УДК 34

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОДИФИКАЦИИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

№36,

Юридические науки

Смирнова Сусанна Гагиковна


Ключевые слова: CИСТЕМА, КОДИФИКАЦИЯ; АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ; ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ЭТАПЫ; ЭВОЛЮЦИЯ; SYSTEM; CODIFICATION; ADMINISTRATIVE DELICTUAL LAWS; SECURITY MEASURES; ADMINISTRATIVE OFFENSE PROCEEDINGS; STAGES, EVOLUTION.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем законодательного развития мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проводится историко-правовой анализ законодательного оформления исследуемых мер, позволяющий более подробно проследить с правовой точки зрения их систематизацию и кодификацию.

Актуальность исследования, проведенного в рамках статьи, не оставляет сомнений, поскольку российские ученые отмечают факт того, что для современной системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях характерен длительно-поступательный путь развития, изучение которого способствует обнаружению эффективных подходов, существовавших в различные пространственно-исторические промежутки времени [2]. Ученые-административисты достаточно скрупулезно занимались разработкой проблем классификации законодательства об административных правонарушениях, чего нельзя сказать о вопросах историко-правового развития системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которым не было уделено научно-исследовательского внимания в той мере, в какой они, по мнению автора, этого заслуживают.

Первые полицейские наказания, отличные от уголовных и налагаемые без производства следствия и суда, появились в период царствования Екатерины II. В 1782 году издается Устав благочиния, или полицейский, по которому в городах учреждался новый полицейский орган — Управа благочиния, осуществлявшая функции обеспечения правопорядка на территории России, полиция становится все более военизированным формированием. С этого времени применяемые полицейскими административные принудительные меры преследовали цель обеспечения наказания и его исполнения. Следует отметить, что в законодательстве того времени отсутствовала детализация правового регулирования процессуального порядка и сроков применения исследуемых в статье мер обеспечения [4].

Такой «правовая ситуация» оставалась вплоть до первых десятилетий XX века, и лишь в 1925 году Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР было введено в обиход понятие «административная ответственность» и прописаны полномочия производства административного задержания. Чуть позже в законодательстве середины XX века появляется доставление, что позволяет говорить о выстраивании видовой составляющей структуры исследуемых мер [1]. В это же время должностные лица государственных органов и общественных организаций наделяются полномочиями применять при пресечении правонарушений изъятие орудий совершения противоправных деяний, включая огнестрельное оружие при нарушении правил приобретения, регистрации, использования и хранения, а также удостоверения на управление транспортными средствами [3].

Таким образом, к концу XX века советское административно-деликтное законодательство предусматривало в системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следующие меры: доставление, административное задержание; задержание транспортного средства; запрещение эксплуатации транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством лиц, совершающих административные правонарушения; изъятие у нарушителей орудий совершения правонарушений; досмотр.

Новой вехой в законодательном развитии института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях стали 80-е годы XX столетия, которые выявили острую необходимость кодификации и систематизации законодательства в области административных правонарушений. Решением проблемы стало принятие Основ, установивших принципы и общие положения законодательства об административных правонарушениях, и КоАП РСФСР (далее — Кодекс), впервые объединившего административно-деликтные процессуальные и материальные нормы. Впервые на законодательном уровне в ст. 33 Основ появилось указание на возможность применения ряда мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административного задержания, досмотра вещей и изъятия вещей и документов). Вместе с тем проведенная законодателем кодификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях была неполной и не содержала порядок применения всех мер, ограничивающих свободы личности. Таким образом, по состоянию на начало XXI века возникли предпосылки создания нового, отвечающего современному уровню развития общественных отношений, кодифицированного правового акта. Поскольку в КоАП РСФСР за весь период его действия было внесено огромное количество поправок, законодатель счел целесообразным не проводить его «косметический ремонт», а путем «сноса старого здания» на его месте выстроить новое под названием «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — КоАП РФ). 30 декабря 2001 года В. Путин утвердил своим Указом КоАП РФ, который вступил в действие с 1 июля 2002 года и закрепил (в первоначальной своей редакции) 12 мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, определил их общие цели, закрепил понятийный аппарат.

Таким образом, законодательную эволюцию исследуемых в статье мер можно условно разделить на следующие этапы: 1) начальный (с XVIII века до конца XX века); 2) промежуточный (конец XX века — начало XXI века); 3) современный этап (с начала XXI века — по настоящее время). Первый этап характеризуется разрозненностью административно-деликтного законодательства; второй — попытками научно-законодательного осмысления системы исследуемых мер; третий — единой систематизацией и кодификацией процедур применения данных мер, изъятием соответствующих норм из иных законодательных и ведомственных нормативных правовых актов.


Список литературы

  1. Канунникова Н.Г. К вопросу зарождения института административных правонарушений (проступков) / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 22 — 24.
  2. Куртяк И.В. Административно-деликтное законодательство: понятие, содержание, этапы развития / И.В. Куртяк // История государства и права. 2003. № 6. С. 19 — 21.
  3. Максимов И.В. Административные наказания в системе мер административного принуждения (концептуальные проблемы): Автореф. дис. … докт. юрид. наук / И.В. Максимов. Саратов, 2004. 54 с.
  4. Шергин А.П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы: Сборник статей, посвященный памяти Юрия Марковича Козлова / Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина. М.: Юристъ, 2004. С. 175 — 176.