УДК 34

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО «МЯГКОГО ПРАВА» В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РФ.

№36,

Юридические науки

Кобзева Ангелина Сергеевна


Ключевые слова: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА; МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ИМПЛЕМЕТАЦИЯ; НОРМОТВОРЧЕСТВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ «МЯГКОЕ ПРАВО»; HUMAN RIGHTS; INTERNATIONAL LAW; IMPLEMENTATION; RULEMAKING; INTERNATIONAL «SOFT LAW».


Аннотация: Дан правовой анализ влияния международного «мягкого» права в сфере прав человека: имплементация в правовой системе РФ.

Одной из характерных особенностей современной международной нормативной системы является устойчивая связь международного права с международными нормами и обязательствами, не обладающими юридической силой.

К ним относятся, в частности, международные акты, условно обозначаемые термином международное «мягкое право». Они играют значимую роль в развитии международного права и международной правовой системы в целом, способствуют регулированию поведения и отношений участников международного общения наряду с международным правом и в периоды замедления его развития.


Институт международных стандартов в области прав человека явился результатом международного сотрудничества государств, которое наиболее активно начало развиваться только после Второй мировой войны в рамках функционирования ООН в направлении выработки базовых международных норм и принципов в области закрепления, реализации и защиты прав человека. В основном стандарты устанавливались посредством заключения международных договоров, которые налагали обязательства, имеющие юридическую силу для государств. Параллельно международное сообщество приняло много документов, направленных на содействие соблюдению прав человека и их защиту. Эти документы относятся к так называемому «мягкому праву», так как они содержат лишь рекомендации для государств [5].

Взаимовлияние международного «мягкого права» и международного права проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в рамках отдельных государств, включая Российскую Федерацию. Использование международных актов различной природы приводит к более широкому взаимодействию национальной правовой и международной нормативной систем [3].

Одной из причин учета международного «мягкого права» служит опыт имплементации общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, следует определить, находится ли использование международного «мягкого права» в русле национально-правовой имплементации международного права или носит самостоятельный характер.

Будучи специфическим регулятором, международное «мягкое право» не ограничивается вспомогательной ролью по отношению к правовым нормам. Деятельность международных межправительственных организаций, интенсифицирующих процесс международного нормотворчества, способствует развитию массива международных неправовых актов, требующих самостоятельного изучения их действия и реализации, в том числе в российской правовой системе.

Нормы международного «мягкого права» находятся в некоторой связи с международной правовой системой. Исходя из данного определения выявлены основные признаки международного «мягкого права»:

1) цель создания;
2) субъект создания;
3) характер правил поведения;
4) внутренняя организация;
5) обособленность от системы международного права;
6) особенности действия и обеспечения реализации. К источникам международного «мягкого права» отнесены рекомендации международных организаций и их органов, в том числе рекомендации специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, отдельные решения международных конференций.

В силу сложности и многоаспектности такого правового явления, как международные стандарты, в области прав человека появляется проблема двоякости не только их восприятия различными государствами, но и последующей реализации. В данной ситуации можно сделать вывод о том, что формирование института прав человека шло под влиянием европейской традиции и европейских ценностей, при этом не учитывались особенности культурно-исторического и нравственно-духовного развития других государств, которые при имплементации рассматриваемых норм сталкиваются с подобной проблемой и вынуждены коррелировать международные нормы с учетом национальных особенностей [6].

Международные стандарты в области прав человека должны предусматривать плюрализм восприятия, интерпретации способов “встраивания” в разные культуры, которые несхожи по своим традициям и ценностям».

Тем самым должна обеспечиваться гибкость встраивания международных стандартов в области прав человека в национальные правовые системы с учетом национальной специфики, но при этом должна, конечно же, достигаться конечная цель выработки данных стандартов.

В процессе восприятия принципа приоритета прав и свобод человека государства в конечном итоге должны обеспечивать ценностное верховенство и незыблемость прав и свобод во всех проявлениях государственно-правовой деятельности.

