УДК 1

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

№36,

Психологические науки

Гулай Алина Михайловна


Ключевые слова: СОЦИАЛИЗАЦИЯ; ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ; МУЛЬТИФОРМАТНОСТЬ; ИНТЕРАКТИВНОЕ СОАВТОРСТВО; ЦИФРОВАЯ МОЛОДЕЖЬ; КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ; ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ; SOCIALIZATION; GAME REALIZATION; MULTI-FORMAT; INTERACTIVE CO-AUTHORSHIP; DIGITAL YOUTH; COMMUNICATION PROCESSES; VALUE ORIENTATIONS.


Аннотация: В статье раскрываются основные особенности ценностно-смысловой сферы современной молодежи. Статья посвящена трансформации ценностных ориентиров молодежи под влиянием информационно-коммуникационной среды. Акцентируется проблема двойственного воздействия информационно-коммуникационной среды на духовно-нравственное становление цифрового поколения: с одной стороны, молодежь получает широкие возможности для саморазвития и самореализации, с другой – масштабность негативного влияния медиа существенно искажает традиционные общечеловеческие ценности, составляющие духовную основу личности.

Актуальность исследования. Проблема трансформации ценностных ориентаций современной молодежи является достаточно актуальной в настоящее время. Сейчас уже никто не сомневается, что судьба страны во многом зависит от того, какие нравственные принципы, образы поведения и мышления будут складываться в молодежной среде. Определенно важно, в какой мере молодое поколение сможет впитать опыт культуры, воспринять живую традицию народа, стать полноценным носителем и субъектом цивилизационного наследия российского общества

Процессы социализации и самореализации актуализируются в течение жизни современного молодого человека чаще, чем у предыдущих поколений, что объясняется снижением стабильности в обществе, стремительными изменениями ценностных установок. Глобальные и информационно-коммуникативные процессы ослабили регулирующие функции сложившихся традиций, обычаев, преобразовали жизненные приоритеты молодого поколения и трансформировали процесс социализации, усилив роль института массмедиа.

Ценности играют в жизни человека огромную роль, они определяют внутреннее становление личности, а также влияют на его поведение в общества. На формирование нравственных ориентаций оказывают влияние множество факторов. Один из важнейших – это экономическая ситуация в стране [4].

Ценности относятся к важным компонентам структуры личности, по степени, определенности которых можно делать выводы об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации – показатель зрелости, показатель меры социальности. Ценности помогают личности выстроить индивидуальный образ мира, который состоит в плотной связи с социальным миром. Выстраивание индивидуальной системы ценностей проходит на основании того, что определенно существует сейчас и что актуально для общества, в котором формируется данная личность.

Молодежь в силу своей мобильности и восприимчивости ко всему новому является основным субъектом развития информационных и коммуникационных технологий, активнее их возрастных групп участвует в их формировании и ощущает на себе как их положительные аспекты, так и отрицательные.

В молодом возрасте ведущими компонентами психологического развития являются завершение формирования ценностно-смысловых ориентации и самореализация молодого человека (решение задач жизненного выбора и достижения жизненных целей, построение личностных контактов со значимым социальным окружением), а также завершение формирования психологической базы социальной ответственности. Указанные психологические компоненты составляют основу мотивации социальной деятельности молодых людей в этом возрасте.

Медиапотоки оказывают информационно-психологическое воздействие на ценностно-смысловые ориентации личности молодежной аудитории, определяющие решение «задач жизненного выбора». При этом, чем выше уровень вовлеченности в медиапотоки, тем сильнее проявляются затруднения или относительная неэффективность решения задач жизненного выбора [2].

Одновременно молодые люди переживают чувство и состояния ценностно-смысловой неопределенности жизненных ситуаций (субъективно это может выступать как безразличие к актуальным проблемам, как переживание противоречивого отношения к ним) и уклоняются от принятия на себя ответственности за решение жизненных проблем своих и (или) своих близких [3].

Как правило, молодые люди оказываются недостаточно компетентными и информированными в решении следующих социальных задач:
 умение планировать развитие событий и свое поведение;
 самостоятельно анализировать жизненные ситуации и уметь собирать необходимую для этого информацию;
 формулировать, презентовать социальному окружению свою позицию и отстаивать ее;
 быть социально компетентным в построении различных типов социальных взаимоотношений (партнерство, лидерство, индивидуальная социальная активность, участие в сообществах и движениях по интересам).

