ПРОФИЛАКТИКА РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ И ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

№3,

Юридические науки

Клименкова Анна Евгеньевна


Ключевые слова: СТАТЬЯ; ПРОФИЛАКТИКА; ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ; СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ARTICLE; PREVENTION; DIFFICULT LIFE SITUATION; SOCIAL RISK.


Аннотация: Статья посвящена вопросам профилактики негативных социально-психологических воздействий на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Выявлены основные аспекты, затрудняющие работу по предупреждению и коррекции агрессивного и дезадаптивного поведения у детей: нормативно-правовые, организационно-управленческие, материально-финансовые.

Как указывают И.Н. Разварина и другие «Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, первоочередным приоритетным направлением перехода к инновационной социально ориентированной экономике названо развитие трудового потенциала России. Организацию работы по профилактике дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения детей следует рассматривать как вклад в конкурентоспособность и экономический рост государства, формирование активного пенсионного возраста населения, профессионального долголетия» [6].

Ребенок должен иметь возможность расти и развиваться в таких условиях, чтобы стать здоровым, социально ответственным и востребованным членом общества. Весьма значимую роль в формировании и развитии личности играют такие социальные институты, как семья, здравоохранение, образование. От социально-экономического статуса, традиций и привычек семьи зависит физическое и психоэмоциональное развитие ребенка, формируются и основы отношения к своему образу жизни, предпосылки социализации детей. Еще одним фактором полноценного развития ребенка является организация здоровьесбережения в период получения образования.

Е.О. Смолева подчеркивает «Несмотря на некоторую положительную тенденцию снижения случаев правонарушений с участием несовершеннолетних, количественные показатели преступности достаточно высокие. В течение последних трех лет подростковая преступность в Российской Федерация носит неустойчивый характер» [7].

В 2014 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 59,5 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Удельный вес подростковой преступности в общей структуре составил 5,0 %. Сохраняется высокий уровень безнадзорности несовершеннолетних. Количество выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в Российской Федерации в 2014 году составило около 84 тысяч человек, что всего на 7,8 % ниже показателя 2013 года.

Так, по мнению сотрудников органов опеки и попечительства, причины недостаточной эффективности профилактики попадания детей в категорию «оказавшихся в трудной жизненной ситуации» или «социально опасном положении» следующие:

– отсутствие налаженного эффективного взаимодействия специалистов различных учреждений и семьи ребенка в интересах социализации данной категории детей (51% от опрошенных);
– недостаточное взаимодействие школы с органами и учреждениями, занимающимися проблемами детей данной категории: подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– отсутствие во многих педагогических коллективах социальных педагогов, психологов;
– недостаточная организация внеклассной, внеурочной деятельности;
– слабая психолого-педагогическая помощь школы семье.

Основная проблема работы с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей, – отсутствие налаженного контакта родителей и классных руководителей, специалистов школы. Трудность определяется концептуальной позицией школы, деятельность которой направлена на детей, работа с семьей не является ее самостоятельной задачей и реализуется чаще всего ситуативно, в случае необходимости.

Работа с семьями, родители в которых характеризуются девиантным поведением, на сегодняшний день недостаточно эффективна. Классные руководители настроены, в основном, на разделение ответственности за коррекционную работу с представителями органов опеки, работниками медицинских учреждений. На уровне работы школы не существует механизмов преодоления сопротивления семей относительно вмешательства в вопросы коррекции поведения ребенка. Поэтому необходимо выработать определенные стратегии устранения препятствий, возникающих в работе с девиантными детьми и их семьями.

По мнению Ю.Н. Антоновой «В большой степени возникновению детской безнадзорности и беспризорности способствуют конфликтная обстановка в семьях, бедность, отсутствие должного внимания к детям, жестокое обращение с детьми в частности и нестабильная экономическая ситуация в стране, несовершенство законодательной системы в целом. Проблема детской беспризорности и порождаемых ею преступности, наркомании и токсикомании подростков приобрели на сегодняшний день такой широкомасштабный характер, что являются предметом многочисленных дискуссий не только в средствах массовой информации, но и в юридической науке. Предлагаются различные способы и варианты решения данных проблем. Но для выхода из сложившейся ситуации необходим комплексный подход, требующий активности власти, соответствующего законодательства и прежде всего изменение общей социально-экономической среды» [5]. В части организации работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступности несовершеннолетних основным направлением деятельности является раннее выявление семей группы социального риска, социальное сопровождение и оказание поддержки данной категории семей и детей.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.


Список литературы

  1. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4872.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ: в ред. от 13.07.2015 // Рос. газ. – 1998. – 05 авг.
  3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ: в ред. от 12.07.2015 // Рос. газ. – 1999. – 28 июня.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
  5. Антонова, Ю.Н. Профилактика безнадзорности и беспризорности, преступности несовершеннолетних в Ивановской области / Ю.Н. Антонова // Апробация. – 2015. — № 12 (39). – С. 154-156.
  6. Разварина, А.Н., Барсуков, В.Н., Смолева, В.О., Фахрадова, Л.Н. Основные направления работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / А.Н. Разварина, В.Н. Барсуков, В.О. Смолева, Л.Н. Фахрадова // Проблемы развития территории. – 2016. – № 3 (83). – С. 81-99.
  7. Смолева, Е. О. Преступность несовершеннолетних: состояние и тенденции / Е. О. Смолева // [Электронный ресурс]: Вопросы территориального развития. – 2013. – № 10. – Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=3330