АМБИВАЛЕНТНОСТЬ СИМВОЛИКИ ИГРАЛЬНОЙ КАРТЫ: «ДАМА ТРЕФ» В. Я. БРЮСОВА

№7,

Филологические науки

Сабирова Людмила Владимировна


Ключевые слова: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ; БРЮСОВ; ДАМА ТРЕФ; КАРТОЧНАЯ МАСТЬ; СИМВОЛИКА ИГРАЛЬНОЙ КАРТЫ; AMBIVALENCE; A CARD SUIT; BRYUSOV; QUEEN OF CLUBS; SYMBOLOGY OF A PLAYING CARD.


Аннотация: Сквозная идея статьи отобразить семантическую двойственность игральных карт и сравнительно-описательный обзор мифологических символов — прототипов игральных карт на основе стихотворения «Дама треф» 1915 года В. Я. Брюсова.

Творчество В. Я. Брюсова (1873-1924 гг.) как выразителя русской культуры, зачинателя русского модернизма, как основоположника символисткой поэтической школы многогранно. Поэзия, обладая высшим уровнем символов языкового арсенала, поддерживает и интеллектуально обогащает вдумчивого, креативного читателя. Амбивалентная атрибутика символики игральных карт и мастей, будучи субстанцией субкультуры в контексте культуры Серебряного века, притягивала внимание, занимая собственную нишу в созидательной деятельности уникального художника пера В. Я. Брюсова. Лингвокультурная и философско-эстетическая проблематика совершенствования искусства слова В. Я. Брюсова проявлялись в художественном самовыражении литературных образов в социо-коммуникативном формате символической конфигурации феномена игры [6].

Фигуры карточных персонажей «Дамы треф» В. Я. Брюсова содержат антитезу иносказания и продолжение литературной традиции А.С. Пушкина эпохи Золотого века. Стихотворение «Дама треф» — коллизия человеческих взаимоотношений в символической амбивалентности классической игральной карты. [6] Таинственное, двойственное отношение автора к персонажу и читателю, делает это произведение пронизывающе актуальным. Колода игральных карт имеет ирреальный порядок расположения карт и разностороннюю атрибутику. С точки зрения С.Н. Колосовой стихотворная композиция «Дамы треф» имеет две части, как и карта две стороны, внешнюю и внутреннюю, двойное, перевернутое изображение. Женские портреты передают загадочную непостижимость женской души. Это портреты — впечатления. [5, С. 158-161] В.Я. Брюсов филигранно рисует две сюжетных линии в «Даме треф» — эпическую и лирическую на образе игральной карты. В.Я. Брюсов прямодушно повествует: «Я знаю, что вы — старомодны, / Давно и не девочка вы. / Вы разбросили кудри свободно / Вдоль лица и вкруг головы». [2]

За каждой картой — символом закреплена соответствующая роль и интрига: «Нашел бы придирчивый критик, / Что напрасно вы — в епанче, / Что смешон округленный щитик / У вас на правом плече» [2]. Епанча — это женская короткая шубейка без рукавов, завезена с арапского Востока. Щитик на плече — заколка в виде щита.

В будничном ракурсе дана внешность дамы треф: «Что, быть может, слишком румяны / Краски у вас на губах и щеке / И что сорван просто с поляны / Цветок в вашей правой руке». [2] Ироническая двойственность карт-людей отмечается наречием «слишком»: «слишком румяны», «слишком стар и сед». [2]. Дама треф означает тайное расположение и предвещает счастливое свидание. Дама треф наделена природной интуицией. Мадам Помпадур, фаворитка французского короля Людовика XV (1710-1774 гг.) была изображена в образе дамы треф. Кратко остановимся на символике масти треф. В обиходно-разговорной речи масть треф — крести. Символ трефовой масти — белый клевер — трилистник, приносящий удачу и крест. Крест в лирике воспринимается как судьба или жизненная тропа. Крест — один из главных христианских символов и предмет христианского культа. В христианском символизме трилистник представляет Святую Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Святое Семейство состоит из трех элементов: власти, чести и славы, они не разделимы в одном Боге. Символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства. Трефы — масть рабочего сословия. Феодальный класс, каста масти треф: крестьянство. Масть треф черного цвета символизирует холодное время года и темное время суток: осень и зима, ночь и вечер. Это мужской символ плоти и сила пламени. Символ стихии треф — огонь. В религии кельтов листьям клевера приписывалась магическая сила. В ряде традиций трилистник символизировал важнейшие триады: единство, гармонию, совершенство; прошлое, настоящее и будущее. Это эмблема плодородия, изобилия и возрождения. Языческая религия утверждает, символ трилистника — жизнь, смерть и возвращение к жизни — бесконечный цикл. Три силы природы: земля, воздух, вода. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. В нашей интерпретации В.Я. Брюсов представляет символическую триаду знаковых фигур: автор произведения — лирическая героиня — игральная карта. [6] Прообраз карты трефовой дамы согласно древнегреческой мифологии Argine. В переводе с английского Argine- крестовая дама. Анаграмма Argine трактуется от латинского слова Regina — королева или Аргия — имя нескольких персонажей. В кельтской мифологии дама треф — Гвиневра — легендарная супруга короля бриттов Артура V-VI вв. [6] Она одна из первых эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе. Целомудренный вариант эпических сказаний гласит, что сэр Ланселот, один из рыцарей Круглого Стола короля Артура, ради своей дамы сердца Гвиневры совершал подвиги. Традиционно валет треф соответствует рыцарю Ланселоту Озерному в игральных картах. [6] В стихотворении портрет трефового валета начертан одним штрихом: «А смотрит слишком лукаво. / На вас с алебардой валет». [2] Алебарда — реквизит рыцаря. Алебарда слово французского происхождения, старинное холодное оружие с топориком или секирой на конце. В. Я. Брюсов отображает портрет короля в эпическом ключе: «Со скиптром и странной державой, / Ваш муж слишком стар и сед» [2]. У трефового короля — геральдические символы: скипетр — укороченный жезл, древнейший символ власти, употреблялся ещё фараоном. Держава -державный шар — государственный символ власти с короной и крестом. На Руси держава означало державное яблоко. Мифологический образ короля треф — Александр Македонский. Царь с 336 — 323 гг. до н.э. Полководец, создатель мировой державы, распространитель греческой цивилизации. [1] Стихотворение «Дама треф» вошло в сборник В. Я.Брюсова «Девятая камена». В древнеримской мифологии камены — италийские богини, покровительницы искусств и наук. Камены созвучны слову carmen — песня, наречение, заговор. [4] Семантические рамки прототипа дамы раскрывают страстность героини: «Но зато вы — царица ночи, / Ваша масть — чернее, чем тьма, / И ваши подведенные очи/ Любовь рисовала сама». [2]

