УДК 34

ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ КАК НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОГО В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

№37,

Юридические науки

Лобанов Владислав Дмитриевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ; ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; ADMINISTRATIVE EXPULSION; FOREIGN CITIZENS; STATELESS PERSONS; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы особенности назначения, а также исполнения такого административного наказания, как выдворение, применяемое в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства.

В настоящее время законодателем предусмотрены права и обязанности для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации. Для данной категории лиц предполагается, что они должны знать основы действующего в Российской Федерации законодательства, соблюдать их во время нахождения на территории государства.

Но не всегда иностранцы и лица без гражданства ведут себя правомерно, а допускают своими действиями совершение различного рода нарушений. В связи с этим правоприменитель обязан применить к правонарушителям некие меры правового реагирования с целью обеспечения безопасности как общества, так и всего государства в целом. Следовательно, большое значение в обеспечении правил нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации отдается мерам ответственности за нарушение норм действующего законодательства.

Наиболее распространенной мерой административной ответственности, назначаемой иностранным гражданам и лицам без гражданства, является их административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Приоритет административному выдворению среди других мер административного наказания отдается в связи с тем, что ее эффективность подтверждена статистическими данными правоприменительной практики за последнее десятилетие. При помощи данной меры наказания достигается правопорядок в миграционной сфере. Административное выдворение позволяет также предотвратить совершение новых административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства [7, с. 22].

Такая мера административного наказания, как выдворение за территорию Российской Федерации, применяется только в отношении специальных субъектов иностранных граждан и лиц без гражданства. Ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ [1] устанавливает сущность и особенности административного выдворения. В соответствии с указанной законодательной нормой, выдворение из территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в их перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы государства. В отдельных случаях, указанных в законодательстве, выдворение может заключаться в самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из территории государства под контролем компетентных государственных органов.

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации установлен в ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Назначение административного выдворения отнесено к компетенции исключительно специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, имеющих право назначать административные наказания, содержится в КоАП РФ.

Подробным образом законодателем регламентированы случаи, при наступлении которых возможно применение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства административного выдворения. Это допустимо, когда:

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства осуществляет на территории Российской Федерации трудовую деятельность без специального разрешения;
2. Иностранным гражданином или лицом без гражданства допущено нарушение правил при пересечении Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через нее, а также в обратном направлении;
3. Иностранным гражданином или лицом без гражданства нарушены правила въезда на территорию страны, режим проживания или пребывания в ней;
4. Совершение других нарушений, содержащихся в КоАП РФ [8, с. 46].

Среди теоретиков распространено мнение, что административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации может быть произведено только за счет его личных денежных средств, а если денежные средства у него отсутствуют или нет возможности установить пригласившую его сторону, то за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства, выделяемые из средств федерального бюджета на осуществление процедуры административного выдворения, могут быть израсходованы на покупку билетов на какой-либо вид транспорта, удостоверяющих право выдворяемого на проезд, а также на содержание такого лица, пока не будет исполнено решение об административном выдворении.

В ныне действующем законодательстве особое внимание уделено вопросам содержания иностранных лиц и лиц без гражданства до исполнения решения суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации. Лица, подлежащие выдворению, содержатся в отдельных помещениях органов внутренних дел или в специальном учреждении.

Действующие нормативно-правовые акты очень подробно регламентируют деятельность таких учреждений. Приказ Федеральной миграционной службы от 02 июня 2015 г. № 286 «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» [2] члены общественных комиссий имеют право посещать специализированные учреждения только при предварительном согласовании с администрацией этого учреждения. В данном приказе также раскрыты вопросы процедуры получения интервью, проведения фото- и видеосъемок с участием иностранных граждан или лиц без гражданства [9, с. 122].

Административное выдворение нацелено на фактическое доставление иностранного гражданина или лица без гражданства за границу Российской Федерации. Последствием выдворения также выступает запрет на въезд на территорию Российской Федерации для лица, которое ему подверглось, на ближайшие пять лет. Запрет на въезд не связан с тем, на законных основаниях или же незаконно выдворенное лицо пытается попасть на территорию РФ. Применение в отношении иностранца или лица без гражданства административного выдворения является также препятствием для получения гражданства РФ в будущем или осуществления деятельности с целью получения прибыли на территории нашего государства.

