ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

№7,

Педагогические науки

Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)
Романова Наталья Михайловна


Ключевые слова: РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ; ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ; ЭКОНОМИКА; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ; ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ; THE DEVELOPMENT OF THE LESSON; ECONOMIC DISCIPLINES; ECONOMICS; PEDAGOGICAL TECHNOLOGY; THE DESIGN OF THE CLASS; THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES.


Аннотация: Данная статья посвящена разработке занятий по экономическим дисциплинам в школе с применением педагогических технологий и рассмотрены особенности их проектирования. Показано, что от грамотной разработки занятий с использованием педагогических технологий зависит полноценное взаимодействие обучающихся с педагогом.

На сегодняшний день каждая образовательная организация и каждый педагог ищут наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности обучающихся и роста их успеваемости.

И для решения таких проблем может помочь использование педагогических технологий, которые можно рассматривать как оптимальное, специально организованное воздействие на обучающегося, от педагогически грамотной организации которого зависит полноценное взаимодействие обучающегося с окружающим миром [1].

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne — искусство, ремесло, наука и logos — понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материала [2]. В число существенных признаков технологий входят стандартизация, унификация процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям.

Педагогические технологии обучения являются системными категориями, структурными составляющими которых являются [3, с. 6]:
— цели обучения;
— содержание обучения;
— средства педагогического взаимодействия;
— организация учебного процесса;
— обучающийся, педагог;
— результат деятельности.

Эффективность обучения и уровень подготовки у любой дисциплины находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «преподаватель-обучающийся». И экономические дисциплины в этом не исключение. Нельзя ничем заменить атмосферу творчества, которая возникает при непосредственном общении педагога и обучающегося [4].

В учебной практике преподавания экономическим дисциплинам есть основные формы учебного процесса, которыми являются:
— лекционные занятия;
— семинарские занятия;
— практические занятия.

Ни одну из этих форм нельзя признать универсальной, которая будет способна заменить другую. Все эти формы учебного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом, взаимообусловленности и логической последовательности. И методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую, где в каждой методике есть свои особенности и критерии преподавания, которые необходимо соблюдать в своей преподавательской деятельности.

Для того чтобы разработать занятие по экономической дисциплине, необходимо изначально знать саму структуру педагогического проектирования занятия. Под педагогическим проектированием мы понимаем деятельность предварительной разработки системы взаимодействия педагога и обучающегося, которая направлена на освоение (овладение) учебным материалом в соответствии с поставленной целью [5].

Педагогическое проектирование является одной из функций педагога, на которое отводится примерно не менее одной четверти рабочего времени, предназначенного для профессиональной деятельности. Данную функцию можно выделить как особый вид деятельности, которая требует специальные навыки и умения выполнения, поскольку данная деятельность осуществляется в понятийно-описательной форме устного или письменного характера.

Педагогическое проектирование выполняют в три этапа:
— моделирование;
— проектирование;
— конструирование.

Первый этап – моделирование занятия – определение основных его параметров. Осуществляется выбор технологической идеи, постановка цели занятия, определение его типа и вида. Другими словами происходит выбор идей, отображающих общее представление педагога о хорошем современном занятии, которое он хочет воплотить на практике. Данный этап можно охарактеризовать как мысленный или устный, потому что педагог лишь «прорисовывает» занятие в общих чертах, смутно представляя его детали.

Второй этап – проектирование занятия – решение вопроса: с помощью чего будут достигаться поставленные цели. Формируется педагогическая структура: исходя из цели, ставятся задачи занятия; отбираются средства обучения; определяются формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая, парная, др.); подбирается материал, который на следующем этапе сформируется в технологию.

Третий этап – конструирование занятия – создание технологии обучения как процесса освоения учебного материала, то есть построение последовательности действий педагога и обучающихся, с помощью чего будет достигнута цель занятия. Это конспекты занятий, сценарии, планы, методические разработки и так далее.

