УДК 34

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№37,

Юридические науки

Леонова Татьяна Сергеевна


Научный руководитель: Сторожук Р.П., кандидат политических наук, доцент кафедры управления.


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ; ПРОФИЛАКТИКА; CORRUPTION; PUBLIC CONTROL; COUNTERACTION; PREVENTION.


Аннотация: Коррупция – антисоциальное явление, когда служебные полномочия и положение используются не в государственных интересах, а в личных. В данной статье рассматривается вопросы государственной политики, которые направлены на вовлечение населения в борьбу с коррупцией. Происходит освещение проблемных вопросов и пути их решения.

Коррупция на сегодняшний день является достаточно сложным социально-правовым, а также социально-политическим явлением. Такое явление теснейше связано с социальными процессами общества, начиная социально-политические установки, заканчивая этническими особенностями отдельно взятой страны.

Основная опасность такого процесса заключается в том, что постепенно происходит разрушение основ государственного управления, и, как следствие, правового регулирования общественных отношений. Она отражает степень активности и сознательности гражданского общества страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых актов по осуществлению противодействия коррупции.

Нельзя не упомянуть о том, что основным законодательным достижением является Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции», в котором в том числе закрепляется и такое ключевое понятие, в данной сфере, как противодействие коррупции [1].

Законодатель в основу дефиниции «противодействие коррупции» заложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также различные институты гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Проанализировав несколько научных работ касаемо проблематики данной темы, можно прийти к выводу о том, что подавляюще число исследователей соглашаются с приведенным законодательным определением, особенно указывая указывая на то, что данное определение достаточно четко отображает все значимые элементы процесса противодействия коррупции.

Из законодательного определения четко виден тот факт, что данная деятельность укладывается в классический подход и включает в себя три основных составляющих:

1. Профилактику коррупции;
2. Борьбу;
3. Минимизацию (ликвидацию) последствий.

Сатаров Г.А. выделяет несколько уровней проявления коррупционной деятельности, где могут принимать участие представители власти [2].

Так, на первом уровне он выделяет «бытовую» коррупцию, когда лицо выполняет определенные услуги преимущественно небольшой стоимости за решение определенной проблемы.

Еще одним уровнем Сатаров Г.А. выделяет «деловую» коррупцию.
В данном случае, коррупционная деятельность связана с принятием решений, которые имеют довольно высокую цену (например, проведение махинаций на государственных торгах).

Самым опасным уровнем выделяется политическая коррупция, когда должностные лица пользуясь своим положением, начинают действовать
в личных (или чужих) интересах.

В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией необходимо разработка антикоррупционной политики, которая должна формироваться
в соответствии с объективными процессами жизни, а также с решением актуальных задач общества и государства в целом.

В нашей стране сформирована нормативная база антикоррупционных мер, однако проанализировав действующее отечественное законодательство, можно сказать о том, что на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует целостная система общественного контроля.

Данный факт достаточно важен, поскольку кто как не народ, который зачастую и сам участвует в данных действиях, является одной из причин коррумпированности? Большое количество людей уже считают коррупцию как то, что само собой разумеется и не верят в то, что через институты гражданского общества люди способны оказать влияние на сложившуюся ситуацию.

Результаты многочисленных научно-прикладных исследований показывают, что государство без активного участия как самих граждан, так
и институтов гражданского общества, в одиночку снизить уровень коррупции не может, да и вряд ли это в принципе возможно [3].

В такой ситуации единственным выходом видится то, чтобы государство начало проводить активно политику, которая направлена на вовлечение широкого слоя населения на борьбу с коррупцией, развивать активность и гражданскую сознательность.

Так, в законодательстве отсутствуют основополагающие моменты:
не определено понятие «общественного контроля», не определены его основные принципы, а также формы и методы. Зачастую, регулирование носит поверхностный, фрагментированный характер, в связи с чем и механизм его осуществления достаточно неэффективен.

Стоит сказать о том, что механизм общественного контроля используется довольно часто, и более того, его основы закреплены во многих нормативных актах. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 10 июня 2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Довольно важное значение несет в себе так и Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Таким образом, можно прийти к определенным выводам.

Несомненно, что в профилактике, а также пресечении коррупционных правонарушений центральное место занимает законодательство. Оценивая его состояние, можно декларировать тот факт, что оно в целом является достаточно актуальным и гибким.

Однако, среди ученых выражается мнение о том, что необходимо
в дальнейшем осуществлять углубленную разработку проблем развития
и совершенствования антикоррупционного законодательства.

Одной из значимых проблем на сегодняшний день является отсутствие законодательного закрепления общественного контроля при осуществлении антикоррупционной деятельности. Все мероприятия, установленные законодательством, не смогут достичь ожидаемых результатов без должного, широкомасштабного антикоррупционного воспитания, а также пропаганды.

Нетерпимость общества к коррупции, с учетом планомерной
и кропотливой работы органов власти и управления, которая осуществляется в соответствии с эффективно выстроенной антикоррупционной политикой государства, искоренит данное негативное социально-правовое явление,
а также перекроет все источники незаконного обогащения.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 31.07.2020 № 259-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
  2. Сатаров Г.А. Некоторые задачи и проблемы социологии коррупции // Россия и современный мир. 2016. № 4. Ст. 151.
  3. Истраков А.А. Проблемы эффективности противодействия коррупции // Журнал Academy. 2021. № 1. Ст. 108.