Принятие решения об административном выдворении осуществляется судебной инстанцией. В случае, когда иностранным гражданином или лицом без гражданства совершено административное правонарушение в момент въезда на территорию РФ, исчерпывающий перечень которых предусмотрен КоАП РФ, рассмотрение материалов дела по данному нарушению будет осуществляться специально уполномоченными должностными лицами Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

В качестве дополнительного наказания административное выдворение может быть назначено за совершение 25 составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. По 14 составам административных правонарушений административное выдворение может быть назначено как основной вид административного наказания. Следовательно, намечается тенденция расширения законодательства об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заключенные Российской Федерацией международные соглашения являются основанием для отмены вынесенных постановлений по делам об административном выдворении.

Например, выдворение В.В. Ананьева было отменено вышестоящим судом на основании того, что на территории, куда должно быть осуществлено выдворение, происходил вооруженный конфликт, а это свидетельствует о наличии угрозы его жизни и здоровью и нарушении ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [5].

Не редко происходит отмена назначенного выдворения и на основании нарушения ст. 8 Конвенции о защите прав и основных свобод. Анализ судебной практики показал, что часто отменяют судебные решения и назначении административного выдворения на основании жизненных ситуаций, но однако влекущих нарушение международных обязательств Российской Федерации.

Например, по делу В. Лу было назначено дополнительное наказание в виде административного выдворения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. Данное решение было отменено Верховным Судом РФ на основании ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Судебные инстанции, отменяя решения нижестоящих инстанций, применяют нормы международных актов, которые хоть и не составляют часть российского законодательства, но все же используются в нем. Но очевиден тот факт, что не каждый иностранный гражданин сумеет правильно реализовать предоставленное ему право на судебную защиту, а тем более обратиться в международные судебные инстанции [4].

Согласно указаниям Пленума Верховного Суда РФ от 17 июля 2015 года № 5-АД15-18 суды при назначении наказания в виде административного выдворения обязаны исходить из принципа соразмерности их назначения.

Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П [3] отмечено, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но … не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, заключаемого в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Итак, несмотря на принятые Российской Федерацией международные обязательства и позиции высших судебных инстанций, становится очевидным, что трудности их исполнения обусловлены тем, что дополнительное наказание назначается в обязательном порядке, а также суды лишены законодательных ориентиров внутреннего права для точной дифференциации возможного назначения административного выдворения [6, с. 74].

Законодательные положения, содержащиеся в ст. 3.10 КоАП РФ, с обязательным учетом международного законодательства и судебной практики, должны быть скорректированы с указанием случаев, когда выдворение не может быть назначено, не учитывая случай, указанный в ч. 3 этой статьи, на основании которой не допустимо выдворение военнослужащего – иностранного гражданина.

Важно особо подчеркнуть, что на современном этапе назрела необходимость внесения изменений в действующие нормативные акты, регламентирующие миграционные отношения на территории России, и приведения их к единообразию, поскольку различия в толковании понятий, которые, в частности, рассматривались в данной работе, ведут к искажению токования закона и, как следствие, к неверному применению норм права, что является совершенно недопустимым в правовом государстве, которым является Российская Федерация.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Приказ Федеральной миграционной службы от 02 июня 2015 г. № 286 «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных лиц и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // СПС «Гарант».
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» // СПС «Гарант»
  4. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 5-АД14-19 // Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  5. Постановления Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 56-АД17-15 // Электронный ресурс «Судебные и нормативные акты РФ».
  6. Дмитриев К. И. Реализация международных обязательств в России в разрезе практики назначения административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации // Современная наука. – 2017. — № 1-3. – Том 8. – С. 71-76.
  7. Князева И. Н., Устинова М. А. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы правоприменения // Правопорядок: история, теория, практика. – 2016. — № 3 (10). – С. 21-27.
  8. Панкова О. В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: вопросы правоприменения // Судья. – 2015. — № 11. – С. 44-48.
  9. Понежин М. Ю., Понежина Л. Ю. Некоторые вопросы удаления с территории Российской Федерации иностранных граждан // Юрист-Правовед. – 2017. — № 4 (83). – С. 121-125.