Любой педагог проходит путь проектирования, разработки занятия, проделывая все необходимые операции, мысленно выстраивая, а затем и фиксируя свою предстоящую деятельность на занятии. Можно отметить, что от точности и полноты предварительной проработки технологии занятия будет зависеть уверенность педагога. Он будет чувствовать себя комфортнее, и допускать меньше ошибок, нежели неподготовленный преподаватель.

Авторами работы в процессе преподавания экономическим дисциплинам разрабатывались свои занятия с применением педагогических технологий. Разработка занятий производилась на основе педагогического планирования в следующей последовательности:

1. Какую тему предстоит освещать на занятии и сколько времени на нее отведено. Исходя из сложности, объема или особенностей темы будут формироваться следующие этапы.

2. Постановка цели — чего необходимо добиться при проведении данного занятия. Выбор формы учебного процесса (лекционное, семинарское или практическое занятие).

3. Формирование задач и подбор современной педагогической технологии. Выбор технологии осуществлялся посредством следующих критериев:
— исходя из интересов обучающихся. Необходимо учитывать характеристику учеников, какой вид деятельности на уроке они предпочли бы больше всего;
— опора на развитие каких качеств личности учеников будет сделана на данном занятии (например, если цель заключается в развитии коммуникативных умений и навыков мыслительной деятельности, то выбор падет на обучение в сотрудничестве или проектные методы обучения);
— какая форма учебного процесса была выбрана на предыдущем этапе. Не все современные педагогические технологии подходят к любой форме учебного процесса. Одни технологии предназначены только для практических или семинарских занятий, вторые больше подходят только для лекционных, третьи можно использовать на любой форме занятия и так далее. Необходимо учитывать специфику их реализации.

4. Подбор материала. Если формой занятия была выбрана лекционная, то материал подбирался исходя из специфики подготовки учеников, которым предстоит сдавать ЕГЭ, где основу материала составлял справочник, в котором прописаны необходимые знания для предстоящего экзамена. Остальная информация являлась дополняющей, для разъяснения имеющегося материала. Если форма занятия практическая или семинарская, то происходил подбор заданий, основываясь на выбранной современной педагогической технологии и также на специфике подготовки учеников.

5. Данный пункт необходим, если выбрано лекционное занятие. Встает вопрос, каким образом будет происходить закрепление изучаемого материала. Задания для закрепления подбирались на основе выбранной современной педагогической технологии (например, если выбрана игровая технология, то можно выбрать кроссворд, филворд, викторину и другое; если выбрана технология развития критического мышления, то можно использовать методические приемы, среди которых составление кластера, «корзина идей», «круги по воде» и другие).

6. Построение последовательности действий. Происходило по структуре, выбранной современной педагогической технологии, так как каждая технологии имеет свои особенности в проектировании занятия, свою модель его построения и проведения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке занятий по экономическим дисциплинам, особенно с применением современных педагогических технологий, необходимо руководствоваться знаниями о педагогическом планировании и знаниями о педагогических технологиях и их особенностях в разработке.


Список литературы

  1. Викулина, М.А. Исторические основы технологического подхода в педагогике // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 80-83.
  2. Причины и история возникновения педагогической технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/12_18513_prichini-i-istoriya-vozniknoveniya-pedagogicheskoy-tehnologii.html (дата обращения: 14.05.2017 г.).
  3. Русакова, Г.Н. Современные педагогические технологии: сборник материалов. // Г.Н. Русакова – Екатеринбург: Екатеринбургский энерготехникум, 2014. – 60 с.
  4. Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1611280983/lekcii.50.pdf (дата обращения: 16.05.2017 г.).
  5. Педагогическое проектирование урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://school88.ru/content/disc/disc1/books/bezrukova_5_2004/3.htm (дата обращения: 16.05.2017 г.).
  6. Осадчий Э.А., Корноухова Т.В. Особенности анализа некоммерческой организации на примере деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №57 «Веснянка» // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. Елабуга: Асадуллина, 2015. С. 130-132.