УДК 14

ОТЛИЧИЯ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

№36,

Психологические науки

Имангулова Фарида Ильдаровна


Научный руководитель: Панфилов А.Н., доцент, к.п.н.


Ключевые слова: ЭМПАТИЯ; УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ; УЧИТЕЛЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ; EMPATHY; SECONDARY SCHOOL TEACHERS; CORRECTIONAL SCHOOL TEACHERS.


Аннотация: В данной статье рассмотрено исследование о различиях уровня эмпатии у учителей общеобразовательной и коррекционной школы.

Проблеме эмпатии посвящен ряд исследований, среди которых можно отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как А.Е.Айви. А.А. Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др.

Интерес вызывает исследование отличия уровня эмпатии у учителей общеобразовательной и коррекционной школы. Выше сказанное и является актуальностью выбранной темы для проведения исследования.
Эмпатия – (греч. en –в, внутри + pathos – страдание, болезнь)-это осознание, понимание другого человека и восприятие его чувств, его проблем, учитывая его обстоятельства [5].

Актуальность исследования:

Одним из самых значимых проблем в современной педагогической психологии является психологическое состояние учителя. Педагогическая деятельность связана с высокой эмоциональной нагрузкой. К этому приводит наличие большого количества стрессоров, с которыми постоянно сталкивается учитель в своей педагогической деятельности. К особенностям деятельности педагога можно отнести недостаток времени, высокую динамичность, несоразмерную нагрузку, постоянную эмоциональную вовлеченность при решении педагогических ситуаций, ролевую неоднозначность, завышенное ожидание от участников образовательного процесса, взаимодействие с различными социальными группами и т. д. Эмоциональные составляющие педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокого и заслуживающего доверия сочувствия, способствуя развитию эмоционального дистресса со стороны учителей.

Объектом исследования является эмпатия.

Предметом исследования является учителя общеобразовательной и коррекционной школы.

Цель исследования:

На основе теоретических и эмперических данных провести методику и сделать анализ результатов по уровню мотивации у учителей общеобразовательной и коррекционной школы.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме эмпатии.
2. Определить уровень эмпатии у педагогов коррекционной школы.
3. Определить уровень эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
4. Сопоставить показатели эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования:

Предположим, что существуют отличия в уровне эмпатии у педагогов общеобразовательных и коррекционных школ.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников по теме курсовой работы и анализ собранной информации.
2. Психодиагностические методы: методика «Ваши эмпатические способности» Е. М. Никереева и И.М. Юсупова.
3. Наблюдение и выявление причин возникновения эмоционального выгорания, которые влияют на уровень эмпатии у педагогов начальных классов.

В исследовании участвовали 20 педагогов. Педагоги были разделены на две группы: 10 педагогов начальных классов из коррекционной школы и 10 педагогов начальных классов из общеобразовательной школы. Для проведения исследования были использована методика «Ваши эмпатические способности».

Методика была создана Е. М. Никереевым и И.М. Юсуповым. Методика состоит из 36 утверждений, где требуются ответы «да, всегда», «почти всегда», «часто», «иногда», «нет, никогда», дополнительно допускается ответ не, знаю». Каждый ответ дает 0-5 баллов. Данная методика выявляет 5 уровней эмпатии: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий. Было выделено 3 группы, которые получились в результате объединения в одну группу уровни очень низкий и низкий, а в другую включили уровни высокий и очень высокий. Таким образом были выделены уровни: низкий, средний и высокий.

Из коррекционной школы методику прошли 10 педагогов начальных классов. Низкий уровень эмпатийности выявилось у 2 педагогов, 6 со средним уровнем, 2-с высоким. Данные представлены на рис.2.2.1.


Рис.2.2.1 Результаты диагностики уровня эмпатии у педагогов начальных классов в коррекционной школе.

Опросник по определению уровня эмпатии прошли 10 педагогов начальных классов общеобразовательной школы. С высоким уровнем эмпатийности был выявлен 1 педагог, со средним уровнем -5, низкий уровень эмпатии у 3 педагогов. С данными можно ознакомиться на рис.2.2.2.


Рис.2.2.2 Результаты диагностики уровня эмпатии у педагогов начальных классов в общеобразовательной школе.

После сбора данных по методике «Способность педагога к эмпатии» был проведен сравнительный анализ результатов, полученных у педагогов начальных классов коррекционной и общеобразовательной школы. С данными можно ознакомиться на рис.2.2.3.


Рис.2.2.3 Сравнительные результаты диагностики уровня эмпатии у педагогов начальных классов в общеобразовательной школе и коррекционной школе.

После проведения исследования, был сделан вывод, что существуют различия в уровне эмпатии у учителей общеобразовательных и коррекционных школ:

1) Высокий уровень эмпатии выявился у 3 педагогов начальных классов коррекционной школы, что на 33% процента больше чем в общеобразовательной школе. Это можно объяснить тем, что их работа связана с детьми с ограниченными возможностями, которые требуют больше внимания, больше соучастия в их жизни, больше терпения и понимания для получения положительной динамики образовательного процесса в отличии от нормотипичных детей. А также педагоги коррекционных школ взаимодействуют с другими специалистами, такие как работники из медицинской сферы, реабилитологи, психологи, дефектологи и другие, что предполагает и требует достаточного уровня эмпатии.

2) Низкий уровень эмпатийности определился у 4 педагогов начальных классов общеобразовательной школы, что на 50 % больше, чем у педагогов начальных классов коррекционной школы.

3) Следует отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень эмпатии, так как этот уровень присущ большинству.


Список литературы

  1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2007. –С.387.
  2. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л., 2003. –С.276.
  3. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. Трудов /Под ред. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во: ЯрГУ, 2009. –С.76-97.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ре. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2009. –С.587.
  5. Энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина. М.: АСТ, 2007. –С.721.