В мировом масштабе это весьма сложная задача, по данной причине все государства должны прикладывать усилия к выработке оптимальных решений при разрешении проблемных вопросов при обеспечении реализации приоритета прав человека как на международном, так на национальном уровнях [7].

Участие судов в имплементации международных неюридических норм наиболее значительно. Хотя в Федеральном конституционном законе от 31 декабря № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» говорится о применении судами только общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 3), в практике всех видов судов сложились свои подходы и к нормам «мягкого» права. В научной литературе высказываются предложения о том, что для их введения в состав правовой системы государство вправе принять акт инкорпорации, в результате чего они становятся обязательными для субъектов национального права.

Несмотря на то, что национальный опыт стран – участниц ЕС отличается друг от друга с точки зрения структуры управления и его правовой основы, т.е. действующего законодательства, борьба с распространением COVID-19 требует оперативности принятия экстренных решений, гибкости и открытости, чему способствуют инструменты «мягкого права».

С точки зрения исследователей, обращение Евросоюза и государств – членов ЕС к «мягкому праву» в период пандемии обусловлено тем, что «мягкое право» [6]:

1) толкуется широко и охватывает различные инструменты, используемые публичными органами при реализации политики, направленной на формирование и регулирование поведения отдельных лиц, предприятий и/или других частных и государственных учреждений без обращения к законодательству, традиционно применяемому в публичной сфере;
2) содержит «отголоски» законотворчества и черты нормативности;
3) учитывает сложность управления, имеет множество «законодателей» («игроков»), целей и областей применения;
4) обладает гибким инструментарием, институциональной открытостью, дает возможность принятия мер в сжатые сроки;
5) повышает устойчивость современных правовых систем, что отражается на росте доверия граждан к закону и публичным институтам.

Выводы. Тенденция к всемерному закреплению и обеспечению прав человека прослеживается не только на универсальном международном уровне, но и на региональном, поскольку государства в рамках региональных межгосударственных объединений также определяют рассматриваемый принцип в числе приоритетных, закрепляя его в качестве вектора дальнейшего взаимодействия.


Список литературы

  1. Марочкин С.Ю. Международное «Мягкое» право в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. №6 (198). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-myagkoe-pravo-v-pravovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.04.2022).
  2. Халафян Р. М. Концепция международного «мягкогоправа» вмеждународноправовой доктрине // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2. С. 35-38.
  3. Марочкин С. Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации /С.Ю.Марочкин М., 2011. С. 254-255.
  4. Международно-правовые стандарты в области прав человека и их реализация: теория и практика применения / Л.В. Ульяшина. – Вильнюс : ЕГУ, 2013. — 402 с
  5. Рожкова Н.А. К юбилею Всеобщей Декларации прав человека: всеобщая декларация прав человека как часть международно-правовых стандартов прав человека // Международное право и международные организации. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-yubileyu-vseobschey-deklaratsii-prav-cheloveka-vseobschaya-deklaratsiya-prav-cheloveka-kak-chast-mezhdunarodno-pravovyh-standartov(дата обращения: 30.04.2022).
  6. Мишальченко Ю.В. Роль европейского суда по правам человека по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-evropeyskogo-suda-po-pravam-cheloveka-po-zaschite-prav-i-zakonnyh-interesov-grazhdan-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.04.2022).
  7. Косолапов М.Ф. Тенденции формирования правовой политики российского государства в сфере имплементации актов «мягкого права» // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-formirovaniya-pravovoy-politiki-rossiyskogo-gosudarstva-v-sfere-implementatsii-aktov-myagkogo-prava (дата обращения: 30.04.2022).
  8. Алфёрова Е.В. «Мягкое право» На защите от Сovid-19 : сравнительные подходы в национальном правовом регулировании пандемии государствами — членами европейского союза // АПЕ. 2022. №1 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkoe-pravo-na-zaschite-ot-covid-19-sravnitelnye-podhody-v-natsionalnom-pravovom-regulirovanii-pandemii-gosudarstvami-chlenami (дата обращения: 30.04.2022).