УДК 34

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

№37,

Юридические науки

Головня Алексей Михайлович


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРИНЦИПЫ; ОБЪЕКТИВНОСТЬ; ДЕМОКРАТИЗМ; ЗАКОННОСТЬ; ФЕДЕРАЛИЗМ; РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ; PUBLIC ADMINISTRATION; PRINCIPLES; OBJECTIVITY; DEMOCRACY; LEGALITY; FEDERALISM; SEPARATION OF POWERS.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализировано понятие, а также существующие классификации принципов государственного управления. Делается вывод о том, что принципы государственного управления необходимы для повышения эффективности деятельности государственного аппарата для оптимизации процессов жизнедеятельности общества и государства.

Государственное управление базируется на объективных основах и принципах. Принцип – это своего рода руководящая идея, на основе которой строится определенное направление деятельности, определенная норма. В основном, данное понятие используется в двух значениях:

1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; основное правило деятельности;
2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения [3, с. 22].

Принципы государственного управления – это правила, которыми руководствуются или на которые должны опираться субъекты государственного управления в определенных условиях социально-экономического развития в целях эффективного функционирования и развития государства и его административно-территориальных образований. Эти нормы определяют условия, в которых должна формироваться система и структура органов государственного управления, а также предъявлять требования к этому процессу формирования и развития.

Разные правоведы называют различные принципы государственного управления. Например, французский ученый А. Файоль, который является представителем классической школы управления, называет наибольшее их количество – 14. К ним относятся: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общим, справедливое вознаграждение, централизация, иерархия руководящих должностей, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива работников, единение персонала [5, с. 143]. Указанные принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

В.Е. Чиркин отмечает, что государственное управление строится на 7 принципах:

 публичный характер властных полномочий управляющего субъекта по регулированию социальный отношений;
 централизация и иерархичность органов (субъектов) управления, как предпосылка их стабильности и функционирования как единого целого;
 единство руководства и разделение управленческого труда;
 единство распорядительства и конкретность исполнителей;
 подчиненность деятельности государственной службы интересам государственного управления;
 учет и анализ информации по обратной связи;
 стабильность управленческого аппарата [6, с. 27].

Г.В. Атаманчук определяет следующий перечень принципов государственного управления [2, с. 21-275]:

1. Принцип объективности. По мнению ученого, это исходный принцип, суть которого заключается в необходимости соблюдения объективных закономерностей во всех управленческих процессах и в зависимости системы государственного управления: а) от характера и уровня развития общества; б) общественных целей, поставленных в конкретный исторический отрезок времени; в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление; г) внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определенного системного общественного явления.

2. Принцип демократизма. Этот принцип является основополагающим для функционирования и развития современного правового государства. В нем отражен тот факт, что именно народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, а на реализацию его потребностей и интересов нацелены все элементы государственного управления и подразумевает под собой широкое участие общественных масс в управленческой деятельности государства.

3. Принцип правовой упорядоченности. Данный принцип заключается в необходимости законодательного определения и закрепления основных целей, функций, процесса и самих принципов государственного управления.

4. Принцип законности. Основывается на реализации государственного управления через масштабное и повсеместное исполнения законов и нормативно-правовых актов.

5. Принцип разделения властей. Заключается в том, что единая система власти подразделяется на самостоятельные друг от друга ветви – законодательную, исполнительную и судебную и обеспечивается принадлежности власти народу.

6. Принцип федерализма. Призван отражать всю многогранность территориальной, социальной и национальной организации жизнедеятельности общества, дифференцировать и конкретизировать возможности власти относительно специфики регионов и субъективного фактора, позволяет приблизить власть и процесс управления к проблемам общества и конкретного человека.

7. Принцип публичности. Этот принцип предполагает: а) доступность государственного управления для граждан; б) открытость функционирования органов государственного управления; в) общественный контроль за основными государственными процессами; г) судебный контроль за соблюдением конституционным прав и свобод граждан при осуществлении управленческих процессов.

