УДК 373.24

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ СЛОВАРЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

№36,

Педагогические науки

Нафикова Лилия Радиковна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф.


Ключевые слова: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ; АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ; ФГОС; SPEECH DEVELOPMENT; ACTIVE AND PASSIVE VOCABULARY; FGOS.


Аннотация: В данной статье будет полезна информация воспитателям детей дошкольного возраста, студентам педагогических факультетов. В статью включены моменты, с которыми сталкиваются воспитатели детей дошкольного возраста.

Развитие словаря занимает одно из главных мест в системе работы по речевому развитию детей, так как овладение достаточным словарём соответственно возрасту является показателем уровня умственного развития ребёнка; а усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Формирование словаря проводит к развитию абсолютно всех высших психологических процессов ‒ мышления, восприятия, памяти, внимательности, воображения, целеустремленного поведения. При стандартном речевом развитии ребёнка его запас слов меняется численно и качественно. Количественные перемены ‒ это увеличение объёма словаря, а качественные ‒ закономерности освоения ребенком значимости текстов

В работе с дошкольниками содержание словарной работы определяется тем, что на начальном этапе расширяется и уточняется словарный запас. Лексика необходима ребёнку для общения со сверстниками и взрослыми, познания окружающего мира, развития в разных видах деятельности.

Развитие речи, в том числе словаря в онтогенезе происходит следующим образом. В два года появляется фраза. Примерно к 3-4 годам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, рассказать небольшое стихотворение, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза. После 5 лет могут пересказывать произошедшие с ними события подробно и последовательно не сбивая логическую цепочку рассказа. Ребята могут объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине. К 5 – 6 годам у ребенка развивается планирующая функция речи.

Процесс формирования детского словаря является почти зеркальным отражением процесса познания ребенком мира, восприятия себя в этом мире, что и должно стать основополагающим принципом при определении содержания и методов словарной работы в ДОО.

Роль воспитателя заключается в следующем: организации содержательного общения во всех видах деятельности, внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря. А также задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию словаря у детей дошкольного возраста, где первым этапом экспериментального исследования было проведение первичной диагностики детей. В процессе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики, разработанные Г.А. Урунтаевой.: «Назови предмет», «Расскажи — какой предмет», «Кто, что делает».

Все диагностические методики предполагают использование иллюстративного материала – предметных и сюжетных картинок.

Методика «Назови предмет» была направлена на выявление в активном словаре ребенка существительных. Дети, показавшие высокий уровень, назвали правильно 9-10 предметов из десяти предложенных. Дети, показавшие средний уровень, назвали от 6 до 8 предметов. Дети, показавшие низкий уровень, назвали только по 3 предмета.

Вторая методика «Расскажи – какой предмет» была направлена на изучение в активном словаре прилагательных, на выявление в словаре ребенка слов-определений, обозначающих какой-либо признак предмета. Детям также было предложено описать 10 изображенных предметов. Дети, показавшие высокий уровень, смогли ответить на вопрос «Какой предмет?» относительно 9-10 предметов из десяти предложенных. Дети, показавшие средний уровень, назвали от 6 до 7 определений представленных на картинках предметов. Дети, показавшие низкий уровень, назвали только по 3 определения из 10 представленных предметов.

Третья методика направлена на выявление в активном словаре детей слов, обозначающих действие с предметом (глаголов). Детям также было предложено 10 картинок с изображением действий с предметами.

В таблице 2.1.1. представлены результаты первичной диагностики уровней обогащения словаря дошкольников на констатирующем этапе.

Таблица 2.1.1.

Обогащение словаря у младших дошкольников

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Активный словарь в существительных 0% 3 человека / 30 % 7 человек / 70 %
Активный словарь в прилагательных 0% 2 человека / 20 % 8 человек / 80 %
Активный словарь в глаголах 0% 2 человека / 20 % 8 человек / 80 %

 

Результаты проведенной первичной диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что уровень обогащения словаря у большинства младших дошкольников находится на низком уровне. В процессе диагностики нами были выявлены особенности словарного запаса детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены причины низкого уровня словарного запаса детей (взрослые мало общаются с детьми, не используют возможности окружающего предметного мира для пополнения словарного запаса ребенка). Результаты исследования свидетельствуют о необходимости обогащения словаря.

Целью формирующего этапа было формирование навыков овладения словарем у детей дошкольного возраста.

Для реализации работы по формированию навыков овладения словарем у дошкольников были решены следующие задачи:

  1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Активизация словаря. словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Основной вид деятельности дошкольника является игра. В процессе игры ребенок накапливает значительный опыт. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. В связи с этим, обогащение словаря происходило в игровой деятельности, в которой мы применяли игры по активизации словаря, чтение и анализ сказок по обогащению словаря и организовывали народные праздники для закрепления и уточнения словаря. Используемые нами формы работы над словарем дошкольника позволили качественно обогатить и активизировать словарный запас детей, совершенствовать речевое общение с окружающими, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

На этапе контрольного эксперимента была осуществлена повторная диагностика обогащения словаря у младших дошкольников, так же как и на первом этапе эксперимента по методикам Г.А. Урунтаевой.: «Назови предмет», «Расскажи — какой предмет», «Кто, что делает».

В таблице 2.3.1. представлены результаты диагностики уровней обогащения словаря у младших дошкольников, констатирующего и контрольного этапов.

Таблица 2.2.1.

Обогащения словаря у младших дошкольников (констатирующего и контрольного этапов)

  Констатирующий этап Контрольный этап
Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Уровень обогащения словаря в существительных 0% 3 человека / 30 % 7 человек / 70 % 1 человек/ 10% 5 человек/ 50 % 4 человека/ 40 %
Уровень обогащения словаря в прилагательных 0% 2 человека / 20 % 8 человек / 80 % 0% 5 человек/ 50 % 5 человек/ 50 %
Уровень обогащения словаря в глаголах 0% 2 человека / 20 % 8 человек / 80 % 0% 5 человек/ 50 % 5 человек/ 50 %

 

Сравнение данных диагностики активного словаря у младших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволили выявить положительную динамику: увеличилось количество детей со средним уровнем активного словаря на одного ребенка, следовательно, сократилось количество детей с низким уровнем на одного ребенка. Все дети на контрольном этапе продемонстрировали небольшие качественные сдвиги в выполнении заданий. Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы по обогащению активного словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по обогащению словарного запаса у младших дошкольников показал, что проведенная работа по разработанным занятиям с включением логопедических игр, сказок и народных праздников, помогла повысить показатели по всем исследуемым критериям обогащения словаря: уровень активного словаря существительных, прилагательных и глаголов.


Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 400 с.
  2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. — М.: Феникс, 2019. — 153 c.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб, 2011-250
  4. Миронцева С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. — М.: Детство-Пресс, 2018.
  5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М: ВЛАДОС, 2014.- 288с.
  6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010.- 248 с.