УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

№36,

Педагогические науки

Новиков Егор Алексеевич


Ключевые слова: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ; HEALTHY LIFESTYLE; PRESCHOOL CHILDREN; WORKS OF ART.


Аннотация: В статье рассматривается формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, дается характеристика его основных понятий. В работе представлены актуальные формы, методы и приемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в детском саду.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. О необходимости формирования основ здорового образа жизни и ее сущности писали Деркунская, В.А., Мещеряков Б. и др. [1]. Результатом такой работы будет элементарная здоровьесберегающая компетентность ребенка, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях — с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания — с другой [2]. Эффективным средством в реализации данного направления работы с дошкольниками является художественные произведения.

В нашем «Центре развития ребенка -детский саду «Хрусталик» города Абакана процесс формирования основ здорового образа жизни дошкольников, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.

Педагогами старших групп детского сада был разработан комплекс мероприятий организации деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Деятельность была направлена на создание и соблюдение следующих условий:
— составление перспективного плана, направленного на организацию деятельности педагога по знакомству детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой;
— пополнение развивающей предметно-пространственной среды;
— вовлечение родителей в процесс знакомства детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

При составлении плана работы воспитатели уделили внимание содержанию непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимные моменты и при самостоятельной деятельности детей, а также учитывали лексические темы, сезонность и памятные даты.

Непосредственно образовательная деятельность была разработана с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, основывалась на разработках О.С. Ушаковой, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович
[1; 2; 6].

В режимные моменты была предусмотрена и осуществлялась совместная деятельность взрослого и детей:
— ежедневное чтение в свободной форме (по желанию детей и взаимосвязь с НОД) – прослушивание записей и просмотр видеоматериалов;
— беседы после чтения, беседы о книгах;
— чтение с продолжением, таких произведений, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Папа, мама, восемь детей и грузовик» А. К. Вестли, «Маленькая Баба – Яга» О. Пройслер, «Синичкин календарь» В. Бианки.
— творческие задания: «Придумай рифму», «Составь сказку по пословице», «Придумай конец истории», «Придумай другое название», «Составь рассказ по картинкам», «Придумай смешную историю», «Сочини сказку», «Скажи по-другому», «Нарисуй иллюстрацию к сказке», «Изобрази героя» и др.
— литературные игры: «Собери картинку», «Назови героев сказки», «Из какой сказки герой?», «Домино», «Лото», «Постройся по порядку», «Найди лишнюю картинку», «Продолжи строчку», «Угадай рифму», «Придумай за автора», «Кто больше вспомнит стихов о деревьях, сказок о… и т. д», игра-викторина «Поле чудес»;
— наблюдения в природе с использованием пословиц, примет, загадок, художественного слова.

А также организованы:
— тематические выставки: «Сказки А.С. Пушкина», «Рассказы Л.Н. Толстого», «Сказы П.П. Бажова», «Басни писателей», «Выставка книг по сказкам К.И. Чуковского», «Рассказы Е. Чарушина», «Книги о природе и животных», «Иллюстраторы детских книг», «Стихи для детей»;
— вечера литературных развлечений: «Придумай рифму», «День смеха», «Вечер сказок «Допиши сказку», «Самый лучший чтец», «Литературный калейдоскоп (по сказкам А.С. Пушкина)», «Вечер загадок»;
— литературные праздники: «Сказки К. Чуковского», «Путешествие в сказы П.П. Бажова»;
— инсценировки произведений: «Под грибом», «Айболит», «Двенадцать месяцев», «Басни Крылова»
— детская проектная деятельность «Создаем книжку»,
«Иллюстрация к любимой сказке», «Придумаем сказку и расскажем малышам».

Большое значение для формирования здорового образа жизни оказывает и проведение подвижных игр, организованных на основе содержания прочитанных детских произведений. Проводились они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.

Таким образом, чтение детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение прочитанного позволяло воспитателям сформировать у ребенка прочные представления об основах здорового образа жизни, так как художественное слово и детская книга являются эффективным средством воспитания детей.


Список литературы

  1. Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. Прайм-Еврознак, 2018. С. 61-62.
  2. Деркунская, В.А. Концепция воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения: основные понятия / В.А. Деркунская // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации : сб. науч. ст. : по материалам междунар. науч.-практ. конф. 10-11 декабря 2019 г. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019.
  3. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7409/2/10Aslanyan.pdf