УДК 34

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

№36,

Юридические науки

Смирнова Сусанна Гагиковна


Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ПРИНЦИПЫ; ПРАВА; СВОБОДЫ; ДОСТОИНСТВО; ЗАДЕРЖАННОЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ; INTERNATIONAL LAW; MEASURES OF SUPPORT OF PROCEEDINGS IN ADMINISTRATIVE OFFENSE CASE; PRINCIPLES; RIGHTS; FREEDOMS; DIGNITY; DETAINEE; ADMINISTRATIVE DETENTION.


Аннотация: В статье анализируются базовые международно-правовые акты, провозглашающие общеправовые принципы международного права, которые определяют правила реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; систематизируются правовые характеристики данных принципов, прослеживается их тесная взаимосвязь с мерами принуждения, ограничивающими на законных основаниях права и свободы человека. Автор, предлагая свое видение применения анализируемых в статье мер, достигает поставленных целей путем использования таких научных методов исследования, как диалектический, эмпирического обобщения, сравнительного анализа.

Правовая система Российской Федерации всегда была тесно взаимосвязана с международно-правовым законодательством, выступающим своего рода «базисом» для нее, «несущей конструкцией», представленной общеправовыми принципами международного права, нашедшими свое отражение в Конституции нашей страны. Данные принципы, помимо всего прочего, распространяют свою законодательную сферу влияния на институт мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, насыщая их правовую составляющую четкими границами, размерами и необходимым вектором направленного принудительного воздействия на права и свободы тех, в отношении кого они применяются. Примат международного права требует от норм административно-деликтного законодательства строгого учета важнейших положений, закрепляющих необходимые для защиты интересов, прав и свобод общечеловеческие ценности, нашедшие свое отражение в таких «столпах» международного права, коими являются Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.

Ученые, придерживающиеся мнения о том, что решения, принимаемые Европейским судом по правам человека, носят прецедентный характер, считают, что они также оказывают правовое воздействие на сущностную составляющую исследуемых в статье мер обеспечения. Данный факт подтверждается тем обстоятельством, что по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации решения Европейского суда по правам человека, воплотившие в себе нормы международного права и общепризнанные принципы, являются неотъемлемой составляющей российской правовой системы.

Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, непосредственно пересекаясь с правами, свободами и законными интересами граждан, балансирует по тонкой грани соблюдения их правовой незыблемости. Сохранить этот тонкий, но важнейший механизм позволяют нормы и принципы, которые имеют международно-правовые истоки в вопросах обеспечения соблюдения обязательств по защите прав, свобод и законных интересов граждан каждым государством.

Анализ вышеизложенных международно-правовых актов позволяет автору статьи более подробно взглянуть на сущностную составляющую некоторых базовых принципов, правовая природа которых заложена в качестве основы содержания и применения, в том числе и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В частности, следует обратить особое внимание на принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, провозглашающий в качестве основы свободы, всеобщего мира и справедливости признание равных прав «всех членов человеческой семьи». Язык, религиозная и расовая принадлежность, происхождение, убеждения, пол, положение и иные различия не должны влиять на обладание каждым человеком правами и свободами. Данный постулат проходит красной нитью сквозь ряд декларативных документов международного статуса. Безусловно, равенство без какого-либо различия не подразумевается равноправием. Речь идет о том, что к находящимся в равных условиях субъектам права законодательная норма применяется едино, одинаково. Это вовсе не означает, что государствам запрещается издавать правовые акты, регулирующие неодинаковые подходы к разным субъектам. В частности, по российскому законодательству не подвергаются административному задержанию так называемые специальные субъекты (инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетние, сотрудники милитаризованных органов, депутаты, судьи и т.п.). Вместе с тем с точки зрения объективного целеполагания законы, прописывающие подобного рода различные обращения с субъектами права, должны представлять собой сбалансированное единение преследуемых целей и используемых для достижения этих целей средств. В качестве примера можно привести Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Следуя данному документу, часть 3 статьи 62 Конституции РФ уравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в реализации прав и несении обязанностей с российскими гражданами «кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ», под которыми понимается умаление прав иностранцев или их расширение по сравнению с правами российских граждан.

Широко признаваемым правовым сообществом является принцип соблюдения фундаментальных прав и свобод человека независимо от ситуации, в которую включаются и вооруженные конфликты. Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает случаи отступления от прописанных в ней обязательств, строго очерчивая причинные составляющие ограничительного действия государства по защите прав человека и основных свобод (война, чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни нации), «при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву». Данным положениям Конвенции вторит Международный пакт о гражданских и политических правах, который, допуская применение вышеназванных мер, ограничивает их только той степенью, «в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не влекут дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения».

Особое место в анализируемых международно-правовых документах отведено принципу наибольшего благоприятствования индивиду. Данный принцип находит отражение как во Всеобщей декларации прав человека, так и во всех Международных пактах о правах, где «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их» выступает в качестве основы справедливости, всеобщего мира и свободы. Перечисленный в данных актах и не являющийся исчерпывающим перечень прав и свобод облекается понятием «достоинство». Руководствуясь данным принципом, российское законодательство требует в целях защиты чести и достоинства личности, осуществлять личный досмотр как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях лицом одного пола с досматриваемым в присутствии не менее двух понятых того же пола. В качестве гаранта данной позиции можно назвать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 5 которого запрещает всем государствам, ратифицировавшим данный документ, ограничивать или умалять основные права человека «под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».

