УДК 34

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДЕПОРТАЦИИ

№37,

Юридические науки

Лобанов Владислав Дмитриевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ; ДЕПОРТАЦИЯ; ИНОСТРАННЫЕ ЛИЦА; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ; ADMINISTRATIVE EXPULSION; DEPORTATION; FOREIGN PERSONS; STATELESS PERSONS; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT; COERCIVE MEASURES.


Аннотация: В настоящей публикации автором проведен сравнительный анализ таких мер, как принуждение и административное выдворение, применяемые в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В процессе сравнения выявлены как общие признаки, так и отличающиеся особенности.

Необходимо исследовать также вопрос, имеющий определенную проблематику. Так, всегда возникают трудности и определенные противоречия при соотношении таких дефиниций, как «административное выдворение» и «депортация». Обратимся к положениям международного публичного права, в содержании которого под депортацией понимается принудительная высылка лица за пределы государства в сопровождении конвоя [5, с. 47].

В действующем российском законодательстве понятие депортации содержится в ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2]. Так, депортация трактуется как принудительная высылка иностранца за пределы Российской Федерации в случае, когда он утратил или прекратил законные основания для его нахождения в будущем и проживания на территории государства.

К числу случаев, когда возможно применение депортации, относится отказ иностранцу в удовлетворении его ходатайства о признании беженцем, сокращение срока его пребывания на территории РФ, истечение указанного срока. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства отбыл уголовное наказание в уголовно-исправительном учреждении или же принято решение о нежелательности его пребывания на территории государства в связи с наличием угрозы безопасности общества или здоровью населения, то также имеются основания для депортации этого лица. Таким образом, применение депортации возможно в таких ситуациях:

— аннулирование разрешения на временное проживание, вида на жительство, если после этого по истечению пятнадцати дней иностранный гражданин или лицо без гражданства не покинуло территории Российской Федерации;
— по результатам медицинских исследований у иностранного гражданина или лица без гражданства подтверждено наличие вируса иммунодефицита человека;
— сокращение времени проживания или временного пребывания иностранца на территории Российской Федерации, после чего он по истечении трех дней не покинул ее границы;
— отказ в рассмотрении ходатайства о признании иностранного гражданина и членов его семьи беженцами, утрата или ликвидация статуса беженца или временного убежища;
— аннулирование статуса беженца или временного убежища в связи с тем, что иностранец или лицо без гражданства совершило преступление на территории РФ. Лишение статуса беженца или временного убежища в таком случае происходит после того, как иностранный гражданин или лицо без гражданства отбыли уголовное наказание, если иное не предусмотрено положениями международных договоров, одной из сторон которого является Российская Федерация;
— компетентными органами и должностными лицами Российской Федерации было принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории всего государства или отдельного взятого субъекта [7].

К числу особенностей депортации относятся:

1. Специальные субъекты, в отношении которых она применяется – иностранные граждане и лица без гражданства;
2. Депортация – это не один из видов административного наказания;
3. Ее осуществление реализуется в соответствии с решением, принятым компетентным органом исполнительной власти. Данный акт является индивидуально-определенным, принимаемым в отношении одного иностранного гражданина или лица без гражданства;
4. Депортация может быть применена не только за неправомерное поведение – основанием может также послужить правомерное поведение, внешне проявляющееся как в действии, так и в бездействии.

Некоторыми исследователями подтверждается тождественность дефиниций «административное выдворение» и «депортация». Данный вывод делается на основании исследования их сущности и правовой природы. Не представляется возможным согласиться с данной позицией, так как представляется возможным разграничивать данные категории по нескольким критериям, поэтому ошибочно данные дефиниции отождествлять.

Схожесть данных мер состоит в том, что их результатом является удаление иностранного гражданина или лица без гражданства с территории Российской Федерации. Но различие состоит в основании применения указанных мер: в случае с административным выдворением – это нормы КоАП РФ [1], а при депортации – нормы федерального законодательства.

Что касается процедуры осуществления этих мер, то мнения ученых также расходятся. Так, Я.Б. Жолобов считает, что процедура депортации и административного выдворения идентичны, ведь осуществляются в принудительном порядке [4, с. 32]. В противовес ему, А.В. Степанов отмечает, что процедура депортации не установлена законодателем, поэтому сравнивать ее с административным выдворением не логично [6, с. 21].

Справедливо будет полагать, что процедуры реализации административного выдворения и депортации имеют существенные различия, в том числе исходя и из оснований их применения. Указанные различия в порядке достижения единой цели позволят в будущем не отождествлять эти дефиниции.

Итак, основные отличия анализируемых понятий состоят в следующем. Административное выдворение применяется на основании норм КоАП РФ, а депортация – на основании нормативно-правовых актов, в частности федеральных законов.

По такому критерию, как форма государственного принуждения, разграничение между административным выдворением и депортацией происходит в следующем. Административное выдворение является административным наказанием, которое применяется к иностранцам и лицам без гражданства. Депортация же является мерой государственного принуждения, которая нацелена на ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [3, с. 26].

Назначение административного выдворения возможно судьей или должностными лицами пограничных служб, в то время как назначение депортации относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти. Исполнение решения о назначении административного выдворения производится Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ, Министерством внутренних дел, пограничными органами Федеральной службы безопасности РФ, без сопровождении конвоя. Исполнение решения о депортации осуществляется Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел, в сопровождении конвоя.

Также различны основания их применения: административное выдворение осуществляется за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ; депортация назначается и осуществляется за правомерное или неправомерное деяние (действие или бездействие), перечень которых установлен федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что и ранее учеными предпринималась попытка систематизировать понятия «административное выдворение» и «депортация», однако каждый брал за основу те или иные различающиеся признаки, не аккумулируя в то же время схожие аспекты данных институтов.

Изучение проблемы разграничения понятий «административная ответственность» и «депортация» в очередной раз подчеркивает, что современное миграционное законодательство Российской Федерации требует реформирования, поскольку концептуальные проблемы данной отрасли права, в том числе пробелы и коллизии, смешение понятий, затрудняют практическое применение нормативных актов.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.
  3. Аванесова А.А. Проблемы соблюдения прав человека при административном выдворении / А.А.Аванесова // Миграционное право. — 2013. — № 3. — С. 23-27.
  4. Жолобов Я.Б. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы и пути их решения / Я.Б. Жолобов // Судья. —2015. — № 6. — С. 30-33.
  5. Костыря А. С. Административное выдворение, депортация и реадмиссия: сравнительно-правовой анализ // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2017. — № 2. – С. 44-49.
  6. Степанов А.В. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, направления противодействия / А.В. Степанов // Административное право и процесс. — 2013. — № 8. — С. 18-22.
  7. Чернышёв К.И. Административное выдворение и депортация: юридическая природа и целевая направленность санкций /К.И. Чернышёв // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2015. — Т. 3, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru