УДК 34

ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

№37,

Юридические науки

Хорозова Валерия Александровна


Научный руководитель: Биляев В.А.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ; КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ; РАССЛЕДОВАНИЕ; СЛЕДОВАТЕЛЬ; УГОЛОВНОЕ ДЕЛО; STATE DEFENSE ORDER; CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS OF CRIMES; INVESTIGATION; INVESTIGATOR; CRIMINAL CASE.


Аннотация: В статье анализируются особенности и сложности при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 201.1 УК РФ, через призму криминалистической характеристики этого состава. Даются рекомендации по осуществлению следственной деятельности.

Тенденции развития современной геополитической и экономической обстановки в мире, появление новых геополитических и военных угроз и конфликтов вынуждают государства увеличивать средства, выделяемые для обеспечения безопасности и обороноспособности, и Российская Федерация не является исключением. Основной формой реализации обеспечения государства вооружением и иными поставками является государственный оборонный заказ.

В то же время практика заключения и выполнения государственных оборонных контрактов указывает на значительный рост проблем в данной сфере. Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2018-2020 гг. выявлено свыше 90 тысяч нарушений закона в сфере закупок в рамках гособоронзаказа и возбуждена одна тысяча уголовных дел. Государству было возмещено более 27 млрд рублей ущерба. Также отмечено, что каждая шестая компания, которая выполняет государственный оборонный заказ, — это фирма-однодневка: под такое определение подпадают около 6 тысяч организаций из 42 тысяч [6].

В Федеральном законе от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [2] (далее – Закон) содержится следующее определение гособоронзаказа: это установленные нормативным правовым актом правительства нашей страны задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в соответствии с ее международными обязательствами.

Введение статьи 201.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] (далее — УК РФ) нельзя признать классической криминализацией: здесь произошла дифференциация уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях в зависимости от сферы деятельности, выделение в качестве объекта уголовно-правовой охраны правовых отношений, складывающихся в сфере выполнения гособоронзаказа [5].

Деяния лиц, выполняющих управленческие функции в головном исполнителе (исполнителе), квалифицируемые по ст. 201.1 УК РФ, могут выражаться (при наличии всех признаков состава) в нарушении:

1) режима использования отдельного банковского счета;
2) при принятии мер по исполнению контрактов;
3) при обеспечении поставок продукции в рамках гособоронзаказа в соответствии с положениями государственного контракта;
4) соответствия продукции установленным требованиям;
5) при предоставлении госзаказчику обоснований, необходимых для изменения цены государственного контракта.

В части 3 ст. 8 Закона содержится прямой запрет на совершение головным исполнителем (исполнителем) действий (бездействия), влекущих неправомерное завышение цены на продукцию по гособоронзаказу, частичное или полное неисполнение государственного контракта (пп. 1-3). Несоблюдение таких запретов может расцениваться как деяние, входящее в объективную сторону состава злоупотребления.

Стоит отметить, что как таковой статистической информации по данному составу не сформировано ввиду немногочисленной практики по ст. 201.1 УК РФ, однако имеется общая картина по служебным преступлениям: примерно 20% средств, выделенных на выполнение гособоронзаказа, включаются в коррупционные схемы и расходуются не по целевому назначению; нарушаются конкурсные процедуры; есть факты невыполнения предприятиями военно-промышленного комплекса обязательств по гособоронзаказу.

При исследовании данного вопроса ключевым моментом выступает выявление элементного состава криминалистической характеристики злоупотребления полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Вместе с этим каждый элемент должен быть важен для разработки методики раскрытия и расследования данного состава преступления, включать в себя сведения, криминалистически значимые для расследования, и отвечать требованиям типичности, содержать данные о признаках преступлений, а не других явлений.

Криминалистическая характеристика лиц, совершивших злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа, отличается от параметров преступников, которые совершают общеуголовные преступления. Типичное лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 201.1 УК РФ, можно охарактеризовать так: это мужчина в возрасте 45 лет, гражданин Российской Федерации, имеет высшее образование, не судим, состоит в браке, проживает в городе, владеет и руководит предприятием (либо осуществляет управленческие функции в организации) [4].