Следует особо отметить, что Всеобщая декларация прав человека, допуская ограничения его в правах и свободах, запрещает государствам делать это в случае, если эти ограничения не преследуют своей целью обеспечение «должного признания и уважения прав и свобод других» и удовлетворение «справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

О едином комплексе прав человека, обеспечивающем их взаимосвязанность и взаимозависимость, свидетельствует принцип неделимости гражданских, политических, культурных и социальных прав и свобод человека. В этой связи резолюции Генеральной Ассамблеи ООН также позиционируют права как единое целое и запрещают оправдывать поощрение и защиту одной категории прав освобождением государств от поощрения и защиты другой категории прав.

Анализируемые автором международно-правовые принципы, имеющие базовый основополагающий характер, не являются исчерпывающими. В контексте статьи следует также назвать принцип непонижаемости защиты прав человека по международному праву, принцип неотъемлемости прав и свобод человека и др. Важность всех, и рассмотренных и упомянутых, принципов определяется непосредственным отношением к правоприменительной практике, поскольку нормы административно-деликтного законодательства «впитали в себя» их правовую сущность. В частности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в качестве приоритетной задачи определяет защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, что обусловливает правовое содержание института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Говоря о принципах, определяющих законодательные «азы» установления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо отметить закрепленные международными нормами стандарты в области прав человека, которые, юридически обязывая государства создавать правовой, социальный и политический режимы соблюдения прав и свобод человека, обеспечивают тем самым процессуальную составляющую данных мер. В частности, особого внимания в контексте тематики статьи заслуживает Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Согласно данному документу, задержанное лицо имеет право на уважение присущего человеческой личности достоинства, а также на гуманное обращение (например, помещение для административно задержанных на срок до 48 часов должно быть оборудовано таким образом, чтобы гражданин мог реализовать свое право на восьмичасовой сон). Задержание лица должно осуществляться только специально уполномоченными должностными лицами, на основании процессуального документа (постановления), о котором обязательно извещается задержанное лицо или его адвокат. В обязательном порядке задержанному лицу разъясняются его права и правила их реализации (в КоАП РФ данная позиция прописана в статье 25.1). Кроме того, задержанного запрещается: принуждать к признанию, «изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица». Следует обратить особое внимание на принцип 8 анализируемого документа, который обязывает применять к задержанным режим «неосужденных лиц», помещая их отдельно от находящихся в заключении лиц.

Достойное обращение с задержанными лицами диктуется также Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Действия, перечисленные в названии данного документа, носящие характер грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека, недопустимы государствами-участниками в отношении лиц, подвергнутых любой форме задержания.

На основании вышеизложенного под применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует, по мнению автора, понимать основанную на принципах международного и отечественного законодательства совокупность последовательно сменяющих друг друга действий, осуществляемых специально уполномоченными субъектами, имеющих главной целью пресечение противоправного деяния, сопряженного с основанным на законе ограничением прав и свобод человека и гражданина, а также фиксируемых в соответствующих процессуальных документах (протоколах).

В статье автором проанализированы одни из самых основных международно-правовых актов, хотя их перечень является далеко не исчерпывающим. Вместе с тем данные документы объединяет одна общая цель: обеспечение прав и свобод человека посредством определения пределов, размеров и направления принудительного воздействия на них устанавливаемых государствами мер, связанных с ограничением правового статуса личности. К таким мерам относятся и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, правила реализации которых соответствующими правоприменительными органами имеют международно-правовые истоки. Строгое следование данным правилам способствует обеспечению пункта 4 статьи 15 Конституции РФ, определяющего в качестве одной из тенденций развития российского законодательства тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. Этот факт позволяет говорить о том, что российская Конституция отвечает современным тенденциям международного права и способствует совершенствованию правовой системы нашего государства. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что в этой сфере имеют место возникать проблемные вопросы, связанные с невключением в российское законодательство некоторых общепризнанных норм и принципов международного права. В частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» раскрывает правовые составляющие международного права, но не разъясняет их содержание. Подобные факты позволяют делать вывод о том, что проблемы места и применения международного законодательства в правовой системе Российской Федерации продолжают оставаться актуальными и дают «пищу» юристам для их дальнейших научных изысканий.


Список литературы

  1. Безрукова Л. Страсбургская защита / Л. Безрукова // Российская газета. 2010. 1 марта.
  2. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право / М.Н. Марченко. Москва: Проспект, 2011. 512 с.
  3. Черниченко С.В. ООН и права человека: итоги и проблемы полувекового пути / С.В. Черниченко // Российский ежегодник международного права. 1996 — 1997 / главный редактор Л.Н. Галенская. Санкт-Петербург: Россия-Нева, 1998. С. 286 — 295.