На взгляд В.И. Кнорринга, принципы управления универсальны, обладают всеобщим характером и должны реализовываться на всех уровнях государственного управления, подлежат реализации при формировании любого управленческого решения. В.И. Кнорринг сформулировал следующие основные принципы государственного управления [4, с. 141]:

 принцип цели в государственном управлении. Цель – это направление движения, в результате которого определяется деятельность всех структур органов государственного управления, и в процессе осуществления этой деятельности корректирует поведение общества в соответствии с закрепленными нормами.
 принцип правой защищенности управленческого решения. Этот принцип требует от органов государственного управления знаний действующего законодательства и принятия управленческих решений в соответствии с нормативно-правовыми актами.
 принцип оптимизации управления. Данный принцип позволяет модернизировать систему государственного управления и повысить ее эффективность деятельности.
 принцип делегирования полномочий. Сутью данного принципа является переадресация части полномочий руководителя на компетентных сотрудников.
 принцип соответствия. Подразумевает собой целесообразность и соразмерность интеллектуальных и физических возможностей сотрудника занимаемой им должности.
 принцип автоматического замещения отсутствующего. При объективных причинах отсутствия сотрудника на рабочем месте его замещение должно осуществляться формально, на основании должностных регламентов или инструкций.
 принцип первого руководителя. Основывается на том, что весь контроль за выполнением важных заданий должен осуществлять первый руководитель.
 принцип обязательного повышения квалификации. Обучение сотрудников организации должно осуществляться не менее 1 раза в три года и заключается в повышении уровня теоретических знаний, совершенствовании практических навыков, что обусловлено систематическими изменениями, происходящими в обществе, и обуславливается повышением эффективности организационно-экономического развития предприятия.

В результате сравнения рассмотренных научных позиций Г.В. Атаманчука и В.И. Кнорринга можно прийти к выводу, что приведенные классификации не противоречат друг другу, а взаимодополняют.

В большой части вышеуказанные принципы в своем смысловом понятии тесно между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Данные принципы государственного управления обеспечивают эффективное функционирование всей системы, через распределение полномочий между ее субъектами. Неиспользование того или иного принципа приводит к негативным последствиям, что может привезти к дисбалансу всей системы и разобщения ее элементов. Для предотвращения этого необходимо совершенствовать правовую базу государственного управления и механизмы её реализации по практическому исполнению положений Конституции РФ [1], законов РФ, иных нормативно-правовых актов уполномоченными на то субъектами на федеральном и региональном уровнях.

Принципы государственного управления указывают на его основные базовые характеристики, которые помогают раскрыть содержание и значение самого государственного управления, анализировать его особенности, как одного из видов государственной деятельности.

Государственное управление базируется на объективных основах и принципах. Анри Файоль, как яркий представитель классического подхода в теории государственного управления, обоснованно утверждал, что для осуществления управленческой деятельности надо опираться на принципы, т.е. на признанные истины, считающиеся доказанными. В системе государственного управления принципы являются исходными положениями управленческой деятельности, они выработаны наукой и сформулированы государством. Это наиболее общие положения, определяющие требования к системе управления. Они имеют субъективный характер и способствуют эффективной деятельности всего управления. На принципах основывается система управления, и при их несоблюдении она или распадается, или теряет свою эффективность.

Участие общественности в принятии управленческих решений, должно стать одним из принципов системы государственного управления, относящихся к принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой системы. За счет такой социальной составляющей станет возможным переход к новому качественному уровню взаимоотношений между властью и обществом, что будет их способствовать многостороннему и эффективному взаимодействию, а также полной реализации цели государственного управления, которая закреплена в п. 1 ст. 7 Конституции РФ: «создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Рассмотренные подходы к классификации и систематизации принципов государственного управления, позволяют сделать вывод о том, что их необходимо исследовать и в дальнейшем для повышения эффективности деятельности государственного аппарата для оптимизации процессов жизнедеятельности общества и государства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-ое изд. – М.: Омега-Л, 2009. – 349 с.
  3. Габричидзе Б.Н. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 2015. № 12. С. 19-26.
  4. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. М.: Экзамен, 2005. – 414 с.
  5. Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. «Управление это наука и искусство» (сост. Г.Л. Подвойский). М.: Республика, 1992. 322 с.
  6. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юрист, 2019. – 399 с.