Такая психологическая особенность многих молодых людей, как готовность некритично воспринимать предлагаемые масс-медиа образцы поведения и ориентироваться на них в реальной жизни, выступает в качестве оборотной стороны данной ситуации. Можно утверждать, что основным механизмом информационно-психологического воздействия на эту аудиторию, так же как и у подростков, является механизм моделирования поведения: им демонстрируют некоторые нормы поведения и дают понять, что следование этой норме вызовет положительную реакцию у референтных (уважаемых, значимых) личностей или групп. Данный механизм можно рассматривать как неконтролируемый (а поэтому насильственный) способ манипуляции молодой личностью, у которой не сформированы механизмы психологической самозащиты.

Диагностика ситуации в области информационно-психологической безопасности медиапотоков позволяет оценить ее как недостаточную. Значительная часть массовых медиапродуктов формируется и выпускается на рынок без учета требований информационно-психологической безопасности молодого поколения [3].

Стремясь повысить эффективность коммуникативных сообщений, СМИ создают и постоянно совершенствуют набор технических приемов, символов и иных способов организации сообщения, причем отбор этих инструментов отвечает принципу усиления воздействия: повышаются темп коммуникации, выразительность образов, информационная плотность, благодаря чему достигается высокая эмоциональная реакция на сообщение. СМИ изначально закладывают в свои сообщения значительный «эмоциогенный эффект», рассчитанный на получение высокой психоэмоциональной реакции [5].

Сегодня можно констатировать, что СМИ оказывают двойственное влияние на цифровое поколение: с одной стороны, молодежь получила возможность творческой реализации. С другой – современные медиатренды формируются под воздействием коммерциализации медиасреды.

В стремлении создать хорошо продаваемый медиаконтент теряется нравственная составляющая[7]. Медиа влияют на ценностное мировоззрение молодежи, определяя в конечном итоге духовный или материальный вектор формирования ценностей. Основными медийными инструментами, которые используют медиа для формирования тех или иных ценностей, являются игрореализация, которая повышает смысловую доступность контента, мультиформатность, которая соответствует типу мышления нового поколения, и интерактивное соавторство, обеспечивающее максимальное сближение с целевой аудиторией[6].

Выводы. Таким образом, ценностное становление молодежи происходит:

1) при помощи мультиформатной трансляции информации и имеющегося социального опыта;

2) с использованием игровых форматов, благодаря которым молодежь копирует / подражает эффективным примерам продвижения и самопрезентации;

3) через собственное проживание социального опыта путем интерактивного участия или соучастия в создании медиаконтента коммуникационная эволюция сопровождается упрощением медийных форм, в то время как нацеленность массмедиа на удовлетворение аудиторных потребностей должна совмещаться с сохранением и развитием культурных ценностей, с трансляцией идей и смыслов, необходимых для развития цивилизации.


Список литературы

  1. Абдуллаева М.М. Психосемантический подход к профессиональной идентичности личности // Психологический журнал. – 2014. – № 2. – С. 86–95.
  2. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи / О.А. Волкова. – Балашов, 2017.- 167 с.
  3. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-пресс, 2018. – 1008с.
  4. Гефле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности / О.Ф. Гефле. — СПб.: СПб ГУ, 2017. – 354 с.
  5. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 2018. – 368 с.
  6. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дисс. … канд.психол.наук., М., 2019. – 234 с.
  7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2019. 304 с
  8. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности /Л.Н. Коковина. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti
  9. Логинова Е.И. Изучение ценностных ориентации современной российской молодежи: кросскультурный аспект /Е.И.Логинова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tsennostnyh-orientatsii-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-krosskulturnyy-aspekt
  10. Богачева И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностносмысловой сферы личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-tsennostnosmyslovoy-sfery-lichnosti (дата обращения: 22.03.2022).
  11. Зверева Е.А. Трансформация ценностных ориентиров молодежи в современной информационно-коммуникационной среде // Коммуникативные исследования. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostnyh-orientirov-molodezhi-v-sovremennoy-informatsionno-kommunikatsionnoy-srede (дата обращения: 30.04.2022).