КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПЛАТОНА

№7,

Философские науки

Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ЗНАНИЕ; ПОЗНАНИЕ; ДИАЛОГ; РАЗУМ; ИДЕЯ; KNOWLEDGE; COGNITION; DIALOGUE; MIND; IDEA.


Аннотация: В статье рассматриваются сущностные аспекты концепции знания Платона: характеристика знания, его виды, уровни и формы.

Важное теоретическое и методологическое значение современной философии заключается в разработке базовых основ гносеологии и эпистемологии. В этой связи особую актуальность имеет рассмотрение философского наследия античной эпохи, в частности, теории познания Платона – одного из крупнейших мыслителей человечества – основоположника объективного идеализма, разработчика этической теории, учения об идеальном государстве; яркого представителя античной диалектики.

Философское наследие Платона настолько велико и разнообразно, что А.Н. Уайтхед – один из крупных западных философов XX века в свое время отмечал, что вся западная философия, по сути, – лишь несколько примечаний к Платону.

Цель нашей работы заключается в знакомстве с элементами теории познания Платона, а именно, с его концепцией знания.

Согласно определению, знание – есть совокупность представлений человека о мире, выраженная, в понятийно-знаковой, логически упорядоченной форме.

Согласно Платону каждый человек, уже в силу наличия у него Ума, способен к познанию мира. В тоже время знание, приобретаемое им, не может быть абсолютным, поскольку человек (и его) ум является лишь частью (отражением) божественного Ума или Космоса (что, впрочем, является одним и тем же) [1, с. 50-53]. Поэтому, человек не может быть мудрецом, он может лишь любить ее. Не случайно, что значение термина философия означает не саму мудрость, а любовь к ней.

При разработке своей концепции знания, Платон предлагает разграничивать знание по сферам бытия (реального и идеального). Тем самым, он задает необходимость решения противоречий между элеатовской и гераклитовской концепциями знания, согласно которым, бытие либо неподвижно, неизменно и тождественно самому себе (элеаты); либо находится в состоянии непрерывной изменчивости, в процессе становления Порядка из Хаоса (Гераклит).

Решение противоречий между двумя концепциями бытия, Платон видит в применении в процессе познания метода диалога. Этот метод состоит в необходимости направления беседы в русло понимания того, что представляет собой Знание как таковое, как соотносится знание Частного со знанием Целого.

Диалог Платона опровергает взгляды на познание как на процесс, преимущественно чувственного восприятия мира человеком. Подобное отношение к познанию обусловлено тем, что в чувственном мире все течет и изменяется, все находится в вечном становлении, а потому, познано быть не может. Чувственное познание фиксирует вещь в каждый конкретный момент времени, а поэтому, в силу бесконечной изменчивости вещи, а также, специфики познающего субъекта, оно не может составить целостное и однозначное представление о ней.

Познание, по Платону, одновременно, не может быть направлено и на формирование «правильного представления о вещи». Логика его рассуждений такова: тот, кто имеет ложное представление о вещи – заблуждается. Но в любом заблуждении, есть своя доля истины. Истина же отличается от заблуждения и не сводима к нему. Вывод: ложное мнение невозможно. Невозможность ложного мнения приводит к отсутствию возможности соотносить истину с ложью, а значит, критиковать любые суждения. Это, в конечном счете, превращает мир в нечто непознаваемое.

Тем не менее, взгляды Платона позволяют утверждать о существовании знания в виде «истинных мнений со смыслом». К примеру, утверждение о том, что существует некое знание возможно лишь в том случае, если это знание определенным образом интерпретируется, т.е. поддается осмыслению. В этом утверждении истинным является суждение о существовании Знания как такового, а смысл этому знанию придает способ его интерпретации.

Платон четко отграничивает достоверное знание от чувственного опыта. Исходя из его представлений об Идеях как подлинных формах бытия, и о чувственном мире как «бледном подобии» мира Идей, знание – это форма интеллектуальной активности человека, предшествующая чувственному опыту, а не как являющаяся неким его следствием [2].

Разграничив знание и чувственный опыт, Платон показывает, что одновременно со знанием, опирающимся на Идеи, существуют и «мнения», которые опираются на чувства. Но в отличие от знания, которое имеет ясную природу, мнения расплывчаты, не вполне осознаваемы, и поэтому, далеки от истины.

Одна из многих заслуг Платона заключается в разработке им классификации типов знания. Критерием такой классификации, в соответствие с его представлениями о существовании мира Идей и мира вещей, становится деление знания на рациональное и чувственное.

Рациональное знание основывается на мышлении и разуме.

Мышление – есть процесс созерцания предметов чувственного мира, его свойств и соотношений.

Разум – есть высшая форма интеллектуальной деятельности, направленная, посредством обращения к самому себе, на необходимость понимания природы чувственно воспринимаемых вещей, на познание Идей этих вещей, на соотношение образов вещей с их чувственно воспринимаемым воплощением [3, с.216].

Чувственное познание Платон также подразделяет на два вида: «веру» и «подобие». Вера позволяет воспринимать вещи в том виде, в каком они существуют. Это восприятие вещи, основанное на догматическом представлении о вещах подобного рода, т.е., познание некритичное, основанное на внешнем, «скользящем» взгляде на вещь. Подобие – это восприятие вещи, основанное на интеллектуальном анализе ее чувственного образа. Без Веры Подобие не существует. Но в отличие от Веры, удостоверяющей существование единичных вещей, Подобие позволяет судить о вещах, составляющих некоторое множество (исходя из интеллектуального анализа их общих качеств), о взаимосвязи этих вещей с другими вещами [4, с. 153-158].

Со спецификой рационального и чувственного познания, Платон различает два вида знания: рассуждения ума и мысли. Первые представляют собой математические отношения и познаются только посредством размышления. Вторые – чувственно воспринимаемые вещи, природу которых до конца познать человек не в состоянии.

Таким образом, концепция знания Платона стала важным этапом на пути становления гносеологии. В этой концепции, Платон впервые разрабатывает представление об абсолютной истине – гносеологическом идеале, являющемся целью любого познания. Заслугой Платона является разработка классификации знаний по сферам бытия, а также, использование диалога, как эвристического спора, позволяющего избавить знание от заблуждений.


Список литературы

  1. Гусев Д.А. Удивительная философия / Д.А. Гусев. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 272 с.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/220593-antichnaya-filosofiya.html (дата обращения 20.03.2017).
  3. Платон. Диалоги / Платон. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 448 с.
  4. Асмус. В.Ф. Платон (Мыслители прошлого) / В.Ф. Асмус. – М.: «Мысль», 1975. – 220 с.