УДК 34

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ФОРМЫ ВИНЫ.

№36,

Юридические науки

Ковалёва Алёна Сергеевна


Научный руководитель: Ленева И.Г., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; ВИНА; АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ENTITY; GUILT; ADMINISTRATIVE PUNISHMENT.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы существующие особенности административной ответственности для юридических лиц. Указано, что каждая из особенностей имеет свое важное практическое значение. Также проанализированы формы вины юридических лиц в административных проступках.

Для административной ответственности юридические лица являются специальными субъектами, т.к. еще чуть более 25 лет назад, ответственность за административное правонарушение возлагалось не на юридическое лицо, а на должностное. Благодаря развитию рыночных отношений, ответственность появилась сначала в различных федеральных законах, а позже и в Кодексе об административных правонарушениях (далее – КоАП), что соответственно привело к признанию юридических лиц как субъектов административной ответственности.

Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1]. Юридические лица могут быть как коммерческими организациями, так и некоммерческими. Нередко, осуществляя свою деятельность юридические лица, вольно или невольно, попадают под нормы, регулируемые особенной частью КоАП или законами субъектов РФ.

Важной особенностью административной ответственности юридических лиц является, то, что к юридической ответственности привлекаются даже те, юридические лица, которые не совершали административное правонарушение, но являются правопреемниками юридических лиц, допустивших такое нарушение, например, в случае реорганизации [2]. Существует пять форм реорганизации юридического лица (ч. 1 ст. 57 ГК РФ):

— слияние,
— присоединение,
— разделение,
— выделение,
— преобразование.

В статье 2.10 КоАП говорится об административной ответственности юридических лиц в разрезе каждой формы реорганизации:

— при слиянии юридических лиц, права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, в том числе и административная ответственность;
— при присоединении одного юридического лица к другому, к последнему переходит и административная ответственность присоединившегося юридического лица, как собственно говоря, все права и обязанности;
— при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно правовой формы к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо, в том числе права и обязанности реорганизованного лица в отношении других лиц не изменяются;

Важно: привлечение к административной ответственности юридического лица, прекратившего свою деятельность и исключенного из ЕГРЮЛ не предусмотрено действующим законодательством [2].

— при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

В данном случае проблема состоим в том, что из Гражданского кодекса Российской Федерации термин «разделительный баланс» был исключен, а в КоАП он остался. Таким образом, при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц разделительный баланс не составляется. Появляется вполне разумный вопрос, какое из вновь образовавшихся юридических лиц должно нести ответственность? На самом деле термин «разделительный баланс» был не исключен, а заменён на термин «передаточный акт», логично сделать вывод, что при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, будет привлечено то лицо, к которому перешли все права и обязанности по передаточному акту.

Во всех вышеперечисленных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Также можно выделить интересной особенностью административной ответственности юридического лица факт определения вины юридического лица. В статье 2.1 КоАП сказано, что административное правонарушение — это противоправное, виновное действие либо бездействие гражданина или юридического лица, ответственность за которое установлена в федеральном КоАП или в региональном законе. Юридическое лицо будет признано виновным, если в ходе проверки было выявлено, что оно имело возможность соблюсти правила и нормы, но своим действием (бездействием) допустило правонарушение. Смысл заключается в определении реальной возможности/невозможности тех норм и правил, за нарушение которых и возлагается административная ответственность. А.С. Дугенец в своих трудах отмечает, что объективная вина – это вина организации, с точки зрения государственного органа, назначающее административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающие установленные правила поведения; это то что известно, как объективное вменение; субъективная вина – отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию [3]. Субъективной стороной административного правонарушения является вина в форме умысла или по неосторожности. Поскольку формулировки «были приняты все необходимые меры», «имелась возможность для соблюдения правил и норм» имеют оценочный характер и поэтому, орган, осуществляющий производство по делам об административных правонарушениях, определяя виновность юридического лица, должен выяснять, предпринимались ли данным лицом все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм.
В заключение стоит отметить что из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре:

— предупреждение,
— административный штраф,
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения,
— административное приостановление деятельности.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Чанов С.Е. Административное право и процесс // Юридическая наука. – 2017. – № 5. – С. 58.
  3. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. – М., 2005. – С. 11.