УДК 373.3

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

№36,

Педагогические науки

Дмитриева Аделина Владимировна


Научный руководитель: Панфилов А.Н., доцент, к.п.н.


Ключевые слова: ВООБРАЖЕНИЕ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ; ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ; ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ; СТАДИИ ВООБРАЖЕНИЯ; CREATIVE IMAGINATION; JUNIOR SCHOOLCHILDREN; STAGES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION; INTERIORIZATION; FUNCTIONS OF IMAGINATION; STAGES OF CREATIVE IMAGINATION.


Аннотация: В статье рассмотрены сущность и функции воображения младших школьников. Выявлены психолого-педагогические этапы развития воображения дошкольников и младших школьников. Раскрыта взаимосвязь воображения и других познавательных процессов младшего школьника. Доказана необходимость изучения этого аспекта как одного из самых значимых в жизни учащихся начальных классов.

В отечественной психологии значительное место занимают исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста. Большинство авторов связывают возникновение воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), а также с овладением школьниками традиционно рассматриваемыми видами деятельности: созидательной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Состояние детского воображения зависит от следующих факторов:

— возраст;
— умственное развитие;
— особенности развития, т.е. наличие каких-либо нарушений психофизического развития;
— индивидуальные черты личности: устойчивость, осознание и направленность мотиваций, оценочные структуры образа Я, особенности общения, степень самореализации и оценки своей деятельности, черты характера и темперамента;
— развитие образовательно-воспитательного процесса.

По мнению Л. С. Выготского, необходимо знать психологический механизм детского воображения, в основе которого лежит соотношение фантазии и действительности. «Активность воображения прямо пропорциональна богатству и разнообразию предшествующего опыта человека, ибо тот опыт есть тот материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеется в его воображении. [1]. Задача взрослого состоит в том, чтобы расширить опыт ребенка, что создаст условия для развития детской активности, ведь воображение связано с самой действительностью, и в процессе ее восприятия происходит накопление и уточнение представлений о ней, обогащая тем самым память с образами существующей.

Психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в три стадии:

— детство и отрочество — господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
— юность — сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
— зрелость — подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение юного учащегося развивается постепенно по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт школьника, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше у него накопилось впечатлений об окружающей действительности, тем богаче его воображение в материи, тем шире раскрывается его воображение и творчество, что наиболее активно и полно реализуется в играх, написании сказок и рассказов, рисовании.

Современная педагогика уже не сомневается, что творчеству можно научить. Под творческими способностями обучающихся мы понимаем комплексные возможности обучающегося в исполнительской деятельности и действиях, направленных на создание новых образовательных продуктов. Благодаря творчеству у ребенка развивается мышление.

Школьный возраст, как и все человеческие возрасты, начинается с критической стадии или переломного момента в возрасте 7 лет. При переходе от дошкольного к школьному возрасту меняется младший воспитанник. Результаты многих современных исследований по этой проблеме можно обобщить следующим образом: для 7-летнего ребенка изначально характерна утрата детской непосредственности. Непосредственной причиной детской непосредственности является недостаточное различение внутренней и внешней жизни.

Черты, характеризующие кризис 7 лет, связаны с ослаблением чувственной непосредственности, усилением рациональной стороны восприятия действительности, которая теперь опосредует переживание и само действие, являясь противоположностью наивного и прямого действия, характерного ребенка. Ребенок начинает осознавать свои переживания, рождаются понятия «я счастлив», «я расстроен», «я зол», «я добрый», «я злой». Возрастают переживания детства, в результате чего у ребенка складываются новые отношения с самим собой, что стало возможным благодаря процессу обобщения и усложнения переживаний. Это то, что называется аффективным обобщением, или логикой чувств, когда школьник учится обобщать свои чувства, которые он многократно повторяет.

Каковы этапы развития воображения у детей школьного возраста? Известно, что детское воображение до 3 лет существует, так сказать, в других психических процессах, составляющих основу воображения. К 3 годам у ребенка развиваются вербальные формы воображения, и воображение становится самостоятельным психическим процессом. В 4-5 лет ребенок учится планировать и структурировать предстоящие действия на ментальном уровне.

В 6-7 лет воображение уже достаточно активное, значительное и конкретное. Появляются первые элементы детского творчества. Воображение нуждается в питающей его среде – это эмоциональное общение со взрослыми, предметная и манипулятивная деятельность разного рода.

С 6-7 лет до 9-10 лет — младший школьный период ребенка. Он имеет постоянные функции, связанные с учебно-познавательной деятельностью. Новый социальный статус ребенка, мир нормативных отношений усложняют условия жизни ребенка, нередко выступая для него стрессовыми, усиливая психическое напряжение, что сказывается на физическом здоровье, эмоциональном состоянии и поведении ребенка. Стандартизация условий жизни младшего, происходящая в школе, начинает мешать его естественному развитию, которое до тех пор учитывалось и понималось его близкими. В основном младший адаптируется к стандартным условиям школы, что помогает ему в образовательной деятельности [2].

Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, и внутренняя позиция сверху ситуативной становится внешней ситуативной.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, написании рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения разнообразны: одни воссоздают действительность, другие создают новые фантастические образы и ситуации. При написании рассказов дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, иногда совершенно не замечая этого. Однако нередко они намеренно комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, преувеличивая те или иные стороны и качества своих персонажей.

Таким образом, воображение детей обладает значительным потенциалом для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Мы много знаем о значении творческого воображения в жизни младшего школьника, о том, как оно влияет на его процессы и психические состояния, и даже на организм. Это побуждает нас выделить и подробно рассмотреть проблему творческого воображения. Благодаря воображению младший школьник творит, осмысленно планирует и руководит своей деятельностью. Творческое воображение выводит самого юного школьника за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, младший школьник может «жить» в разные времена, чего не может себе позволить ни одно другое живое существо в мире [7].

Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет младшему школьнику ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Это помогает вам во многих отношениях в жизни, когда практические действия невозможны, сложны или просто неуместны (нежелательны). Творческое воображение отличается от восприятия тем, что его образы не всегда соответствуют действительности, содержат элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым в действительности ничего или мало не соответствует, то это называется фантазией. Если к тому же творческое воображение устремлено в будущее, оно называется мечтой.


Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в младшем школьном возрасте. СПб.,2007.
  2. Боровик О. В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. М., 2005.
  3. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Воображение у детей. М., 2007.
  4. Ванник М. Э. Творческое воображение на уроках. М., 2005.
  5. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. М., 2005.
  6. Воображение. Философский энциклопедический словарь. М., 2008.
  7. Веккер Л. М. Психические процессы. Воображение. М., 2006.