских и муниципальных служащих к более активному противодействию коррупции;
— привлечь к этой работе значительную часть гражданского общества.

В конечном итоге все это позволит повысить эффективность государственного и муниципального управления и укрепить доверие населения к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В целях повышения антикоррупционной безопасности целесообразно расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования.

Также, снижению уровню коррупции может способствовать свободная пресса, которая должна разоблачать сомнительные практики и привлекать внимание граждан, готовых добиваться честности в системе образования. В свою очередь, образовательные организации должны четко сформулировать прозрачные правила и процедуры, связанные с управлением образовательным процессом, обеспечить функционирование механизма выявления фактов и последствий коррупции.


Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №1. – Ст. 10
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2017. — № 203. – Ст.104.1
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. — № 120. – Ст.5
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021)
  7. Аминов Д.И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления / Д.И. Аминов. — М.: Юрист, 2016. – 185 с.
  8. Антропов А.К. Бюрократия: понятийно-концептуальное введение / А.К. Антропов. – М.: Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015. — №1. – 137 с.
  9. Багрий-Шахматов Л.В. Перспективы борьбы с коррупцией и организованной преступностью / Л.В. Багрий-Шахматов. – М.: Следователь, 2015. — № 1. – 82 с.
  10. Иванова С.А. Проблемы коррупции в государственных органах: технологии противодействия / С.А. Иванова. – М.: Чиновник, 2016. — № 6 (42). – 46 с.
  11. Колобов О.А. Власть и коррупция (глобальное измерение проблемы) / О.А. Колобов. — Н. Новгород: АНО, 2015. — 115 с.
  12. Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции / Е. Музалевская. — М.: Прогресс, 2016. — 115 с.
  13. Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы А. Наумов. – М.: Научная жизнь, 2015. — № 1 (8). – 124 с.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Просвещение, 2015. – 1360 с.
  15. Михалкин, Д. А. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы РФ / Д. А. Михалкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67512/ (дата обращения: 27.02.2022).
  16. Аникеенко Ю.Б. Административная ответственность за коррупционные правонарушения // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2020. №4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-otvetstvennost-za-korruptsionnye-pravonarusheniya (дата обращения: 01.03.2022).