УДК 34

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИМЕНЕНИЮ САНКЦИЙ.

№36,

Юридические науки

Ковалёва Алёна Сергеевна


Научный руководитель: Ленева И.Г., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ENTITY; ADMINISTRATIVE PENALTY; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT.


Аннотация: В настоящей публикации рассмотрены меры административного наказания. Отдельно определены санкции для юридических лиц. Рассмотрены изменения, внесенные в КоАП от 06.04.2022 г. Сделан вывод почему государство оказывает поддержку малому бизнесу.

В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом [1].

Можно выделить 2 основные особенности административной ответственности для юридических лиц, а именно:

1. Правопреемство — связанное с реорганизацией юридических лиц в форме слияния, присоединения и преобразования, является универсальным. К юридическому лицу, к которому присоединилась другая организация либо возникшему в результате слияния и преобразования, переходят все права и обязанности юридического лица, утратившего правосубъектность. Документом, отражающим эти права и обязанности, является передаточный акт [2].

2. Определение факта вины юридического лица — понятие вины юридического лица, приведенное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП – РФ), представляется недостаточно корректным, в связи с чем в настоящее время существует двоякое понимание вины юридического лица, включающее в себя объективный и субъективные подходы [3].

В ст. 3.2 КоАП РФ закреплены следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации называет также такие виды административных взысканий как отзыв лицензии или квалификационного аттестата и взыскание стоимости товаров и транспортных средств. Все десять названных взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия. В соответствии с п. 2 ст. 3.2 КоАП в отношении юридического лица могут применяться только административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4 этой статьи [4].

Недавно было внесено множество изменений и дополнений в КоАП РФ. 06 апреля 2022 г. вступил в силу закон № 70-ФЗ от 26 марта 2022 г., в котором изменен порядок назначения штрафов для юридических лиц (организаций), а также их работников в качестве административного наказания. Основная цель — усовершенствовать назначение административного наказания в виде штрафа и предупреждения, а также снижение в целом административной нагрузки на бизнес. Чтобы представленными ниже правилами о штрафах организации могли воспользоваться, организации должны состоять на момент нарушения в соответствующих государственных реестрах – Малого Среднего Предпринимательства (МСП) и Социально Ориентированных Некоммерческих Организаций (СОНКО).

Во-первых, стоит отметить изменения, внесенные в КоАП, касаемо личной ответственности должностных лиц и сотрудников за индивидуальное правонарушение. Ранее можно было привлекать и организацию, и ее работника к административной ответственности по общему правилу. Сейчас можно спастись от «двойного» наказания. Таким образом, юридическое лицо не подлежит ответственности, если им были приняты все необходимые законодательные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но все-таки был выявлен факт нарушения, и в ходе проверки было установлено и привлечено к ответственности должностное лицо или иной работник, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица. Примечательно, что данный закон имеет обратную силу, то есть, должностное лицо или иной работник, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица не подлежат административной ответственности, если в ходе проверки был выявлен и установлен факт правонарушения самого юридического лица.

Во-вторых, еще одной приятной новостью, стал запрет на суммирование штрафов. В случае проверки и выявлении нескольких нарушений будет наложена одна санкция, но по самому грубому нарушению, т.е. самая максимально возможная.

В статье 2.6 КоАП говорится, что иностранное юридическое лицо также будет привлечено к ответственности на общих основаниях, в случае даже если правонарушение было совершено за пределами РФ, но направленно против интересов РФ.

В-третьих, у юридических лиц и должностных лиц появилось право «на ошибку», а именно ранее у контролирующих органов и судей было право, но не было прямой обязанности заменить штраф предупреждением, тогда как на сегодняшний день данная факультативная норма переведена в обязательную. Но стоит отметить, что данные изменения касаются не всех, а только тех участников, которые совершили правонарушение в первый раз и это не касается причинения вреда здоровью людей, окружающей среде, имущественного ущерба (новая ред. ч. 3 ст. 3.4 КоАП).

В заключение можно сделать вывод, что данные изменения внесены для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, что особенно актуально в условиях пандемии и внешнеэкономических санкций. В целом, это ведет к тому, чтобы у малого и среднего бизнеса был шанс сначала исправить то или иное нарушение, а не сразу оплачивать штрафы, которые, как показывает практика, приводят в ряде случаев, компании к банкротству.


Список литературы

  1. https://www.advokat-mugin.ru/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskix-lic-obzhalovanie-postanovlenij-v-arbitrazhnom-sude (дата обращения 12.04.2022).
  2. https://zknrf.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-I/Glava-4/paragraph-1/Statya-58/ (дата обращения 09.04.2022).
  3. См.: Викторов И. Административная ответственность юридических лиц // Законность. 2001. № 6; Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11 и др.
  4. Ашот А.Р. Административная ответственность юр лиц. Основания и санкции // Трибуна молодого ученого – 2013. – № 26. – С. 114.