Местом совершения преступлений зачастую признается фактический адрес юридического либо физического лица. Именно в конкретной организации или по месту жительства, а также при осуществлении предпринимательской деятельности физическим лицом:

1) возникают и находят свое завершение все деяния по злоупотреблению полномочиями при выполнении гособоронзаказа;
2) создаются первичные учетные документы с заниженными (или завышенными) данными о произведенных операция, расходах;
3) оформляется и отсюда направляется в банк платежное поручение с умышленно искаженной суммой (либо такое поручение вообще не будет оформляться).

Время совершения преступления не ограничивается рамками астрономических характеристик: год, месяц и дата, а рассматривается во взаимосвязи и совокупности с иными элементами события. Особое внимание при этом стоит обратить на даты подписания (удостоверения) документов, в которых могут выражаться факты злоупотреблений полномочиями.

Условия, которые способствуют совершению преступлений, предусмотренных ст. 201.1 УК РФ, можно объединить в несколько групп.

1. Отсутствие в компании головного исполнителя документов о выполнении исполнителем (подрядчиком) работ, услуг и т.п. Так, например, согласно материалам уголовного дела №22-7013/2018, возбужденного следственным отделом по г.о. Химки по факту злоупотребления полномочиями при выполнении гособоронзаказа, у обвиняемого Р., являющегося руководителем организации (головным исполнителем), заключившего контракт по выполнению ГОЗ и осуществившего поставку продукции (военной амуниции), отсутствовали в компании документы о выполнении исполнителем (подрядчиком) работ [3].

2. Отсутствие производственной необходимости, осуществление действия для личного обогащения.

3. Зависимое положение служащих организации от ее руководителя.

Среди способов совершения преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями при выполнении гособоронзаказа, можно выделить следующие.

На этапе размещения гособоронзаказа используются конкурентные способы определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), как правило, путем проведения конкурсов и аукционов. Но могут совершаться действия, направленные на то, чтобы в конкурсе или аукционе победил конкретный поставщик (исполнитель, подрядчик), с которым ранее имел место преступный сговор, то есть аффилированные лица: предоставление информации о содержании заявок и окончательных предложений участников закупки, чтобы заинтересованное лицо могло заявить наименьшую цену и победить; указание невыполнимой или заведомо убыточной цены.

Законом установлены определенные требования к участникам размещения гособоронзаказа: наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта. Заинтересованный участник конкурса или аукциона может представить фиктивные документы, подтверждающие наличие у него таких возможностей. При этом заказчик может добросовестно заблуждаться относительно этих фактов или же состоять в преступном сговоре с заинтересованным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и принимать заведомо подложные документы.

Могут создаваться или реорганизовываться юридические лица, в том числе через подставных лиц, а также представляться в регистрирующий орган недостоверные данные, влекущие внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, и т.п.

На этапе выполнения государственного оборонного заказа поставщик (головной исполнитель, исполнитель) может:

— поставить некачественную продукцию (как правило, с представлением подложных документов, подтверждающих необходимое качество поставленной продукции, или подлинных документов, но от другой аналогичной продукции);
— выполнить работы ненадлежащим образом;
— оказать услуги ненадлежащего качества, причинив ущерб;
— добросовестно исполнить государственный контракт, что, однако, не влияет на квалификацию злоупотребления полномочиями при выполнении гособоронзаказа в случае наличия признаков преступления.

Итак, рассмотрев криминалистическую характеристику преступлений, предусмотренных ст. 201.1 УК РФ, следователь, имея общее представление о субъекте, месте, времени, условиях и способах совершения преступления, предусмотренного указанной статьей, может наиболее оперативно и эффективно расследовать эти преступления.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О государственном оборонном заказе» // Собрание законодательства РФ. 2012. №53 (часть I). Ст. 7600.
  3. Апелляционное постановление Московского областного суда от 20.11.2018 г. по делу №22-7013/2018. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 03.05.2022).
  4. Васютин С.А. Квалификация служебных преступлений по признакам субъекта // Служебные преступления: вопросы теории и практики правоприменения: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Хабаровск, 17 мая 2018 г.). Хабаровск, 2018. С. 41-44.
  5. Гладких В.И. Криминализация злоупотреблений при выполнении государственного оборонного заказа // Безопасность бизнеса. 2018. №4. С. 40-45.
  6. Интервью Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки // Коммерсантъ. 2020. 9 декабря.