У В.Я. Брюсова пейоративный оттенок в первой части: дама треф — антураж общих впечатлений. Во второй части характеристика дамы имеет мелиоративный оттенок: чувство лирического героя к даме. Амбивалентность дамы треф — муза-источник поэтического вдохновения и пылкая чаровница: «Вы вздыхать умеете сладко, / Приникая к подушке вдвоем, / И готовы являться украдкой, / Едва попрошу я о том». [2] Идейный замысел стихотворения символичен — две части текста и две стороны карты — две стороны жизни. Неуловимая маска-карта и портрет лирической героини сиюминутен: «Чего нам еще ждать от дамы? / Не довольно ль быть милой на миг? / Ах, часто суровы, упорны, упрямы / Дамы черв, бубен и пик!». [2] Поэт — символ любви: «Я из целой колоды люблю только даму треф». [2] По определению М.Л. Гаспарова страсть у В. Я. Брюсова вечна, «ибо она — стихия, ибо она культура» [3] В. Я. Брюсов декларирует: «Не вздыхать же долгие годы / У ног неприступных дев! / И я из целой колоды / Люблю только даму треф». [2] Поэт подчеркивает символистскую концепцию объединяющего взаимопроникновения иллюзорности и действительности. В. Я. Брюсов в «Даме треф», демонстрируя языковую палитру красок повседневных будней, трансформирует их в палитру красок фантазийной выспренности, что делает семантику его слога восхитительной. В. Я. Брюсов предвидел в социально-политических метаморфозах прошлого универсальные модели развития общества. Итак, символы карт поэтического текста открывают семантические значения и ожидают рефлексивного осознания со стороны читателя. Игральная карта, обладая кумулятивной функцией, вмещает комплекс социокультурных символов с колоритным репертуаром. Полисимволизм игральных карт и амбивалентность карточных мастей предоставляет новое поле исследования для интегративных отраслей знания. Цифровая символика карточной номинации с выраженной прикладной ориентацией способна повлиять на сопоставительные исследования в истории языка, лексикографии, литературоведении, машинном переводе, социолингвистики, теории вероятностей. Мы согласны с Ю. М. Лотманом 1922- 1993, что символ — механизм памяти культуры, символы помогают понять и сохранить социокультурный опыт народа всей планеты [6].


Список литературы

  1. Александр Великий Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Александр_Великий (дата обращения: 14.03. 2017)
  2. Брюсов В.Я. Дама Треф. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Bryusov/46.htm- 27.03.17.)
  3. Гаспаров М.Л. Поэтика Серебрянного века. URL: http://destructioen.narod.ru/gasparov_ser_vek.htm (дата обращения: 30.04.17.)
  4. Камены. Римская мифология. Боги. URL: http://world-of-legends.su/roman/roman_gods/id1401 (дата обращения: 01.05.2017)
  5. Колосова С.Н. Портрет в стихотворении В.Я. Брюсова «Дама треф» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Выпуск 4. – 2005- С.158-161.
  6. Сабирова Л.В. Прототипы символов-образов карточных персонажей пьесы «Червонный валет» поэта М. И. Цветаевой и символичность пословиц художника Питера Брейгеля старшего. // Science Time. — № 11(35). — Казань: мат. межд. научно — практ. конф. Общества науки и творчества, 2016. — С. 438-444.