УДК 34

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

№37,

Юридические науки

Брылёва Виктория Андреевна


Научный руководитель: Сторожук Р.П., кандидат политических наук, доцент кафедры управления.


Ключевые слова: ПОЛИЦИЯ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ; КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ; БОЕВАЯ ОБСТАНОВКА; ПРАВОВОЙ РЕЖИМ; ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; POLICE; ADMINISTRATIVE LAW; MARTIAL LAW; STATE OF EMERGENCY; EMERGENCY SITUATION; COUNTER-TERRORIST OPERATION; NATIONAL SECURITY; EMERGENCY LEGISLATION; MARTIAL LAW REGIME; COMBAT SITUATION; LEGAL REGIME; STATE OF EMERGENCY; FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITY.


Аннотация: Рассмотрены актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности через призму административно-правовых аспектов режима военного положения в соотношении с иными специальными административно-правовыми режимами чрезвычайного характера.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что правовое регулирование режима военного положения имеет большое значение для современной России в связи с напряженной обстановкой в мире. Раскрывается понятие военного положения, говорится о схожести терминов «военное положение» и «боевая обстановка». Указываются основные отличия режима военного положения от режима чрезвычайного положения. Определяются условия и цели введения административно-правового режима военного положения.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ указом Президента РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии (см.: ФКЗ от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ).

Напряженная политическая обстановка, складывающаяся в настоящее время вокруг Российской Федерации, обуславливает значимость рассмотрения возможности возникновения угроз разнообразных вооруженных столкновений, а следовательно, и необходимость разрешения проблем административно-правового регулирования различных специальных режимов, в первую очередь режима военного положения, который служит важным фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации[3].

Прежде всего, определим, что представляет собой военное положение. Понятие военного положения содержится в Федеральном конституционном законе о военном положении, в котором «под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии» [1].

Это понятие также содержит Федеральный закон «Об обороне» (разд. V) [2], однако в нем не раскрывается данный административно-правовой институт в полной мере. В научной литературе понятие «военное положение» трактуется как «правовой режим, который вводится на территории Российской Федерации по указу президента с целью обеспечения безопасности конституционного строя, отражения угрозы или предотвращения ее наступления» [3, с. 84].

Независимо от того, было ли объявлено военное положение или нет, в любом случае складывается боевая обстановка, идет ли речь о вооруженном нападении иностранного государства или военных действиях внутри государства (вооруженном конфликте немеждународного характера).

Военное положение – это правовой режим, который вводится на территории Российской Федерации по указу президента с целью обеспечения безопасности конституционного строя, отражения угрозы или предотвращения ее наступления.

Указ о введении военного положения устанавливает специальный административно-правовой режим на конкретно-определенной территории, в рамках которого предусматривается временное ограничение установленных конституционных прав граждан, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок функционирование органов государственной и муниципальной власти [2, с. 85].

В соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, основанием для введения Президентом России военного положения на ее территории или в отдельных ее местностях является агрессия против нее или непосредственная угроза такой агрессии.

Как следует из ст. 87 Конституции РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против России, независимо от объявления иностранным государством либо группой государств войны, признаются:

— вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на российскую территорию;
— бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории России или применение любого оружия иностранным государством против нее, а также блокада портов или берегов России;
— нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы РФ или другие войска;
— действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России; засылка иностранным государством вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России, которые равносильны вышеуказанным указанным актам агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения [1].

В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности[2].

Военное положение, введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими.

В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств-участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан [4].

Военное положение на территории России может вводиться при наличии агрессии или ее угрозы со стороны иностранного государства либо группы государств, что, по своей сущности, является внешней угрозой.

В отличие от режима военного положения, чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России, которая возникла или может возникнуть внутри государства, другими словами, внутренняя угроза, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Также, это могут быть ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ [5].

Из вышесказанного следует, что режим военного положения в России является специальным административно-правовым режимом, который вводится на основании указа Главы государства лишь при внешней агрессии или ее угрозе и сопровождается ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина и возложением дополнительных обязанностей на государственные органы, организации и граждан, что отличает его от иных специальных административно-правовых режимов. Обеспечение режима военного положения законодателем возложено на федеральные и региональные органы исполнительной власти, которые (в случае его введения) функционируют в особом режиме. Однако, несмотря на то, что наибольшими полномочиями обладает Президент РФ, в период действия режима военного положения Главу государства следует наделить дополнительными законотворческими функциями по различным вопросам реализации военного положения [3].

Существенным пробелом федерального законодательства о военном положения является отсутствие в нем закрепления полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в период действия военного положения. Их подробная регламентация способствовала бы урегулированию координационной функции главы субъекта РФ. Недостаточно освещены законодателем и механизмы функционирования органов прокуратуры и Следственного комитета в условиях военного положения.

Выводы.

Представляется необходимым совершенствовать административно-процессуальное законодательство, связанное с судебным контролем дел об административных правонарушениях в условиях военного положения. На наш взгляд, совершенствование законодательства о военном положении в части ликвидации правовых пробелов в области организации, деятельности и полномочий органов исполнительной и судебной власти, прокуратуры и Следственного комитета должно основываться на принципе целесообразности и проводиться заблаговременно до наступления экстренной ситуации.


Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении»
  2. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (последняя редакция от 03.05.2022
  3. Куракин А.В. Понятие механизма административно-правового регулирования в обеспечении общественного порядка // Государственная служба и кадры. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mehanizma-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-v-obespechenii-obschestvennogo-poryadka (дата обращения:03.05.2022
  4. Константинов Алексей Владимирович, Файзулин Евгений Ринатович Административно-правовые аспекты режима военного положения в России: актуальные вопросы и тенденции // International scientific review. 2016. №5 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovye-aspekty-rezhima-voennogo-polozheniya-v-rossii-aktualnye-voprosy-i-tendentsii (дата обращения: 03.05.2022
  5. Гасаналиев А.Ш.К вопросу об административно-правовом режиме военного положения // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-administrativno-pravovom-rezhime-voennogo-polozheniya (дата обращения: 03.05.2022).